Предмет и методы социальной работы с мигрантами
Предметом данной учебной дисциплины можно считать рассмотрение некой совокупности общественных отношений и рамках определенного сегмента социальных знаний. Вопрос о предмете социальной работы с мигрантами сложен прежде всего потому, что это направление и в практическом, и в теоретическом смысле находится еще в начальном состоянии.
В этот предмет входит изучение и приложение знаний социального работника к отношениям «человек-человек», «человек - местное сообщество», «человек-государство». Во многих странах мира эта деятельность становится важной частью реализации задач социальной политики, в том числе миграционной и демографической. Социальные работники помогают в сложной жизненной ситуации, смягчают состояние дезадаптированности мигрантов, поддерживают социальную солидарность, снимают на персональном и групповом уровне социальную напряженность, облегчают поиск персональной, групповой и национально-государственной идентичности.
Происхождение социальной работы с мигрантами показывает ее близость к содержанию понятий «социальная помощь», «социальная защита», а также способствует отнесению работы с мигрантами к числу направлений социальной работы[9].
Представляется, что работа с мигрантами играет и такую интересную роль, как сближение социальной педагогики и социальной работы. Социальная работа и социальная педагогика в некоторых странах обозначают близкие, но самостоятельные виды деятельности, например в ФРГ. Они значительно сблизились. Причем работа с мигрантами сыграла в этом сближении важную роль.
В сопоставлении с другими понятиями («социальная помощь», «социальное обслуживание» и т.д.), где необходимо исходить из практического наполнения деятельности с дезадаптированными лицами, социальная работа с мигрантами - это и складывающееся научное направление. Правда, понятие «социальная защита», наполняясь смыслом перераспределения благ с выделением определенных средств для незащищенных слоев населения, стало более широким по объему и нередко сближается с объемом понятия социальная работа». Все же, несмотря на некоторое совпадение и понятиях «социальная защита», «социальная помощь», «социальное обслуживание», следует признать понятие «социальная работа» родовым, а другие - видовыми понятиями.
Развитие социальной работы находится еще на уровне, когда не прошла ее достаточная дифференциация на различные виды. Но и эта широта родового понятия вполне обоснованно способствует отнесению работы с мигрантами к направлениям социальной работы. Работа с дезадаптированными мигрантами не сможет стать самостоятельным направлением вне рамок социальной работы, несмотря на некоторые искусственно воздвигаемые административные перегородки. То, что специфические методы помощи социального работника мигрантам пока слабо дифференцированы, также говорит в пользу этого тезиса.
В пользу тезиса выделения работы с мигрантами как отдельного направления социальной работы говорит следующее. Мигранты находятся в ситуации маргинализации, которая, однако, отличается от ситуации одинокого, или пожилого человека, инвалида, безработного, лица, освободившегося из мест отбывания уголовного наказания. Мигранты- люди, которым необходимо помочь найти себя в новых территориальных, социально-демографических, духовно-культурных и профессиональных условиях, как правило, неблагоприятных, обеспечить формирование новых личных и общественных связей взамен утраченных. Дезинтегрированность мигрантов, особенно вынужденных, существенно отличается от таковой у других слабых слоев населения, в силу чего необходимо выделять отдельное направление (предмет) в рамках социальной работы.
Дифференциация научного или профессионального направления предполагает определения не только предмета, но и методов-способов приближения к истине, к познанию сущности данного рода деятельности. Как и у других видов общественной деятельности, методы социальной работы делятся на методы познания и методы действия. Метод познания- описание рационального отношения к объекту исследования, определения адекватных способов познания объекта, выработки понятий и категорий. Методы действия - составная часть социальной работы как непосредственной деятельности социономов по оказанию помощи определенным категориям лиц.
Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих при осуществлении социальной работы разумно и гуманно воздействовать на людей и условия. Методы познания и действия развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием субпрофессий социального работника и социального педагога. Метод познания, используемый в социальной работе с мигрантами, является междисциплинарным. Поэтому наиболее адекватным представляется метод социальной и юридической антропологии, рассматривающий мигрантов не как «объектов», а как специфических субъектов, обладающих активностью, определяемой в немалой степени социальным окружением, правами и социокультурными характеристиками человека и общества. Антропологизм подчеркивает нормосообразность усилий институционально консолидированных людей.
