Профессионализация управления персоналом Основные признаки профессионализации управления персоналом
За последние 100 лет достижения научно-технического прогресса коренным образом изменили вещественную, энергетическую и информационную составляющие предметной области человека. В сфере промышленности человек включил в число предметов труда огромное количество новых материалов, которые либо возникли на основе традиционного сырья, либо произведены искусственно.
Существенные изменения претерпели средства труда. Сформированная человеком техносфера стала не только важнейшим средством его взаимодействия с окружающей природой, но и относительно самостоятельным феноменом качественно нового влияния на самого человека. Это оказало воздействие на условия труда во многих видах профессиональной деятельности, и в особенности в сфере управления. Сегодня без информации о предметной области любого профессионального вида деятельности, и прежде всего о компонентах его техносферы, работать безопасно и высокопродуктивно не может даже рабочий низкой квалификации.
За последние десятилетия существенным образом изменился сам человек и как субъект, и как объект управления. В первую очередь речь идет о его информированности о способах деятельности, о доступности информации, об уровне культурного и профессионального развития.
В этих условиях образовалась общественная потребность в качественном содержании труда, связанного с формированием и востребованностью профессионального опыта человека-профессионала. Это не только должно быть осознано, доказано, но и воплощено на практике - в системе, механизмах и процессе управления. Общество подошло к такому рубежу управленческой деятельности, когда стало очевидно, что управлять возможностями профессионалов, их профессиональным опытом могут только профессионалы управления персоналом.
Важным признаком профессионализации управления персоналом стало и то, что не каждый человек может выполнить профессиональные задачи этого вида деятельности в равной степени качественно без специального образования. Это требует овладения соответствующим профессиональным опытом в различных формах профессиональной подготовки. За этим следует зарождение всей воспроизводящей инфраструктуры профессионализации человеческой деятельности: развитие системы профессиональной ориентации, сети профессиональных учебных заведений, формирование профессиональных сообществ специалистов по управлению персоналом. В свою очередь профессиональные сообщества продуцируют зарождение профессиональных традиций, норм, стандартов (требований) в этом виде деятельности и др. В настоящее время в России идет активный процесс формирования и объединения таких профессиональных сообществ, признание их в международных профессиональных организациях по управлению персоналом, а также зарождение ^ч^ственных профессиональных традиций и норм этого вида профессиональной деятельности.
Управление персоналом зарождалось в лоне управленческой деятельности и в полной мере инкорпорирует многое, что свойственно этой деятельности. В то же время профессионализация управления персоналом характеризуется отграничением предметной области, которая свойственна именно этому виду деятельности. Так, в сферу управленческой деятельности включается в качестве объекта управления вся совокупность ресурсов (материальные, человеческие, финансовые, информационные), необходимых для функционирования организации, а также социальные отношения, которые в ней существуют, и совокупность методов и технологий управления. Для управления персоналом как вида управленческой деятельности объектом управления выступают уже только человеческие возможности, потенциал персонала организации, а также социальные отношения и процессы, и то лишь в той части (предмет управления), которая связана со способностями персонала в интересах организации. Кроме того, в управлении персоналом используются характерные только для этого вида деятельности методы и технологии управления, которые отличаются от общих средств управления, имеют свою специфику в содержании, правилах и последствиях их применения в организации. Например, аттестация, конкурс и ряд других технологий управления персоналом должны в обязательном порядке иметь нормативную основу для применения в организации, а результаты их применения имеют, как правило, заранее известные последствия для персонала. Владение этими инструментами управления профессиональными возможностями человека в организации требует соответствующей профессиональной подготовки и, естественно, профессионально подготовленных специалистов и управленцев.
Таким образом, возникновение управления персоналом как вида профессиональной деятельности характеризуется рядом существенных признаков, среди которых следует выделить: качественное изменение структуры и социальную востребованность той практики, дифференциацию людей по качеству исполнения этой деятельности без предварительного специального обучения, рмирование и развитие социальных институтов профессионазации управления персоналом, рождение профессиональных норм, традиций, профессиональной культуры, которая развивается и поддерживается профессиональными сообществами специалистов по управлению персоналом.
Содержание управления персоналом
Известно, что формальным отражением потребности организации в требуемом профессиональном опыте для достижения ее целей и задач являются должностная структура, структура рабочих мест, организационная структура. В этих компонентах организации выражена проектная — объективированная — потребность в том профессиональном опыте, который необходим, чтобы организация могла достичь поставленных целей. Эти организационно-структурные факторы управления персоналом — объективная основа для определения количественных и качественных характеристик персонала, который необходим для организации.
На основании анализа должностной структуры можно определить потребность в специалистах по различным основаниям, например уровню и профилю образования, стажу и опыту работы по специальности, возрасту, а если есть необходимость, то и по другим критериям.
Реально действующая организация представлена конкретным составом персонала, его социальной и профессионально-квалификационной структурами и другими характеристиками. Они также имеют количественное и качественное выражение. В них находит отражение реальный профессиональный опыт организации. Это субъективированный профессиональный опыт, и его носителями являются люди.
