Социальные предпосылки профессионализации управления персоналом

Необходимость обращения внимания к человеку, и особенно к реализации его возможностей в трудовом процессе, потребность, например, в оценке соответствия его способностей производ­ственным требованиям существовала издавна. Однако лишь на протяжении последнего столетия управление персоналом сфор­мировалось в относительно обособленный вид деятельности в рамках принятых в организации принципов отношения к чело­веку как личности, носителю профессионального опыта, объекту вложения финансовых средств с целью повышения эффективнос­ти его трудовой отдачи, субъекту и объекту социально-психоло­гических отношений. В то же время управление персоналом как деятельность осуществляется в рамках сложившейся под воздей­ствием различных факторов, и прежде всего исторического, куль­турного, научно-технического, политического, социально-эко­номического, правового характера проводимой и в государстве, и в организации кадровой политики. Кадровая политика выступает как долгосрочная стратегия по отношению к персоналу органи­зации, которая реализуется спомощью управления персоналом. Это ее один из ключевых механизмов.

В числе важнейших предпосылок, которые обусловливают по­явление и кадровой политики, и управления персоналом как видов деятельности, следует выделить: материально-производственные, научно-технические и технологические, организационные, социально-экономические, правовые(рис. 5).

Материально-производственныепредпосылки характеризуются значительным ростом и изменением материальных потребностей людей, их структуры, а также темпов воспроизводства их потребления. Это не могло не сказаться на самой структуре деятельности, а также на предмете деятельности, условиях, средствах и результатах труда, последствиях, к которым они могут привести в обществе.

Правовые

Социально-экономические

Организационные

Научно-технические и технологические

Материально-производственные

Рис. 5. Основные предпосылки возникновения кадровой политики и управления

персоналом как вида деятельности

Достижения научно-технического прогресса коренным образом изменили условия, вещественно-энергетическую и информацион­ную составляющую предметной области человека, и тем самым были созданы научно-технические и технологическиепредпосылки. Это потребовало не только человека, подготовленного для профес­сиональных видов общественной практики, но и людей, которые могли бы заниматься непосредственно профессионалами.

Таким образом появились не только идеи и открытия, кото­рые изменяли функции человека в трудовом процессе, что само по себе требовало пристального внимания к нему, но и знания о самом человеке, его поведении, последовательности введения его в мир профессиональных видов труда и т.д.

Организационные предпосылкискладывались на протяжении длительного исторического периода совместной деятельности лю­дей. Они связаны с зарождением и возникновением инфраструк­туры производства и управления, в том числе и государственно­го управления, позволяющей выполнять различные виды труда, прежде всего в промышленности, — объединений ремесленни­ков, цехов, мануфактур, предприятий и т.д. Со временем обще­ство, государство, а затем и руководители этих организационных форм совместной деятельности людей вынуждены обращаться к решению проблем, именуемых в настоящее время кадровыми, об­разовательными, социальными и др.

Институционализация кадровой политики и управления пер­соналом как профессиональной деятельности становится возмож­ной еще тогда, когда образуется необходимый минимум людей, которые выступают объектом управления. Поэтому отдельные элементы этого вида профессиональной деятельности начина­ют возникать в организациях с относительно многочисленным и относительно стабильным составом персонала, прежде всего в армии, государственном аппарате, на крупных промышленных предприятиях. Большая потребность в этом виде деятельности почувствовалась и тогда, когда профессиональное развитие че­ловека стало требовать от государства и от частного работодателя разнообразных материальных и финансовых трат.

Социально-экономическиепредпосылки характеризуют ус­тановление определенных норм, требований и правил на пред­приятиях, условий оплаты труда, создание организаций по за­щите социально-экономических и профессиональных интересов персонала. Их многообразие, сложность, специфика требовали от субъектов социального управления — государства, предпри­ятия, отдельного руководителя - не только их установления, но и изучения, контроля, обучения, взаимодействия с профессио­нальными союзами работников и т. д. В рамках управленческого труда эти задачи получали организационное оформление, обо­собление, становились самостоятельным видом деятельности и требовали своих профессионалов.

Потребность в регуляции многосторонних социальных, тру­довых и кадровых отношений, в которые включен человек в про­цессе совместной деятельности, создавала правовыепредпосылки кадровой политики и управления персоналом. Возникали нор­мативные и правовые основы, которые устанавливались государ­ством, работодателем и составляли правовое и нормативное поле, в котором должны действовать и профессионалы, и потребители их профессионального опыта.

Все это составило совокупность объективных предпосылок, которые заставили субъектов управления смотреть на профессио­нальные возможности человека, его профессиональный опыт как а объект управления, продуманно формировать философию от­опления к нему в организации, применять научно обоснованные методы воздействия на его поведение, изменение и востребован­ность его способностей в организации.

Наши рекомендации