Методы познания невозможны без выделения категорий: последние выделяются как раз для организации процесса познания. Две центральные категории («социальная работа» и «мигранты») соотносятся с социально-культурными, философско-антропологическими, философско-правовыми категориями «смысл и ценности жизни», «жизнедеятельность», «родовой человек», «телесность», «территориальность», «духовность», «агентность», «жизненная среда», «социокультурный процесс», «социальная идентификация», «достоинство». Понятие «социальная работа», претендуя на универсальный (в смысле родовой) характер, соотносится с организационными принципами всеобщности, комплексности, а также с общественными принципами посредничества, солидарности, взаимопомощи, субсидиарности и гуманности.
1.4. Миграционные процессы в Республике Казахстан
Во внутренние и внешние миграции 1990-х гг. были вовлечены миллионы людей. В изменившихся геополитических условиях их характер и направления коренным образом изменились по сравнению с советским периодом. Межреспубликанские перемещения внутри бывшего унитарного государства СССР приобрели статус межгосударственных (международных) миграций. Миграция, как объект исследования - это передвижение населения через государственные границы, связанное с изменением места жительства и требующее внутри- и межгосударственного правового регулирования. Увеличились масштабы и изменились региональные направления миграций, в частности, за пределы стран Балтии. В предшествующий период миграция была относительно регулируемым и направляемым процессом. В транзитный период не только сама миграция приобрела стихийный, непредсказуемый характер, но и ее изучение не носит систематизированного характера и с трудом поддается прогнозированию. Миграционные потоки приобрели новые этнодемографические и социально-профессиональные характеристики. Как показали исследования, на этапе самостоятельного политического развития и национально - государственного строительства в Казахстане политические факторы оказывают значительное влияние на миграционные настроения, а последствия внешних миграций негативно сказываются на социально- политических и экономических процессах, демографической и социальной структуре, в целом на стабильности в обществе. Появились и развились новые виды миграций: незаконная, вынужденная миграция, потоки беженцев, которые требуют своего изучения, а также государственного контроля и выработки механизмов предупреждения недобровольных перемещений.
В условиях суверенизации республики возникает необходимость законодательного обеспечения всех миграционных процессов для государственного регулирования миграционных потоков, а также более эффективного международного сотрудничества. Миграции сыграли огромную роль в жизни Казахстана - страны с огромной, слабозаселенной и малоосвоенной территорией, значительной пространственной дифференциацией уровня, темпов социально-экономического развития и соответственно уровня жизни населения. Абсолютное большинство миграций в истории Казахстана имело вынужденный характер и направлялось государством. Устойчивые миграционные процессы, вызванные столыпинской реформой начала XX века, коллективизацией 20-х гг., этноцидом 30-х гг., депортацией и военной эвакуацией 40-х гг., освоением целинных земель 50-х гг. - оказали существенное влияние на формирование этнической и социальной структуры населения республики, на становление и развитие государства. До 1968 года для республики было характерно положительное сальдо миграции населения. Однако с начала 70-х гг. по настоящее время Казахстан стал государством, интенсивно теряющим население в результате миграции. Только за 70-е годы из-за миграций Казахстан потерял 28% естественного прироста населения, за 80-е годы - 38%. Скачок в миграционных потоках приходится на 90-е годы, что связано с изменением этнополитической ситуации, распадом СССР, суверенизацией республики, образованием новых независимых государств, появлением между ними границ, таможенных барьеров, разрывом многовековых экономических, культурных, информационных и этнических связей народов. Трансформационные процессы в Казахстане, сопровождающиеся глубинными потрясениями общественной жизни, драматически сказались на судьбах большинства населения, вызвали один из самых болезненных кризисов - кризис идентичности, породивший неуверенность представителей некоренных этносов в будущем своих детей, в целесообразности дальнейшего пребывания на земле этноса другой культурно- конфессиональной ориентации, традиций, языка. Разрушительные последствия ломки ценностных ориентации не могли не вызвать соответствующих изменений в сознании и поведении людей, в том числе пробуждения миграционных настроений у нетитульного населения. Эти настроения стали естественной реакцией на некомфортную и вдруг ставшую чуждой жизненную среду. Ухудшение экономической ситуации в республике в последнее десятилетие также придает факторам миграции более выраженную этническую окраску. Специфика миграционной ситуации в Казахстане обусловлена и сложностью его этнической мозаики, углубляющимся различием в статусе и реальном положении представителей различных национальностей, проекцией прошлых несправедливостей и нынешнего социального кризиса на область межэтнических отношений. Проблема миграции приобретает все большую социально-политическую остроту и актуальность.
