Глава 14. понятие, структура
И ФУНКЦИИ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Многообразие управленческой практики требует и многообразия средств воздействия науправляемыеобъекты. В самом общем представлении эти средства воздействия чаще всего отождествляются с методами, технологиями и механизмами управления. Для изучающих управление персоналом организации как вид профессиональной управленческой деятельности важно знать эти средства, их содержание, область применения и уметь грамотно применять в повседневной практике.
Содержание и основные функции кадровых технологий
Вуправлении персоналом важное место занимают технологии, применение которых позволяет решать задачи кадрового обеспечения стратегии организации, государственной и муниципальной службы. Эти технологии принято называть кадровыми технологиями (КТ)*.
* Кроме этого понятия в литературе используется и понятие «персонал-технологии», которое, по нашему мнению, имеет более широкое содержание.
Кадровая технология— это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации, ее эффективное функционирование.
Для того чтобы организация успешно справлялась с теми задачами, которые перед ней стоят, нужны люди с определенными способностями, профессией, профессиональным опытом. А это означает, что таких людей следует сначала найти на рынке труда, оценить их профессиональные, деловые и личностные качества, произвести отбор, ввести в состав организации и обеспечить такое включение их возможностей в достижение целей организации, которое было бы максимально полезным как для организации, так и для работника. От качества этих действий в практике управления персоналом зависит качество работы организации. Но достаточно ли этого? Оказывается, нет. Ведь можно привлечь к работе в организации требуемый и по количеству и по качеству персонал, но при этом высокоэффективной работы не получить. Что же следует делать, чтобы способности, которыми обладают люди, могли быть реализованы и в их интересах, и в интересах организации? Необходимо научиться управлять их возможностями. Это означает, что по отношению к способностям человека в организации необходимо производить некие управленческие действия, которые позволят:
— своевременно оценить уровень его квалификации;
— перемещать на должность или рабочее место, где его возможности наиболее полно будут востребованы;
— обеспечить заинтересованность в качестве и количестве труда и ряд других.
Содержание этих управленческих действий связано с применением кадровых технологий.
Содержание кадровых технологий представляет совокупность последовательно производимых действий, приемов, операций, которые позволяют либо получить информацию о возможностях человека (способностях, профессиональных знаниях, умениях, навыках) и сформировать требуемые для организации, либо изменить условия их реализации.
Поэтому кадровые технологии, применяемые в управлении персоналом, можно условно разделить на три большие группы (см. рис. 19).
КТ, обеспечивающие получение персональной информации | КТ, обеспечивающие требуемые характеристики состава персонала | КТ, обеспечивающие востребованность возможностей персонала |
Рис. 19. Три группы кадровых технологий
К первой группе следует отнести кадровые технологии, обеспечивающие получение всесторонней достоверной персональной информации о человеке.
В управленческой практике могут применяться различные методы получения информации о человеке. Это прежде всего методы оценки, которые в совокупности и составляют содержание технологии оценки. Однако среди всего этого многообразия можно выделить основные формы оценки персонала, которые, как правило, легитимны, имеют правовую основу, установленный порядок проведения и применения полученных результатов. В практике работы с персоналом в государственной и муниципальной службе такими являются: аттестация, квалификационный экзамен. К пролонгированной оценке следует отнести и испытательный срок, который установлен как Трудовым кодексом РФ, так и законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе.
Кроме того, потребность в постоянном контроле за качественными и количественными изменениями персональной информации о человеке и на их основе формирование обобщенной информации по каким-либо показателям состава персонала обеспечиваются мониторингом (периодическим наблюдением и оценкой) состояния характеристик персонала. Это те способы получения информации, которые позволяют составить представление о человеке, проявившем на протяжении определенного времени пребывания в организации свои способности.
Вторую группу кадровых технологий составляют технологии, которые обеспечивают требующиеся для организации текущие и перспективные, количественные и качественные характеристики состава персонала. Это технологии отбора, формирования резерва, кадрового планирования, профессионального развития. Совокупность этих кадровых технологий органично включена в структуру кадровой культуры руководителя, специалистов кадровой службы (служб управления персоналом).
К третьей группе относятся кадровые технологии, которые позволяют получить высокие результаты деятельности каждого специалиста и синергический эффект* от согласованных действий всего состава персонала. Это означает, что управленческие действия, предпринимаемые на основе этих кадровых технологий, будут характеризоваться своевременностью принятия кадровых решений, рациональностью применения возможностей персонала, оптимальностью структуры привлекаемых сил для решения стоящих перед организацией задач. Сюда можно отнести такие технологии, как подбор персонала, т. е. поиск под характеристики человека наиболее подходящего для его способностей рабочего места или должности, ротация, управление карьерой персонала, и ряд других.
Каждая из перечисленных групп кадровых технологий, несмотря на определенное сходство отнесенных к ней технологий, сохраняет сущностные отличия. Так, в основе кадровых технологий, позволяющих получить персональную информацию, лежит технология оценки. Получение заданных количественных и качественных характеристик в основе своей обеспечивается отбором персонала. Востребованность профессиональных возможностей персонала достигается комплексом кадровых мероприятий, объединяемых общим названием «управление карьерой».
Эти кадровые технологии взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, а в реальной управленческой практике в большей части и не реализуются одна без другой. Их можно рассматривать как базовые кадровые технологии(см. рис. 20).
Кадровые технологии выполняют специфические управленческие функции. Во-первых, они обеспечивают дифференцированное воздействие на систему социальных отношений организации с целью удовлетворения ее потребностей в количественных и качественных характеристиках персонала. Во-вторых, они обеспечивают более тонкое и более рациональное включение профессиональных возможностей человека в систему социальных, прежде всего предписанных ролей, и прежде всего профессиональных ролей организации. В-третьих, на их основе формируется внутри организации механизм воспроизводства и востребованности требуемого профессионального опыта человека.
Оценка персонала Отбор персонала