Представление о профессиональной ориентации на государственную и муниципальную службу
Профессионализация государственного и муниципального аппарата как объективное условие его совершенствования и развития может быть представлена в виде двух взаимодействующих, взаимообусловленных компонентов: во-первых, процесса индивидуальной профессионализации, который представляет собой вхождение конкретной личности в мир профессиональной деятельности; во-вторых, сложного и динамичного процесса функционирования многообразных субъектов, под влиянием которых первый и реализуется. Начальным этапом индивидуальной профессионализации является профессиональная ориентация.
Сущность профессиональной ориентации.Профессиональная ориентация - это комплекс мер, принимаемых определенными субъектами в отношении части экономически активного населения с целью содействия профессиональному самоопределению личности и принятию решения о выборе соответствующей профессии.
В широком смысле это управление процессом выбора профессии — профессиональным самоопределением. Данное понятие обозначает также совокупность приемов, методов, технологий, с помощью которых достигаются поставленные цели.
В настоящее время профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления осложнена рядом факторов:
- общей слабостью государства на фоне системного кризиса, из которого оно еще не вышло, хотя некоторые обнадеживающие тенденции уже проявляются;
- непрекращающейся реорганизацией государственного аппарата;
- слабостью органов местного самоуправления, их недостаточным финансированием, материальным и кадровым обеспечением;
- отсутствием должного государственного внимания к развитию социальной сферы, особенно образования, науки, цивилизованной инфраструктуры рынка труда.
На этом фоне не удивительны отсутствие системы работы с потенциальными государственными и муниципальными служащими и стихийный характер решения кадровых проблем в той сфере занятости, которая должна давать образцы подлинно государственного подхода к эффективному использованию кадрового потенциала общества.
Требования к научной организации профориентации.В основе научно организованной профориентации может лежать следующая логика:
1. Постановка кадровой проблемы (что необходимо системе государственной и муниципальной службы с точки зрения ее кадрового обеспечения?).
2. Планирование человеческих ресурсов, включающее анализ потребности в кадрах, т. е. определение кадрового спроса (общего и по отдельным направлениям, специальностям, должностям), кадровый прогноз. Ведущую роль в этом должны играть кадровые службы, занимающиеся кадровым маркетингом.
Кадровый спрос — это потребность работодателя в кадрах, обеспеченная необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
Различается кадровый спрос: количественный, понимаемый как объем рабочей силы, необходимой для достижения поставленных кадровых целей; качественный, рассматриваемый как потенциал эффективной рабочей силы; временной, под которым понимается спрос на перспективу с учетом всех возможных изменений в различных областях общественной жизни, в условиях и содержании профессиональной деятельности.
Кадровый маркетинг — функция кадровых служб, заключающаяся в тщательном и всестороннем изучении и прогнозировании рынка труда, кадровых спроса и предложения, организации кадровой рекламы и т. п.
3. Определение требований к претендентам на вакантные должности государственной или муниципальной службы (четкое представление качеств будущего работника путем анализа рабочего места, должности, описания квалификационных и личностных требований к претенденту, сроков и условий найма).
4. Определение основных источников поступления кадров и их потенциала, включая кадровое предложение (внутреннее, в самой системе государственного и муниципального управления, а также внешнее, складывающееся за рамками этой системы), формирование «зон интересов», «горизонтов», учитывающих своеобразие отдельных рынков труда (по специальностям).
Кадровое предложение — способность рынка труда удовлетворять кадровый спрос различных субъектов.
Кадровый рекрутинг — деятельность специалистов в области кадрового менеджмента по поиску, подбору и отбору людей с соответствующими личностно-профессиональными качествами по заказам субъектов рынка труда.
5. Разработка основных требований к содержанию профори-ентационной деятельности на основе учета ее информационно-оценочного характера, используемой в ней информации и создание гибкой системы ее технологий.
6. Разработка конкретных программ кадрового обеспечения.
Цели государственной политики в области профориентациисформулированы в постановлении Минтруда РФ от 29 августа 1995 г. № 47 «Об утверждении основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». Это:
— повышение эффективности формирования, реализации и востребованности профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества;
— кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления;
— содействие социализации и профессионализации граждан;
— оказание помощи в выборе или перемене профессии, сферы профессиональной деятельности;
— прогнозирование профессиональной успешности личности в требуемых сферах общественной жизни, как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом, собственным социальным статусом;
— формирование общественного мнения о престижности профессий исходя из необходимости согласования интересов и перспектив развития личности, общества и государства.