Становление управления персоналом как социального явления и науки
Включение способностей человека в производственную деятельность порождает потребность в другой деятельности — управленческой. Потребность включения в различные сферы деятельности людей с требуемыми качествами и профессиональными способностями повлекла появление в обществе вида деятельности, который в настоящее время называется управлением персоналом. Становление любого вида деятельности как профессионального сопровождается инсти-туциализацией его содержания, общественным признанием, отграничением предмета, среды, технологий, методов, субъектов деятельности. Историческая логика вида деятельности предстает в эволюции его этапов, форм проявления. Она порождает в обществе различные социальные последствия — социальные группы, нормы, традиции, формальные и неформальные отношения, материальные символы, отношения сдругими социальными общностями, признание их социальной роли, т. е. социальное явление, которое не остается вне внимания различных уровней общественного сознания.
На определенном этапе развития социальное явление, порожденное деятельностью и совокупностью связей, отношений, появившихся в обществе, становится объектом и предметом изучения. В результате формируется некая совокупность знаний в виде концепций, подходов. Они составляют основы науки или ее парадигму о том или ином социальном явлении. Не исключается из этой логики и возникновение управления персоналом как социального явления, и представление его в виде научных категорий, понятий, принципов.
В настоящее время таких парадигм этого социального явления несколько. К ним можно отнести парадигму «ленивого человека», «человеческих отношений» и ряд других, находящих отражение в теории и практике кадровой работы, управления персоналом, кадровой политики, управления человеческими ресурсами.
Изучающие это явление исходят из какой-то принятой ими парадигмы. Это может свидетельствовать либо о том, что теория управления персоналом, теория этого социального явления в настоящее время еще не вычленила свой предмет из других научных дисциплин и находится в состоянии становления как науки, либо о том, что управление персоналом как наука в настоящее время обладает многопарадигмальным статусом и ее дальнейшее развитие вполне может сопровождаться формированием общепризнанной парадигмы. Наиболее верным представляется второе предположение, поскольку управление персоналом как область научной теории основывается на ряде парадигм, которые в равной мере признаются научными сообществами и специалистами-практиками.
Так, например, философская парадигма управления персоналом исходит из понимания человека как продукта его бытия, смысла его жизни, возможности реализации им в практической деятельности идеалов, ценностей, жизненных планов, целей. Для экономической теории исходное начало в управлении персоналом состоит в понимания человека как экономического ресурса, способного выступать в роли одного из важнейших факторов производства и капитала организации. Исходным основанием для психологической науки в управлении персоналом является понимание внутреннего мира как отдельного человека, так и групп людей, и прежде всего их познавательных и психических процессов и состояний, эмоций, чувств, которые необходимо
знать и учитывать при формировании систем мотивации персонала организации. Для социологии исходным началом в управлении персоналом выступают статусно-ролевые действия и отношения субъекта управления по поводу профессиональных возможностей человека или социальных групп, которые необходимо воспроизвести и востребовать при достижении целей организации. Можно привести примеры и из других областей научного знания, которые в той или иной мере связаны не только с самим человеком, но и с экосистемами, техникознанием и парадигмы которых в той или иной степени оказывают прямое или опосредованной влияние на выбор концепций или принципов формирования научного знания об управлении персоналом. Поэтому наука управления персоналом в настоящее время еще не имеет одной общепризнанной парадигмы. Ее развитие осуществляется на основе многовариантного парадигмального статуса. В то же время динамичные тенденции накопления и систематизации современных знаний об управлении персоналом, представленные в настоящее время принципами, концепциями, подходами, категориями и понятиями, раскрывающими природу и отдельные грани сложнейшего нового вида профессиональной деятельности, создают необходимые и достаточные предпосылки для обоснования науки управления персоналом и формирования ее монопарадигмального статуса.