Основными национальными документами в сфере государственного регулирования миграционных процессов в настоящее время является Концепция миграционной политики Республики Казахстан, которая представляет собой единую, взаимосвязанную систему основных принципов, приоритетов, рычагов действия, задач и методов по упорядочению, регулированию миграционных процессов, происходящих в нашей стране. Основное внимание в Концепции уделено вопросам государственной безопасности, с учетом влияния миграционных процессов на экономическую и демографическую ситуацию в стране. Перемещение людей, согласно Концепции, будет регулироваться и отвечать государственным интересам, как настоящим, так и перспективным. Важное место отведено вопросам обеспечения реализации прав мигрантов, что предусмотрено рядом международных обязательств, взятых на себя нашим государством. Концепция рассчитана на этап перехода к устойчивому развитию страны и на долгосрочную перспективу стабилизации и роста экономики. Для решения проблемы миграции в Республике Казахстан разработана и утверждена «Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы». Целью которой является формирование миграционной политики, направленной на создание необходимых условий устойчивого демографического и социально-демографического развития, создания всех необходимых условий по реализации прав мигрантов, а также укрепление государственной безопасности страны.
Возрастающий процесс оттока некоторой части населения Казахской ССР (также как и других бывших среднеазиатских союзных республик) сказывался с начала 70-х годов, который еще более усилился в последнем десятилетии ХХI века. Всего из республики в 1990-1999гг. эмигрировали 2 млн. 873 тыс. человек (в том числе 1626 тыс. – в первой половине десятилетия и 1247 тыс. – во второй) против 939 тыс. иммигрировавших (отрицательное миграционное сальдо превысило 1 млн. 934 тыс. чел.). С 1999 г. в республике прекратилась интенсивная миграция ее населения за пределы страны, а в 2004 г., впервые за последние многие десятилетия, сложилось положительное сальдо миграции, что связано с улучшением социально- экономической обстановке в стране; за этот период абсолютные размеры естественного прироста населения почти утроились при одновременном резком сокращении отрицательного сальдо от его миграционного движения (с -123,7 тыс. в 1999 г. до 1,1 тыс. в 2008 г.). Внутренняя, или внутриреспубликанская миграция, охватывает перемещение населения в пределах республики, а именно межобластную и внутриобластную миграцию. Большие изменения произошли во внутренней миграции за последние 10 лет. Так, внутриобластная миграция уменьшилась с 264,5 тыс. чел. в 1991 г. до 105,3 тыс. человек в 2000 году, Т.е. сократилась в 2,5 раза, а межобластная миграция - соответственно, с 166,7 тыс. чел. до 79,1 тыс. чел. или сократилась в 2,1 раза. В начале 1990-х гг. на долю внутренней миграции приходилось до двух третей всего миграционного оборота, например, в 1991 г. доля внутренней миграции составляла 65,2 %. За период с 1991 по 1994 п. оборот внутренней миграции (относительная и абсолютная величины) уменьшился. В 1994 г. удельный вес внутренней миграции составил 54,5 % от общего оборота миграции или снизился на 10,7 % по сравнению с 1991 г. В связи с тем, что во второй половине 1990-х п. сократились объемы не только внутриобластной и межобластной миграции, но и международной миграции (почти в три раза по сравнению с 1994 г.), доля внутренней миграции в миграционном обороте вновь повысилась и составила в 2000 г. 66%, как и в начале десятилетия.