Вполне логичным является вопрос: как должны соотноситься между собой объективированный и субъективированный профессиональный опыт организации? Ответ очевиден. Профессиональный опыт персонала организации должен соответствовать требуемому профессиональному опыту, формально выраженному в ее должностной структуре, структуре рабочих мест, то есть целям и задачам организации. Схематично это отражено на рис. 2.
Отсюда ясно, что изначально необходимость в управлении персоналом заключена в обеспечении соответствия характеристик субъективированного профессионального опыта, носителем которого являются люди, характеристикам объективированного профессионального опыта, заложенного в структуре должностей и рабочих мест.
Эта задача не может быть решена в организации раз и навсегда. Реальная практика деятельности организации воспроизводит необходимость ее решения перманентно. Поэтому ее решение носит динамичный характер, это обусловлено действиями постоянно изменяющихся факторов внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды
Рынок товаров и услуг
Конкуренты
Рынок труда
Законодательство
Техника и технологии и др.
Должностная СООТВЕТСТВИЕСоциальная и
Инструкция профессиональн-
Миссия и стратегия квалификационная
Социальная и кадровая структура персонала
политика организации
Нормативная среда
Управленческая и
организационная культура,
статус служб управления
персоналом и др.
Факторы внутренней среды
Рис. 2. Схема потребности в управлении персоналом
Не может оставаться неизменной социальная и профессионально-квалификационная структура персонала организации. Во времени и пространстве (структурных подразделениях, филиалах, например) организации меняются количественные и качественные характеристики как отдельного человека, так и состава персонала организации в целом. В процессе практической деятельности человека претерпевает изменение его индивидуальный профессиональный опыт. Не остается неизменной система ценностей, мотивов, потребностей, ожиданий человека, связанная с его пребыванием в организации. Постоянной является динамика состава персонала по возрасту, полу, стажу работы по специальности, стажу работы в организации, уровню образования, квалификации и другим характеристикам.
В этих условиях для руководства любой организации или предприятия одним из ключевых направлений деятельности является обеспечение минимизации несоответствия (или обеспечение адекватности, соответствия) между объективированными потребностями в профессиональном опыте, выраженном в организационной и должностной структуре, и субъективированным профессиональным опытом персонала. Это соответствие и призвана обеспечивать деятельность по управлению персоналом.
Стратегическими задачами этого вида управленческой деятельности, собственно и определяющих основное содержание управления персоналом, являются: во-первых, управление количественными и качественными характеристиками состава персонала с целью соответствия их стратегии развития задачам организации (предприятия); во-вторых, реализация профессионального потенциала человека (персонала) в организации; в-третьих, эффективное применение кадровых технологий; в-четвертых, обеспечение благоприятных социально-психологических, экономических, правовых и нравственных условий деятельности человека в организации. Понимание важности и ценности этих задач руководством организации определяет их место и роль в структуре управленческой практики организации.
Зачастую в литературе, как зарубежной, так и отечественной, посвященной управлению персоналом, содержание этого вида деятельности сводят к отбору, подбору, расстановке, а также к перечислению других действий, которые применяются по отношению к персоналу организации. На наш взгляд, это весьма примитивное представление о содержании этого вида деятельности, и оно не может сводиться только к перечислению применения отдельных кадровых технологий как средств управления персоналом.
Содержание деятельности по управлению персоналом следует рассматривать как целенаправленное управленческое воздействие, с помощью которого осуществляется приведение в соответствие изменяющихся количественных и качественных
Глава 2. Управление персоналом как профессиональная деятельность 39
характеристик состава персонала динамичным задачам организации. С этих позиций управление персоналом выступает как система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых отношений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей человека как в интересах самого человека, так и организации.
В связи с этим одной из проблем управления персоналом и как науки, и как вида профессиональной деятельности является определение предметной области ее научного знания, а также объекта и предмета управленческой деятельности.
Известно, что руководитель организации, выступая в качестве субъекта управления, воздействует не только на людей, на все включаемые в деятельность организации ресурсы, но и на всю систему социальных процессов и отношений, которые формируются и протекают в организации (см. рис. 3).
ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ Руководитель
Руководитель
Люди Процессы Отношения
Ресурсы
Процессы ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Отношения
Руководитель
Персонал Служба управления
Кадры персоналом
ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
Профессиональные способности
Рис. 3. Объекты и предмет управления персоналом как вида профессиональной деятельности
При профессионализации управления персоналом часть специфических задач руководителя передается функциональному подразделению - кадровой службе (службе управления персоналом). Объектом воздействия этой структуры являются также люди — персонал организации, социальные отношения и социальные процессы, однако область непосредственного воздействия и ответственности ограничивается предметом управления. В качестве предмета управления кадровых служб (служб управления персоналом) выступают уже не все способности человека, а только те, которые необходимы организации для достижения ее целей и задач, — профессиональные способности, его профессиональный опыт. Кроме того, в сложной структуре социальных процессов и отношений кадровая служба непосредственно оказывает либо прямое, либо опосредованное воздействие на кадровые процессы и кадровые отношения, которые порождаются управленческими решениями и действиями субъектов управления по отношению к персоналу в целом в организации и кадрам в частности. Схематично предмет управления персоналом как вида профессиональной деятельности представлен на рис. 4.