Персоналом в государственной службе
Государственная кадровая политика | Управление персоналом |
По уровню | |
Это стратегия формирования, развития и востребованности потенциала государственного управления (на общегосударственном уровне) | Это механизм реализации ГКП в рамках конкретного органа власти; это своего рода технологический уровень реализации кадровой политики на первичном, низовом уровне государственного управления |
По содержанию | |
Это комплексный и стратегический подход к кадровому обеспечению государственной службы (включая профессиональные, социально-экономические, государственно-политические, правовые и другие аспекты), к развитию кадрового потенциала государства | Это прежде всего управление формированием, развитием и использованием профессионально-личностных способностей конкретного коллектива работающих с учетом потребностей данной организации |
По функциональному назначению и субъектам управления | |
ГКП— результат управленческой и правотворческой деятельности государства как главного субъекта управления (высших органов всех ветвей власти) | Это компонент и один из механизмов реализации ГКП, составная часть управления государственной службой; субъекты управления персоналом — руководство государственного органа, его внутренних структур, в том числе - кадровая служба |
По правовому закреплению | |
Конституция РФ,федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, других высших органов власти, органов власти субъектов РФ | Нормативно-правовые акты (приказы, положения, распоряжения) руководства министерства, ведомства, данной организации в рамках и на основе федерального и регионального законотворчества |
Применительно к государственной службе государство выступает единственным работодателем (нанимателем) для всех государственных служащих;закон существенно ограничивает их возможности трудиться по найму в других сферах.
Управление персоналом является, приоритетным направлением управления государственной службой. При этом управление государственной службой и ее персоналом по ряду позиций осуществляется одновременно, второе выступает частью первого. Однако если управление персоналом подчинено прежде всего реализации технологических процессов кадрового обеспечения, повышению профессионализма, поиску путей рационального востребования и развития способностей государственных служащих, то управление государственной службой в значительной мере связано с управлением отношениями, с обеспечением реализации компетенций и полномочий государственного органа, поиском оптимальных структур аппарата, организацией исполнения принятых решений, выявлением соответствия кадрового обеспечении и уровня эффективности аппарата.
Кадровый менеджмент и государственная служба. Впоследнее время управление персоналом в системе государственной службы иногда отождествляют с управлением «человеческими ресурсами», с «кадровым менеджментом». Вряд ли это оправданно, поскольку эти термины отражают различные аспекты работы с кадрами.
Термин «кадровый менеджмент», отражающий систему работы с персоналом, зародился в производственно-предпринимательской деятельности как явление экономическое. Будучи разновидностью форм управления возможностями человека в хозяйствующих субъектах, он базируется на использовании в товарно-рыночных отношениях критериев оценки труда работников как товара. Здесь человек рассматривается как средство получения прибыли, как экономический ресурс, имеющий стоимость, а трудовые отношения регулируются нормами частного права, особенно трудового, гражданского, налогового и др.
В отличие от управления персоналом в предпринимательских структурах управление персоналом в системе государственной службы Российской Федерации происходит в рамках единой си-темы власти и государственного управления, во имя достижения щей цели, на основе единых правовых, организационных и Функциональных принципов.
Управление персоналом государственного органа, будучи самостоятельно функционирующей системой, является состав ной частью системы управления государственной службой как важнейшего механизма государственного управления. Отсюда и логика понимания назначения и содержания деятельности основных субъектов управления персоналом - руководства государственного органа как главного субъекта и кадровой службы этого органа как функционально-профессиональной управленческой структуры. Ведь именно руководство государственного органа как главный субъект управления персоналом определяет кадровую политику в данной организации и обеспечивает функционирование механизма ее реализации.
В то же время между кадровым менеджментом и управлением персоналом в государственной службе нет непроходимой границы. Содержание многих кадровых технологий совпадает. Достижения, новации, которые появляются в каждой из этих сфер деятельности, взаимообогащают отечественную управленческую практику.
За последние десятилетия за рубежом (а у нас в последние годы) в работе с кадрами все чаше употребляется термин «управление человеческими ресурсами».Это не только дань моде, но и отражение новых процессов в управлении современной экономикой, ее «человеческим фактором». Управление человеческими ресурсами отражает необходимость большего учета обогащения человеческих отношений в организациях, более эффективного использования профессионально-личностного потенциала работников, развития системы мотивирования и эффективности труда, учета социальных факторов в процессе труда. Персонал, стимулирование его положительного поведения в сфере труда, развитие самостоятельности и творчества работников становятся в центре внимания руководства компаний, в выработке их кадровых стратегий. Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами потребовал существенного изменения кадровой политики в конкретных организациях. Она становится более открытой, ситуационной, мобильной.
Ресурсный подход требует учета многих качеств и характеристик в оценке «человеческого ресурса», «кадрового ресурса» общества, ресурса конкретного работника. Ведь ресурс многогранен в характеристике; его обогащение и использование возможны на основе учета и реализации различных интересов и потребностей людей: улучшение условий труда, рабочего места, система мотивирования, повышение качества жизни, система социальных и моральных ценностей, повышение профессиональной подготовки, организация отдыха, совершенствование межличностных отношений в коллективе и др. Поворот в менеджменте к человеку весьма продуктивен и перспективен. Причем профессиональный опыт кадров становится наиболее капиталоемкой частью ресурсов организации.
Однако управление персоналом связано прежде всего с оперативной деятельностью конкретных организаций, с поиском путей решения текущих или среднесрочных задач, причем чаще всего в небольших фирмах и организациях (до 200-300 человек). Управление человеческими ресурсами в большей степени используется для решения стратегических задач.
Ресурсный подход применим и к оценке возможностей конкретного человека как работника и личности, его возраста, здоровья, уровня профессиональной подготовки, физического и психического состояния, поведения и др. Ресурс человека вырабатывается с возрастом, с долгим (более 10-15 лет) исполнением одной должности, потерей авторитета в коллективе, снижением интереса к карьере, к повышению образования и др. Ресурс постепенно утрачивается в связи с длительной невостребованностью и на государственной службе.
Но ресурсный подход имеет немало отрицательных моментов; он ориентирует лишь на использование «эффективного работника», но с утерей этой способности призывает освобождаться от него.