Социальные предпосылки профессионализации управления персоналом
Необходимость обращения внимания к человеку, и особенно к реализации его возможностей в трудовом процессе, потребность, например, в оценке соответствия его способностей производственным требованиям существовала издавна. Однако лишь на протяжении последнего столетия управление персоналом сформировалось в относительно обособленный вид деятельности в рамках принятых в организации принципов отношения к человеку как личности, носителю профессионального опыта, объекту вложения финансовых средств с целью повышения эффективности его трудовой отдачи, субъекту и объекту социально-психологических отношений. В то же время управление персоналом как деятельность осуществляется в рамках сложившейся под воздействием различных факторов, и прежде всего исторического, культурного, научно-технического, политического, социально-экономического, правового характера проводимой и в государстве, и в организации кадровой политики. Кадровая политика выступает как долгосрочная стратегия по отношению к персоналу организации, которая реализуется спомощью управления персоналом. Это ее один из ключевых механизмов.
В числе важнейших предпосылок, которые обусловливают появление и кадровой политики, и управления персоналом как видов деятельности, следует выделить: материально-производственные, научно-технические и технологические, организационные, социально-экономические, правовые(рис. 5).
Материально-производственныепредпосылки характеризуются значительным ростом и изменением материальных потребностей людей, их структуры, а также темпов воспроизводства их потребления. Это не могло не сказаться на самой структуре деятельности, а также на предмете деятельности, условиях, средствах и результатах труда, последствиях, к которым они могут привести в обществе.
Правовые
Социально-экономические
Организационные
Научно-технические и технологические
Материально-производственные
Рис. 5. Основные предпосылки возникновения кадровой политики и управления
персоналом как вида деятельности
Достижения научно-технического прогресса коренным образом изменили условия, вещественно-энергетическую и информационную составляющую предметной области человека, и тем самым были созданы научно-технические и технологическиепредпосылки. Это потребовало не только человека, подготовленного для профессиональных видов общественной практики, но и людей, которые могли бы заниматься непосредственно профессионалами.
Таким образом появились не только идеи и открытия, которые изменяли функции человека в трудовом процессе, что само по себе требовало пристального внимания к нему, но и знания о самом человеке, его поведении, последовательности введения его в мир профессиональных видов труда и т.д.
Организационные предпосылкискладывались на протяжении длительного исторического периода совместной деятельности людей. Они связаны с зарождением и возникновением инфраструктуры производства и управления, в том числе и государственного управления, позволяющей выполнять различные виды труда, прежде всего в промышленности, — объединений ремесленников, цехов, мануфактур, предприятий и т.д. Со временем общество, государство, а затем и руководители этих организационных форм совместной деятельности людей вынуждены обращаться к решению проблем, именуемых в настоящее время кадровыми, образовательными, социальными и др.
Институционализация кадровой политики и управления персоналом как профессиональной деятельности становится возможной еще тогда, когда образуется необходимый минимум людей, которые выступают объектом управления. Поэтому отдельные элементы этого вида профессиональной деятельности начинают возникать в организациях с относительно многочисленным и относительно стабильным составом персонала, прежде всего в армии, государственном аппарате, на крупных промышленных предприятиях. Большая потребность в этом виде деятельности почувствовалась и тогда, когда профессиональное развитие человека стало требовать от государства и от частного работодателя разнообразных материальных и финансовых трат.
Социально-экономическиепредпосылки характеризуют установление определенных норм, требований и правил на предприятиях, условий оплаты труда, создание организаций по защите социально-экономических и профессиональных интересов персонала. Их многообразие, сложность, специфика требовали от субъектов социального управления — государства, предприятия, отдельного руководителя - не только их установления, но и изучения, контроля, обучения, взаимодействия с профессиональными союзами работников и т. д. В рамках управленческого труда эти задачи получали организационное оформление, обособление, становились самостоятельным видом деятельности и требовали своих профессионалов.
Потребность в регуляции многосторонних социальных, трудовых и кадровых отношений, в которые включен человек в процессе совместной деятельности, создавала правовыепредпосылки кадровой политики и управления персоналом. Возникали нормативные и правовые основы, которые устанавливались государством, работодателем и составляли правовое и нормативное поле, в котором должны действовать и профессионалы, и потребители их профессионального опыта.
Все это составило совокупность объективных предпосылок, которые заставили субъектов управления смотреть на профессиональные возможности человека, его профессиональный опыт как а объект управления, продуманно формировать философию отопления к нему в организации, применять научно обоснованные методы воздействия на его поведение, изменение и востребованность его способностей в организации.