Организационные основы управления развитием персонала

Управление профессиональным развитием организуется с учетом уровня квалификации сотрудников и включает: диагнос­тику профессиональной пригодности кадров; использование эффективных технологий востребования и обучения кадров; оценку результатов деятельности работников; формирование резерва и стимулирование карьерного роста; мотивацию персо­нала и т. д.

Осуществляется управление развитием персонала посред­ством разработки концепций и программ, кадрового планирова­ния, принятия обоснованных управленческих решений. В ходе их реализации руководители организаций, структурных подразделе­ний предприятий стимулируют развитие профессионализма, по­вышение профессиональной компетенции и компетентности пер­сонала, расширяют возможности повышения деловой активности работников. Качественным составом принятых на работу кадров в значительной степени определяется объем работы кадровых служб по их профессиональному развитию. Поэтому освоение современных технологий поиска, подбора и отбора кандидатов на конкретные должности имеет важное значение для организа­ции управления профессиональным развитием персонала.

Планирование профессионального развития кадрового соста­ва организации ведется на основе прогнозирования потребностей и учета возможных изменений функций и компетенций работни­ков, увеличения объема их работы, введения новых должностных структур и т. д. Систематизация кадрового планирования являет­ся непреложным условием достижения целей и задач организа­ции (предприятия). При этом важно учитывать условия и факто­ры формирования профессионализма как на личностном уровне, так и на уровне всей организации.

Специфика управления профессионально-квалификацион­ным развитием кадров обусловлена задачами повышения эффек­тивности управленческой деятельности. Успешное управление профессионально-квалификационным развитием определяется:

— созданием условий для профессионального развития, рацио­нальной расстановкой, эффективным использованием професси­ональной компетентности и способностей кадров;

— регулярным обновлением кадрового состава при сохранении преемственности, улучшении его качественных показателей;

— разработкой и использованием оптимальных критериев оценки профессионализма, качества и эффективности труда пер­сонала.

В организационном плане выделяются следующие этапы управ­ления профессиональным развитием персонала:

— определение потребностей организации в профессионально подготовленных кадрах;

— оценка уровня профессионализма и профессиональной компе­тентности кадров при отборе и приеме на работу;

— организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации, приобретение необходимых навыков и умений в ходе адаптации, стажировок, должностного роста;

— учет уровня профессиональной компетентности и качества выполнения должностных обязанностей при стимулировании персонала;

— сохранение квалифицированных и эффективно работающих кадров в ходе реструктуризации и сокращения штата организации.

Методы управления профессиональным развитием персонала как способы реализации управленческих воздействий на персо­нал служат достижению профессиональной компетенции и ком­петентности кадров организации

При планировании профессионального развития персонала необходимо определить требования к качественным параметрам иштатной численности персонала, механизмы реализации мер кадрового планирования и сроки их выполнения. Управление профессиональным развитием предполагает мотивацию персо­нала, установление контроля за выполнением задач и функций организации.

Организация профессионального развития персонала вклю­чает:

— подготовку нормативных актов, регламентирующих кадро­вую деятельность в области профессионального развития;

— анализ качественных и количественных показателей кадро­вого обеспечения организации;

— профессионально-должностное становление и карьерное продвижение кадров в организации;

— дополнительное профессиональное образование;

— организацию стажировок, инструктажей, тренингов;

— проведение квалификационных экзаменов, аттестации, кон­курсов на замещение вакантных должностей.

Цели профессионального развития в значительной мере достигаются путем подголовки, переподготовки и повышения квалифи­кации кадров. Важную роль в эхом играет система образования. В нашей стране сформирована многоуровневая образовательная система, которая включает основное общее и среднее (полное) об­разование, а также различные виды профессионального образова­ния: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Каждый из этих уровней реализуется путем освоения образовательных программ (общеобразовательных и профессиональных). Основные задачи государственной политики в сфере образования (общего и профес­сионального) состоят в достижении непрерывности образования, повышении качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечении конституционного права граждан на равный доступ к различным видам профессионального образования.

Профессиональное образование представляет собой целенаправ­ленный процесс удовлетворения образовательных потребностей, приобретения в процессе обучения специальных знаний, необхо­димых для определенного вида трудовой деятельности в интересах человека, общества, государства.

