Становление управления персоналом как социального явления и науки

Включение способностей человека в производственную деятельность по­рождает потребность в другой деятель­ности — управленческой. Потребность включения в различные сферы деятельности людей с требуемыми качествами и профессио­нальными способностями повлекла появление в обществе вида деятельности, который в на­стоящее время называется управлением персо­налом. Становление любого вида деятельности как профессионального сопровождается инсти-туциализацией его содержания, общественным признанием, отграничением предмета, среды, технологий, методов, субъектов деятельности. Историческая логика вида деятельности пред­стает в эволюции его этапов, форм проявления. Она порождает в обществе различные социаль­ные последствия — социальные группы, нормы, традиции, формальные и неформальные отно­шения, материальные символы, отношения сдругими социальными общностями, признание их социальной роли, т. е. социальное явление, которое не остается вне внимания различных уровней общественного сознания.

На определенном этапе развития социальное явление, порож­денное деятельностью и совокупностью связей, отношений, по­явившихся в обществе, становится объектом и предметом изуче­ния. В результате формируется некая совокупность знаний в виде концепций, подходов. Они составляют основы науки или ее па­радигму о том или ином социальном явлении. Не исключается из этой логики и возникновение управления персоналом как соци­ального явления, и представление его в виде научных категорий, понятий, принципов.

В настоящее время таких парадигм этого социального явления несколько. К ним можно отнести парадигму «ленивого человека», «человеческих отношений» и ряд других, находящих отражение в теории и практике кадровой работы, управления персоналом, кадровой политики, управления человеческими ресурсами.

Изучающие это явление исходят из какой-то принятой ими парадигмы. Это может свидетельствовать либо о том, что теория управления персоналом, теория этого социального явления в на­стоящее время еще не вычленила свой предмет из других науч­ных дисциплин и находится в состоянии становления как науки, либо о том, что управление персоналом как наука в настоящее время обладает многопарадигмальным статусом и ее дальнейшее развитие вполне может сопровождаться формированием обще­признанной парадигмы. Наиболее верным представляется второе предположение, поскольку управление персоналом как область научной теории основывается на ряде парадигм, которые в рав­ной мере признаются научными сообществами и специалистами-практиками.

Так, например, философская парадигма управления персо­налом исходит из понимания человека как продукта его бытия, смысла его жизни, возможности реализации им в практической деятельности идеалов, ценностей, жизненных планов, целей. Для экономической теории исходное начало в управлении персона­лом состоит в понимания человека как экономического ресур­са, способного выступать в роли одного из важнейших факторов производства и капитала организации. Исходным основанием для психологической науки в управлении персоналом являет­ся понимание внутреннего мира как отдельного человека, так и групп людей, и прежде всего их познавательных и психических процессов и состояний, эмоций, чувств, которые необходимо

знать и учитывать при формировании систем мотивации персона­ла организации. Для социологии исходным началом в управлении персоналом выступают статусно-ролевые действия и отношения субъекта управления по поводу профессиональных возможностей человека или социальных групп, которые необходимо воспроиз­вести и востребовать при достижении целей организации. Можно привести примеры и из других областей научного знания, кото­рые в той или иной мере связаны не только с самим человеком, но и с экосистемами, техникознанием и парадигмы которых в той или иной степени оказывают прямое или опосредованной влия­ние на выбор концепций или принципов формирования научно­го знания об управлении персоналом. Поэтому наука управления персоналом в настоящее время еще не имеет одной общепризнан­ной парадигмы. Ее развитие осуществляется на основе многова­риантного парадигмального статуса. В то же время динамичные тенденции накопления и систематизации современных знаний об управлении персоналом, представленные в настоящее время прин­ципами, концепциями, подходами, категориями и понятиями, раскрывающими природу и отдельные грани сложнейшего ново­го вида профессиональной деятельности, создают необходимые и достаточные предпосылки для обоснования науки управления персоналом и формирования ее монопарадигмального статуса.

Наши рекомендации