Организационные основы управления развитием персонала
Управление профессиональным развитием организуется с учетом уровня квалификации сотрудников и включает: диагностику профессиональной пригодности кадров; использование эффективных технологий востребования и обучения кадров; оценку результатов деятельности работников; формирование резерва и стимулирование карьерного роста; мотивацию персонала и т. д.
Осуществляется управление развитием персонала посредством разработки концепций и программ, кадрового планирования, принятия обоснованных управленческих решений. В ходе их реализации руководители организаций, структурных подразделений предприятий стимулируют развитие профессионализма, повышение профессиональной компетенции и компетентности персонала, расширяют возможности повышения деловой активности работников. Качественным составом принятых на работу кадров в значительной степени определяется объем работы кадровых служб по их профессиональному развитию. Поэтому освоение современных технологий поиска, подбора и отбора кандидатов на конкретные должности имеет важное значение для организации управления профессиональным развитием персонала.
Планирование профессионального развития кадрового состава организации ведется на основе прогнозирования потребностей и учета возможных изменений функций и компетенций работников, увеличения объема их работы, введения новых должностных структур и т. д. Систематизация кадрового планирования является непреложным условием достижения целей и задач организации (предприятия). При этом важно учитывать условия и факторы формирования профессионализма как на личностном уровне, так и на уровне всей организации.
Специфика управления профессионально-квалификационным развитием кадров обусловлена задачами повышения эффективности управленческой деятельности. Успешное управление профессионально-квалификационным развитием определяется:
— созданием условий для профессионального развития, рациональной расстановкой, эффективным использованием профессиональной компетентности и способностей кадров;
— регулярным обновлением кадрового состава при сохранении преемственности, улучшении его качественных показателей;
— разработкой и использованием оптимальных критериев оценки профессионализма, качества и эффективности труда персонала.
В организационном плане выделяются следующие этапы управления профессиональным развитием персонала:
— определение потребностей организации в профессионально подготовленных кадрах;
— оценка уровня профессионализма и профессиональной компетентности кадров при отборе и приеме на работу;
— организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации, приобретение необходимых навыков и умений в ходе адаптации, стажировок, должностного роста;
— учет уровня профессиональной компетентности и качества выполнения должностных обязанностей при стимулировании персонала;
— сохранение квалифицированных и эффективно работающих кадров в ходе реструктуризации и сокращения штата организации.
Методы управления профессиональным развитием персонала как способы реализации управленческих воздействий на персонал служат достижению профессиональной компетенции и компетентности кадров организации
При планировании профессионального развития персонала необходимо определить требования к качественным параметрам иштатной численности персонала, механизмы реализации мер кадрового планирования и сроки их выполнения. Управление профессиональным развитием предполагает мотивацию персонала, установление контроля за выполнением задач и функций организации.
Организация профессионального развития персонала включает:
— подготовку нормативных актов, регламентирующих кадровую деятельность в области профессионального развития;
— анализ качественных и количественных показателей кадрового обеспечения организации;
— профессионально-должностное становление и карьерное продвижение кадров в организации;
— дополнительное профессиональное образование;
— организацию стажировок, инструктажей, тренингов;
— проведение квалификационных экзаменов, аттестации, конкурсов на замещение вакантных должностей.
Цели профессионального развития в значительной мере достигаются путем подголовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Важную роль в эхом играет система образования. В нашей стране сформирована многоуровневая образовательная система, которая включает основное общее и среднее (полное) образование, а также различные виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Каждый из этих уровней реализуется путем освоения образовательных программ (общеобразовательных и профессиональных). Основные задачи государственной политики в сфере образования (общего и профессионального) состоят в достижении непрерывности образования, повышении качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечении конституционного права граждан на равный доступ к различным видам профессионального образования.
Профессиональное образование представляет собой целенаправленный процесс удовлетворения образовательных потребностей, приобретения в процессе обучения специальных знаний, необходимых для определенного вида трудовой деятельности в интересах человека, общества, государства.
Являясь конкурентным преимуществом и важнейшим ресурсом социально-экономического развития, профессиональное образование составляет один из главных приоритетов Российского государства. В хо же время эхо важнейший вопрос для экономики и полихики, общесхва и государсхва. А главное — для людей, поскольку захрагиваех преобладающую часхь населения. Согласно социологическим данным, около 60% населения схраны вовлечено в деяхельносхь образовахельной сферы, а 80% граждан в воз-расхе до 35 лех счихаех получение высшего образования важнейшей своей целью'.
Непрерывный профессионально-квалификационный и усхой-чивый должносхной росх персонала досхигаехся путем различного вида и уровня профессионального образования. Сисхема профессионального образования включаех следующие схрукхурные элеменхы:
государсхвенные образовахельные схандархы;
учебные планы и программы (основные и дополнихельные) среднего, высшего и послевузовского образования, научно-мехо-дическое обеспечение учебного процесса;
государсхвенные, муниципальные и негосударсхвенные учреждения среднего, высшего и дополнихельного профессионального образования;
органы управления профессиональным образованием;
ресурсное и информационное обеспечение учебного процесса.
Учебный процесс осущесхвляехся в образовахельных учреждениях: дошкольных, общеобразовахельных, профессионального образования (начального, среднего специального, высшего профессионального, дополнихельного профессионального).