Все большее распространение получает незаконная миграция, в том числе транзитная, трафик мигрантов и женщин преимущественно из стран юго-восточной Азии через Казахстан в Россию и западноевропейские страны. Широкомасштабная эмиграция славянского населения. В 1992-2000 гг. из страны выбыло около 1,5 млн. русских, украинцев, белорусов и др. Около 60 % чистых потерь обусловлены выездом русских. Эмиграция этнических немцев. За последние 10 лет из страны выехало около 0,8 млн. немцев, и их убыль по сравнению с данными переписи за 1989 г. составила 80 %. Государственная политика репатриации этнических казахов. В 1992 г. Правительство Республики Казахстан приняло «Закон об иммиграции» и проводит политику репатриации казахского населения из стран ближнего и дальнего зарубежья. За период с 1991 по 2000 гг. в республику прибыло 42,3 тыс. семей казахских репатриантов или свыше 183 тыс. чел. Эмиграция ранее депортированных народов. Представители почти всех этнических групп, депортированных в Казахстан в 1930-1950-е гг. имеют отрицательное сальдо миграции (кроме турок - месхетинцев и чеченцев в 1999-2000 гг.). Поток беженцев и вынужденных переселенцев из зон конфликтов: (Афганистан, Россия/Чечня) и Узбекистана, из зоны экологического бедствия Приаралья, а также репатриация беженцев в страны, где конфликт в настоящее время урегулирован (Таджикистан). Численность беженцев и лиц, находящихся в ситуации сходной с ситуацией беженцев, по данным УВКБ ООН в Казахстане, составляла на конец 2000 г. 20 574 чел., 915 из них получили статус беженца.
Развитие транзитной и незаконной миграции, преимущественно из стран юго-восточной Азии через Казахстан в Россию и западноевропейские страны. Развитие новых видов трудовой миграции. Массовые коммерческие поездки ("челночничество"), работа по найму на выезде, в том числе за рубежом, сезонные работы и т.д. получили широкое распространение в Казахстане. Одновременно в стране по трудовым контрактам работают тысячи иностранных рабочих. Продолжается процесс «утечки умов», охватывающий интеллектуальную эмиграцию из страны: доля эмигрантов с высшим образованием остается высокой на протяжении всего десятилетия. Из страны выбывают высококвалифицированные специалисты, научные работники, представители культуры. Процесс дезурбанизации. С 1992 г. уменьшалась численность городского населения по сравнению с сельским. Дезурбанизация сопровождалась застоем в развитии и упадком малых городов, многие из которых получили статус депрессивных. Внутренняя миграция. С 1991 по 2000 г. объемы межобластной миграции сократились более чем в два раза, а объемы внутриобластной миграции - в 2,5 раза. Продолжается процесс сельско- городской миграции. В 2000 г. только два города в Казахстане - Алма-Ата и Астана, бывшая и нынешняя столицы, а также Акмолинская, Мангистауская и Павлодарская области имели положительное сальдо миграции по внутриреспубликанской миграции. Почти все остальные области теряли население как в результате внутренней, так и в результате международной миграции. Перенос столицы в г. Астану оказывает влияние на внутриобластную (Акмолинская область) и межобластную миграцию в сторону увеличения потока в новую столицу. В г. Астану мигрируют с основном из соседних центральных и северных областей: Карагандинской, Кустанайской и г. Алма-Аты. Особенностью миграций в Казахстане является их волнообразность, к концу 1990-х гг. - сокращение миграционных потоков. На протяжении 1990- х гг. эмиграция происходила с периодами подъемов и спадов, стабильно сокращался лишь въезд в республику. В результате сохранения отрицательного сальдо миграции, а также падения рождаемости на протяжении 9-и лет численность постоянного населения убывает. За последние три года (с 1998 по 2000 гг.)население республики сократилось на 292,1 тыс. чел. или на 1,9 %. За десять лет численность постоянного населения уменьшилась с 16,452 млн. до 14,842 млн. чел. или на 10 %. 