Являясь конкурентным преимуществом и важнейшим ресур­сом социально-экономического развития, профессиональное об­разование составляет один из главных приоритетов Российского государства. В хо же время эхо важнейший вопрос для экономики и полихики, общесхва и государсхва. А главное — для людей, по­скольку захрагиваех преобладающую часхь населения. Согласно социологическим данным, около 60% населения схраны вовлече­но в деяхельносхь образовахельной сферы, а 80% граждан в воз-расхе до 35 лех счихаех получение высшего образования важней­шей своей целью'.

Непрерывный профессионально-квалификационный и усхой-чивый должносхной росх персонала досхигаехся путем различно­го вида и уровня профессионального образования. Сисхема про­фессионального образования включаех следующие схрукхурные элеменхы:

государсхвенные образовахельные схандархы;

учебные планы и программы (основные и дополнихельные) среднего, высшего и послевузовского образования, научно-мехо-дическое обеспечение учебного процесса;

государсхвенные, муниципальные и негосударсхвенные уч­реждения среднего, высшего и дополнихельного профессиональ­ного образования;

органы управления профессиональным образованием;

ресурсное и информационное обеспечение учебного процесса.

Учебный процесс осущесхвляехся в образовахельных учреж­дениях: дошкольных, общеобразовахельных, профессионального образования (начального, среднего специального, высшего про­фессионального, дополнихельного профессионального).

Непрерывность образования как средсхво развихия личносхи в хечение всей жизни предсхавляех посхоянный переход с одно­го уровня обучения на другой после его завершения. В Нацио­нальной докхрине образования Российской Федерации (2001 г.) закреплена Концепция непрерывного образования кадров. Раз-вихие обучения на прохяжении всей жизни соохвехсхвуех поло­жению Консхихуции РФ (1993 г.) о предосхавлении гражданам равного досхупа к образованию.

Важнейшая сосхавляющая сисхемы непрерывного образова­ния схраны — дополнихельное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование — эхо резульхах обучения в образовахельных учреждениях для совершенсхвова-ния профессиональных знаний, умений и навыков, подгоховки кадров к новым видам профессиональной деяхельносхи в связи с ресхрукхуризацией, кохорая часхо сопровождаехся усхановлени-ем новых квалификационных хребований кдолжносхям.

Основными задачами дополнихельного профессионального образования являюхся:

— обновление и пополнение знаний, полученных специалис-хами ранее в различных образовахельных учреждениях сисхемы профессионального образования;

— адапхация персонала к конкрехным условиям профессио­нальной деяхельносхи;

— совершенсхвование профессиональных навыков рабохников в связи с необходимосхью решения новых задач (получения новой специализации) в смежных с базовой специальносхью обласхях;

— приобретение знаний, профессиональных навыков и уме­ний по новой специализации в том случае, когда базовая специ­альность работника не находится в смежных с получаемой специ­альностью областях.

В зависимости от целей обучения различают следующие виды дополнительного профессионального образования: повыше­ние квалификации, профессиональная переподготовка и стажи­ровка.

Повышение квалификации (специалистов) — вид дополнитель­ного профессионального образования, направленный на регу­лярное обновление, углубление и пополнение знаний в соот­ветствующей научной и профессиональной сфере деятельности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Чаще всего повышение квалификации включает сле­дующие виды обучения: краткосрочное (72 — 100 часов), длитель­ное (свыше 100 часов). Обычно повышение квалификации кадров проводится в организации по мере необходимости, но не реже од­ного раза в пять лет, если другие требования не обусловлены со­ответствующими нормативными правовыми актами. Например, для государственных гражданских служащих установлена перио­дичность прохождения повышения квалификации не реже одно­го раза в три года в течение всего периода службы.