Непрерывность образования как средсхво развихия личносхи в хечение всей жизни предсхавляех посхоянный переход с одного уровня обучения на другой после его завершения. В Национальной докхрине образования Российской Федерации (2001 г.) закреплена Концепция непрерывного образования кадров. Раз-вихие обучения на прохяжении всей жизни соохвехсхвуех положению Консхихуции РФ (1993 г.) о предосхавлении гражданам равного досхупа к образованию.
Важнейшая сосхавляющая сисхемы непрерывного образования схраны — дополнихельное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование — эхо резульхах обучения в образовахельных учреждениях для совершенсхвова-ния профессиональных знаний, умений и навыков, подгоховки кадров к новым видам профессиональной деяхельносхи в связи с ресхрукхуризацией, кохорая часхо сопровождаехся усхановлени-ем новых квалификационных хребований кдолжносхям.
Основными задачами дополнихельного профессионального образования являюхся:
— обновление и пополнение знаний, полученных специалис-хами ранее в различных образовахельных учреждениях сисхемы профессионального образования;
— адапхация персонала к конкрехным условиям профессиональной деяхельносхи;
— совершенсхвование профессиональных навыков рабохников в связи с необходимосхью решения новых задач (получения новой специализации) в смежных с базовой специальносхью обласхях;
— приобретение знаний, профессиональных навыков и умений по новой специализации в том случае, когда базовая специальность работника не находится в смежных с получаемой специальностью областях.
В зависимости от целей обучения различают следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка.
Повышение квалификации (специалистов) — вид дополнительного профессионального образования, направленный на регулярное обновление, углубление и пополнение знаний в соответствующей научной и профессиональной сфере деятельности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Чаще всего повышение квалификации включает следующие виды обучения: краткосрочное (72 — 100 часов), длительное (свыше 100 часов). Обычно повышение квалификации кадров проводится в организации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, если другие требования не обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами. Например, для государственных гражданских служащих установлена периодичность прохождения повышения квалификации не реже одного раза в три года в течение всего периода службы.
Повышение квалификации включает следующие виды профессионального обучения:
— краткосрочное (не менее 72 учебных часов) тематическое обучение по направлениям определенной профессиональной деятельности. Организуется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей квалификационного экзамена, зачета или защитой реферата;
— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по конкретным научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного профессионального образования, направленный на получение специалистами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, знаний, умений и навыков по образовательным программам. Здесь предусматривается изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Программы профессиональной переподготовки рассчитаны на их освоение в ходе 500-часового обучения. В результате специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Переподготовка проводится для получения новой специальности и осуществляется в несмежных с базовой специальностью областях. Целью переподготовки кадров является получение новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается диплом о присвоении им соответствующей квалификации.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на договорной основе. Договоры заключаются образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями или учреждениями различных форм собственности.
Стажировка — форма повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия индивида в соответствующей профессиональной деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного дополнительного профессионального обучения. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных ранее в результате теоретической подготовки или профессиональной деятельности. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Типовые положения о структурных подразделениях повышения квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, которые выполняют требования единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.
Профессиональное обучение персонала, включая повышение квалификации, переподготовку и стажировку, организуется по специальным программам профессионального развития, которые разрабатываются с учетом потребностей и практических проблем производственной деятельности, которые должны соответствовать профессиональным компетенциям работников. Традиционными методами определения потребностей в обучении стали аттестация, проведение квалификационных экзаменов, собеседований. В ходе аттестации обсуждаются перспективы профессионального развития и карьерного роста. В результате разрабатывается план индивидуального развития.
Содержание, преемственность и дифференциация в обучении различных категорий слушателей определяются учебными программами. Логика освоения учебного материала предусматривает увязку обучения с особенностями профессионального развития кадров, а также условиями выполнения ими должностных обязанностей. Выбор методов профессионального обучения проводится в соответствии с целями подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
В организации профессионального обучения важное значение имеет обеспечение качества и эффективности учебного процесса. Механизм достижения качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должен опираться на образовательные стандарты (государственные, региональные, отраслевые, образовательного учреждения), технологии и средства контроля их соблюдения, оценки качества усвоения программного материала.
Содержание профессионального образования включает направления и формы обучения, их востребованность субъектами кадровой политики организации; объем и содержание образовательных программ и преподаваемых дисциплин; формы проведения занятий. Результаты и эффективность обучения включают показатели успеваемости; профессиональные знания, навыки и возможную сферу их применения в процессе трудовой деятельности; оценку результатов обучения; профессиональный рост выпускников.
Профессиональное развитие не сводится лишь к освоению образовательной программы (в учебных центрах, вузах, на тематических семинарах и др.). Важное значение имеет также приобретение новых навыков и умений в процессе трудовой деятельности, в ходе стажировок, изучения полезного профессионального опыта. Отечественный и зарубежный опыт управления персоналом свидетельствует о взаимозависимости между ростом профессионализма кадров и их должностным продвижением. Поэтому как субъекты, так и объекты кадровой политики взаимно заинтересованы в повышении уровня профессионализма персонала и каждого работника организации (предприятия).
Для профессионального развития и карьерного роста персонала важное значение имеет формирование кадрового резерва. Этот вид кадровой деятельности включает определение принципов, критериев и механизмов включения кадров в резерв на выдвижение, определение наиболее рациональных технологий работы с резервом. В процессе составления резерва изучаются качества возможных кандидатов, осуществляется отбор и зачисление в этот состав, организуется профессиональная переподготовка кадров резерва, оценивается их готовность к замещению конкретных должностей.