Нравственные аспекты методов управления персоналом
Организация коллектива - задача любого руководителя. Ее успех во многом обеспечивается наличием разработанных методик и технологий управления персоналом, в том числе в сфере нравственных отношений.
Способы воздействия на коллектив или отдельных людей с целью улучшения их нравственных характеристик многообразны:
— организационно-распорядительные методыпредусматривают разработку и утверждение правил поведения, этических норм, этического кодекса, присяги, создание этических комиссий. Основные требования к служебному поведению российских гражданских служащих нашли закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
— социально-психологические методыпредполагают моральное стимулирование, создание нормального морально-психологического климата, развитие у сотрудников потребности работать в соответствии с этическими принципами. Они косвенно воздействуют на управление и основаны на использовании социального механизма - системы взаимоотношений в коллективе, формирования необходимых качеств, социальных потребностей и т.п. Широко распространенные в некоторых странах методы преодоления конфликтов включают формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах, стимулирование их сотрудничества, обращение к «третейскому судье» и ДР- Для нейтрализации феномена отчуждения труда и чувства неудовлетворенности работой на предприятиях и в организациях многих стран (например, США, Италии, Франции, Аргентины, Инндии) используются такие меры, как предоставление работникам возможности контролировать условия своего труда, самим определять режим работы, вносить предложения по ее улучшению и самостоятельно принимать решения, общаться друг с другом в рабочее время и организовывать сплоченные команды; создание благожелательной обстановки на рабочем месте и формирование у работника чувства хозяина на своем рабочем месте и др.1;
— административные методыориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость следовать этическим принципам законности, справедливости, гуманизма, беспристрастности и независимости, ответственности. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий акт подлежит обязательному исполнению. В ряде западных стран в целях предупреждения конфликтов в договор включаются специальные пункты, предусматривающие порядок разрешения возникающих разногласий и споров;
— методы воспитанияпобуждают работника к определенным действиям (убеждение и побуждение), оценивают его деятельность и поступки (поощрение и порицание), обеспечивая формирование у работников моральных качеств, необходимых для эффективного осуществления своих функций и гармоничного взаимодействия с коллегами в процессе работы.
Однако эффективность этого метода зависит от:
— личной убежденности руководителя, степени обладания теми качествами, которые он хочет привить своим подчиненным;
— уровня этического образования и знания психологии человека;
— способности к эмпатии;
— умений и навыков общения с людьми;
— авторитета в глазах тех, кого он воспитывает. Многообразны и методы оценкинравственной составляющей
профессионализма государственного служащего.
В психологии различаются формальные (целенаправленные беседы, изучение биографии и документов, тестирование) и неформальные методы (интуитивные способы, основанные на механизме экспектации — ожидания, т.е. подсознательного формирования оценочного суждения о человеке, и эмпатии, т.е. способности понимать эмоциональное состояние другого человека, мотивы его действий).
В практике сложился двусторонний подход к оценке личности: оценка типичных и индивидуальных качеств человека. В зависимости от ориентации на дело и на человека, по основанию стиля руководства в литературе разработаны типологии руководителей, которые могут служить основой для типизации объектов оценки и прогнозирования их поведения в различных ситуациях. Индивидуальные нравственные качества человека могут оцениваться в процедурах оценочных бесед, в процессе тестирования.
В зарубежном менеджменте последних десятилетий стал широко использоваться метод оценочных центров,т.е. оценка менеджеров и кандидатов в менеджеры в специально организованных учреждениях и выявление системы характерологических качеств, необходимых человеку для успешного выполнения определенной служебной деятельности.
В числе методов оценки нравственных качеств федеральных служащих США в последние годы стали активно применяться специальные средства для определения честности и надежности работников государственных учреждений, а также выявления неприемлемых для служащего качеств: полиграф (детектор лжи), скрининг (англ. screening — отсев, отбор, проверка политической благонадежности), генетическое тестирование (Германия). Однако в работе сперсоналом преимущество все-таки по-прежнему отдается традиционному анализу биографической информации и проверке ее достоверности в совокупности с работой по повышению квалификации работников, которая осуществляется в форме недельных семинаров.