Повышение квалификации включает следующие виды про­фессионального обучения:

— краткосрочное (не менее 72 учебных часов) тематическое обучение по направлениям определенной профессиональной де­ятельности. Организуется по месту основной работы специалис­тов и заканчивается сдачей квалификационного экзамена, зачета или защитой реферата;

— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по конкретным научно-техническим, технологическим, социаль­но-экономическим и другим проблемам, возникающим на уров­не отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в об­разовательном учреждении повышения квалификации для углуб­ленного изучения актуальных проблем науки, техники, техноло­гии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного профессионального образования, направленный на получение специалистами, имеющими высшее или среднее профессиональ­ное образование, знаний, умений и навыков по образовательным программам. Здесь предусматривается изучение отдельных дис­циплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Про­граммы профессиональной переподготовки рассчитаны на их ос­воение в ходе 500-часового обучения. В результате специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Переподготовка проводится для получения новой специаль­ности и осуществляется в несмежных с базовой специальностью областях. Целью переподготовки кадров является получение но­вой специальности или квалификации на базе имеющегося вы­сшего или среднего профессионального образования. Перепод­готовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется в образовательных учреждениях высшего или среднего професси­онального образования. Специалистам, прошедшим переподго­товку, выдается диплом о присвоении им соответствующей ква­лификации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалифи­кации специалистов осуществляются на договорной основе. Договоры заключаются образовательными учреждениями с фе­деральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями или учреждениями различных форм собствен­ности.

Стажировка — форма повышения квалификации или пере­подготовки путем непосредственного участия индивида в со­ответствующей профессиональной деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного дополнительного профессионального обучения. Основной целью стажировки яв­ляется формирование и закрепление на практике профессиональ­ных знаний, умений и навыков, полученных ранее в результате теоретической подготовки или профессиональной деятельности. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Типовые положения о структурных подразделениях повыше­ния квалификации образовательных учреждений высшего и сред­него профессионального образования разрабатываются и утверж­даются федеральными органами исполнительной власти, которые выполняют требования единой государственной политики в об­ласти дополнительного профессионального образования.

Профессиональное обучение персонала, включая повышение квалификации, переподготовку и стажировку, организуется по специальным программам профессионального развития, которые разрабатываются с учетом потребностей и практических проблем производственной деятельности, которые должны соответство­вать профессиональным компетенциям работников. Традицион­ными методами определения потребностей в обучении стали ат­тестация, проведение квалификационных экзаменов, собеседований. В ходе аттестации обсуждаются перспективы профессионального развития и карьерного роста. В результате разрабатывается план индивидуального развития.

Содержание, преемственность и дифференциация в обучении различных категорий слушателей определяются учебными про­граммами. Логика освоения учебного материала предусматривает увязку обучения с особенностями профессионального развития кадров, а также условиями выполнения ими должностных обязан­ностей. Выбор методов профессионального обучения проводится в соответствии с целями подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации персонала.

В организации профессионального обучения важное значение имеет обеспечение качества и эффективности учебного процесса. Механизм достижения качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должен опираться на образовательные стандарты (государственные, региональные, отраслевые, образовательного учреждения), технологии и сред­ства контроля их соблюдения, оценки качества усвоения про­граммного материала.

Содержание профессионального образования включает на­правления и формы обучения, их востребованность субъектами кадровой политики организации; объем и содержание образова­тельных программ и преподаваемых дисциплин; формы проведения занятий. Результаты и эффективность обучения включают показатели успеваемости; профессиональные знания, навыки и возможную сферу их применения в процессе трудовой деятель­ности; оценку результатов обучения; профессиональный рост вы­пускников.

Профессиональное развитие не сводится лишь к освоению об­разовательной программы (в учебных центрах, вузах, на темати­ческих семинарах и др.). Важное значение имеет также приобре­тение новых навыков и умений в процессе трудовой деятельности, в ходе стажировок, изучения полезного профессионального опы­та. Отечественный и зарубежный опыт управления персоналом свидетельствует о взаимозависимости между ростом профессио­нализма кадров и их должностным продвижением. Поэтому как субъекты, так и объекты кадровой политики взаимно заинтересо­ваны в повышении уровня профессионализма персонала и каж­дого работника организации (предприятия).

Для профессионального развития и карьерного роста персона­ла важное значение имеет формирование кадрового резерва. Этот вид кадровой деятельности включает определение принципов, критериев и механизмов включения кадров в резерв на выдви­жение, определение наиболее рациональных технологий работы с резервом. В процессе составления резерва изучаются качества возможных кандидатов, осуществляется отбор и зачисление в этот состав, организуется профессиональная переподготовка кад­ров резерва, оценивается их готовность к замещению конкретных должностей.

Наши рекомендации