Технологии и механизмы регулирования профессионального развития кадров

Технологический уровень управления профессиональным развитием_включает методы, формы и технологии, направленные на изменение способностей работников, получение новых зна­ний, формирование профессионального опыта, умений и прак­тических навыков. Для профессионально-квалификационного развития персонала важное значение имеют средства и методы воздействия на кадровые процессы и отношения.

Объектом технологизации выступает кадровый потенциал ор­ганизации — его воспроизводство, профессиональное развитие и эффективное использование, оценка и стимулирование. Одним из важных инструментов технологизации являются кадровые тех­нологии. Они органично включены в структуру управления пер­соналом и выполняют важные управленческие функции.

В качестве регуляторов профессионально-квалификационно­го развития кадрового потенциала организации выступают:

— законодательная и нормативно-правовая база профессио­нального развития кадров;

— требования государственных образовательных стандартов и учебных программ;

— система дополнительного профессионального образования;

— ресурсное обеспечение профессионального развития, вклю­чая кадровое, информационное, финансовое;

— модернизация материально-технической, информационно-аналитической базы и инфраструктуры образовательных учреж­дений;

— создание условий для непрерывного профессионального роста кадров;

— механизмы государственного контроля за качественным про­фессиональным развитием путем лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и образовательных программ.

Процесс профессионального развития персонала предопреде­ляется разработкой и последующей реализацией планов повыше­ния профессионализма. Стратегия управления развитием кадров выражается в долгосрочной ориентации организации на эффек­тивное использование профессиональных способностей, расши­рение потенциальных возможностей персонала, приращение его профессиональных знаний, навыков и умений.

В государственной гражданской службе важными организа­ционными формами управления профессиональным развитием гражданских служащих являются: индивидуальный план про­фессионального развития гражданского служащего; программа государственного органа по профессиональному развитию граж­данских служащих; государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку граж­данских служащих1.

Для эффективного управления профессиональным развити­ем необходимо стимулировать процесс самообразования, совер­шенствовать профессиональное мастерство, способствовать фор­мированию гражданских и социальнозначимых качеств.

Интенсификация профессионального развития кадров воз­можна при создании эффективной системы, которая включала бы учебные, научные, информационно-аналитические учрежде­ния. Такая система должна быть нацелена на реализацию госу­дарственной кадровой политики, кадровых программ и планов, в которых важное место отводится профессионально-квалифика­ционному развитию кадрового потенциала.

Выводы

Профессиональное развитие персонала представляет собой одно из основных направлений кадровой политики организации (предприятия). Цель и задачи профессионального развития состо­ят в обеспечении непрерывного профессионально-квалификаци­онного и устойчивого должностного роста кадров, повышении их профессиональной компетенции и компетентности, обновлении и получении знаний, навыков и умений, необходимых для эф­фективного выполнения полномочий, задач и функций органи­зации.

Достижение стратегических целей организации становится возможным при налаженном системном управлении професси­ональным развитием персонала. Процесс управления развитием кадрового потенциала должен быть подчинен повышению уров­ня мотивации и профессионализма работников, раскрытию и использованию кадровых возможностей, созданию в коллективе заинтересованного отношения к выполнению задач и функций организации.

Методология управления профессиональным развитием пер­сонала предполагает выбор рациональных направлений кадровой деятельности, эффективных форм и методов профессионально­го обучения персонала, обеспечение условий для приращения профессионализма, освоения навыков и умений, необходимых для эффективной и результативной работы. Функции управле­ния развитием персонала организации включают формирование профессионально-квалификационных характеристик, профессиональную ориентацию и адаптацию новых работников, орга­низацию профессионального обучения и стажировки кадров, их оценку и должностное продвижение.

В организационном плане управление профессиональным развитием персонала осуществляется путем разработки концеп­ций и программ, кадрового планирования, принятия обоснован­ных управленческих решений, выбора технологий и механизмов их реализации. В задачу руководителей организаций, структурных подразделений предприятий входит развитие профессионализма, повышение профессиональной компетенции и компетентности персонала.

Средствами управления количественными и качественными характеристиками персонала организации, которые обеспечивают достижение ее целей и задач, выступают технологии и механизмы регулирования профессионального развития кадров. Объектом технологизации являются кадровый потенциал организации, его воспроизводство, профессиональное развитие и эффективное использование, оценка и стимулирование. Кадровые техноло­гии включены в структуру управления персоналом и выполняют важные управленческие функции. Обеспечение устойчивого про­фессионального развития персонала — одна из важнейших задач субъектов кадровой политики любого уровня.

Контрольные вопросы и задания

1. Вчем состоит сущность профессионального развития пер­сонала?

2. Какова цель процесса управления профессиональным раз­витием кадров?

3. Каким образом соотносятся профессиональное развитие и кадровая политика организации?

4. Какие факторы влияют на профессиональное развитие пер­сонала?

5. Что собой представляет механизм профессионально-квали­фикационного развития кадров?

6. Охарактеризуйте методологию управления профессиональ­ным развитием персонала.

7. Раскройте организационные основы управления развитием персонала.

8. В чем роль дополнительного профессионального образова­ния в развитии персонала?

9. Какие технологии и механизмы используются для регули­рования профессионально-квалификационного развития персо­нала?

Список литературы

Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом ор­ганизации. М., 2003.

Стаут Л.У. Управление персоналом: Настольная книга ме­неджера. М, 2006.

Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современ­ной России. М., 2006.

ТурчиновА.И. Профессионализация и кадровая политика: про­блемы развития теории и практики. М., 1998.

Управление персоналом: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М., 2006.

© Пономаренко Б.Т.

Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.

/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.

Наши рекомендации