Технология обеспечения квалификационного экзамена
Различие в профессиональной подготовке и накопленном профессиональном опыте сотрудников отражается в присвоении им соответствующих разрядов (классных чинов). В государственной и муниципальной службе порядок присвоения классных чинов определяется соответствующими нормативными документами, которые и являются основой технологии обеспечения необходимой оценки персонала.
Классные чины государственным служащим присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям государственной службы соответствующих групп.
Технологизация квалификационного экзамена, как правило, связана с использованием тестовой методи-
ки. Разнообразие видов проверяемых знаний, уровней и форм их представления отражается в технологизации тестовой методики, основная направленность которой выражается в форматировании различных видов тестовых заданий — стимулов мыслительной деятельности, отражающей контролируемые знания.
В современных тестовых методиках, включаемых в технологии обеспечения квалификационного экзамена, используются такие формы тестовых заданий1:
1) задания с выбором одного верного ответа из ряда предложенных вариантов;
2) задания с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных вариантов;
3) задания на упорядочение ответов (фактов, событий, явлений...);
4) задания на соответствие (терминов - понятий, процессов -условий их реализации,...);
5) задания на реконструкцию (текста или схемы - фрагменты пропущены);
6) задания комбинированного типа (комплекс из предыдущих форм);
7) задания со свободно конструируемым ответом.
Для каждого задания составлена система критериев (ключи верного ответа или критериальная схема поэлементного анализа ответов оцениваемого сотрудника).
По результатам проведения теста составляется соответствующая таблица (см. табл. 8):
Таблица 8 Результаты проведения тестирования
Задание | Оцениваемые | ||||||||||
Диагностическая оценка | |||||||||||
I | |||||||||||
II | |||||||||||
III | |||||||||||
IV | |||||||||||
V | |||||||||||
VI | |||||||||||
VII | |||||||||||
VIII | |||||||||||
IX | |||||||||||
X | |||||||||||
Аттестационная оценка |
Оценка в каждой графе таблицы означает: 2 балла — за верное выполнение задания, 1 балл — за неполное или неверное выполнение задания, 0 баллов — за невыполненное задание.
Данная таблица позволяет не только определить сотрудников, успешно выполнивших тест (строка «аттестационная оценка»), но ивыявить типичные недостатки их профессиональной подготовки (строка «диагностическая оценка»). Так, если успешными будут считаться результаты равные или превышающие 60% (от максимально возможной оценки), то аттестацию, как видно из таблицы, прошли только 6 из 10 сотрудников. В то же время задание IX не выполнил ни один испытуемый, что является основанием для планирования целенаправленного повышения квалификации по соответствующему направлению для всех сотрудников.
Объективность оценок персонала с применением данной технологии обеспечивается компьютерной системой, содержащей достаточно вариативную базу тестовых заданий в соответствии с программой квалификационного экзамена. Структурно-функциональная схема такой системы имеет следующий вид (см. рис. 35):
Документы, определяющие Программа База тестовых
процедуру экзамена (содержание) экзамена заданий
Результаты экзамена Компьютерное Компьютерная оболочка
тестирование сотрудника интерактивного тестирования
Аттестационная оценка Диагностическая оценка
Рекомендации по присвоению Рекомендации
классного чина по планированию повышения
квалификации сотрудников
Рис. 35. Структурно-функциональная схема экзамена
В рамках квалификационного экзамена федеральных государственных служащих в программу тестирования могут включаться разделы, обеспечивающие оценку знания сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, правовых основ государственной службы, законов и постановлений, касающихся соответственного органа государственной власти и управления, регламента учреждения (организации), документов по делопроизводству.
К значимым качествам оцениваемого сотрудника относятся также:
— профессиональные— профессиональные знания, умения и навыки, профессиональный опыт человека, его квалификация, результаты профессиональной деятельности и т. д.;
— деловые — организованность, предприимчивость, инициативность, ответственность, эффективность деятельности и т. д.;
-морально-психологические — способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость и т. д.;
— интегральные— авторитет сотрудника, состояние здоровья, общая культура, культура мышления, речи и т. д.;
— специальные— характеризуют способность сотрудника адекватно учитывать в своей деятельности статус, миссию, цели, задачи и планируемые задачи организации.
Таким образом, очевидно, что актуальная оценка персонала в рамках квалификационного экзамена — достаточно сложная и ответственная процедура, а ее выполнение без соответствующей технологизации и автоматизации весьма затруднительно.
В то же время применение компьютерных систем не только повышает объективность, надежность и достоверность получаемых оценок персонала, но и позволяет хранить и накапливать данные о всех проводимых в организации оценочных мероприятиях, возвращаться к любой имеющейся в базе данных информации для уточнения и получения дополнительных данных, а главное, полученные массивы данных допускают выборочную и интегральную их обработку для решения задач кадрового мониторинга.