2001 год - начало нового века и тысячелетия, десятая годовщина суверенного развития Республики Казахстан. Переходный период от социалистической к социально-рыночной модели развития, правовому государству и гражданскому обществу оказался исторически сложным этапом, который сопровождался экономическим кризисом, разрушением социальной сферы, трудностями создания новой' рыночной инфраструктуры, изменением общественного сознания, широкомасштабной миграцией. Численность населения Республики Казахстан по итогам переписи населения 2009 года составила 16009,6 тыс. человек. За межпереписной период численность населения республики увеличилась на 1028,3 тыс. человек, прирост численности населения по сравнению с предыдущей переписью 1999 года составил 6,9%. Численность городского населения составила 8662,4 тыс. человек, сельского - 7347,2 тыс. человек. При этом численность городского населения увеличилась на 206,6 тыс. человек или на 2,4%, а сельского – на 821,7 тыс. человек или на 12,6%. Доля городского населения в стране составила 54,1%, сельского - 45,9%, в 1999 году их соотношение составляло 56,4% и 43,6% соответственно. Самыми урбанизированными регионами являются Карагандинская (здесь городское население составляет более 77,5%), Павлодарская (68%) и Актюбинская (61%) области. Сельское население в основном сконцентрировано в Алматинской (76,9% от всего населения), Северо-Казахстанской (60,2%), Кызылординской (58,1%) и Жамбылской (60,4%) областях. Численность мужчин составила 7712,2 тыс. человек, женщин – 8297,4 тыс. человек. Численность мужчин по сравнению с предыдущей переписью увеличилась на 496,8 тыс. человек или на 6,9%; численность женщин увеличилась на 531,5 тыс. человек или на 6,8%. Соотношение численности мужчин и женщин сложилось с перевесом доли женского населения над мужским (51,8% и 48,2% соответственно). По переписям населения 1999 и 2009 годов на каждые 1000 женщин приходилось 929 мужчин. Изменение численности отдельных этносов за межпереписной период характеризуется следующими данными: Численность населения республики на 1 октября 2010 года по оперативным данным с учетом переписи населения 2009 года составила 16372 тыс. человек. Численность казахов составила 10458 тыс. человек, доля в общей численности населения 63,9%. Впервые за последние почти 40 летнюю историю Казахстана в 2004 году наступил факт превышения общей численности иммигрантов над эмигрантами. Новая тенденция во внешней (международной) миграции населения страны наметилась в последнем десятилетии; резко сократилось общее число эмигрантов (со 165 тыс. в 1999 г. до 45,3 тыс. в 2008 г.) и возросло (до 46,4 тыс. против 41 тыс. в 1999 г.) число иммигрантов, что позволило добиться первых шагов в достижении положительного миграционного сальдо в целом по стране. В числе иммигрантов последних пять лет 230,6 тысячи (74,5%) составили казахи, 44,5 тысячи (14,4%) – русские. При этом общее число казахов – иммигрантов в 2008 году возросло почти до 35 тысяч против 9,5 тысячи в 1999 году, а число эмигрантов среди них сократилось до 2,3 тысячи против 8,1 тысячи в указанные годы. Число русских – иммигрантов, продержавшись на уровне по 15 тыс. в течение 2001- 2003 гг., в 2008 г. сократилось до 6,3 тыс. (в 1999 г. было 18,5 тыс.), а число эмигрантов среди русских уменьшилось до 31,6 тыс. в 2008 г. против 92 тыс. чел. в 1999 году. Несмотря на наступившую в последние годы положительную тенденцию во внешней миграции в целом по стране, за пятилетие (2004-2008 гг.) из нее выбыли на постоянное жительство в другие государства свыше 239 тыс. чел. Общие результаты этномиграционных обменов по основным национальностям, которые больше всех были подвергнуты эмиграционным процессам со странами «дальнего» и «ближнего» зарубежья выглядят следующим образом. За годы независимости суверенного Казахстана (1991-2008 гг.) - на постоянное место жительства по данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в республику прибыло свыше 734 тыс. «оралманов» - иммигрантов (казахов) из «дальнего» и «ближнего» зарубежья. Однако подавляющая часть всех эмигрантов (по внешней миграции) 2004-2008 гг. приходится на долю русских - 65,0% и немцев - 11,7%; на долю украинцев приходилось 8,1%, казахов - 5,5%.
Таким образом, в стране намного улучшилось положение с внешними миграционными процессами и отныне они становятся достаточно естественными явлениями: общее число эмигрантов из страны в 2008 году сократилось до 45,3 тыс. чел. против 164,9 тыс. - в 1999 г., а число переселившихся в нашу страну (иммигрантов) из соседних государств в 2008 году возросло до 46,4 тыс. чел. против 41,3 тыс. - в 1999 г. Общее число лиц, подвергшихся всем формам миграции в республике, только за последние три года (2006-2008 гг.) превысило 2 млн. 190 тыс. чел. (или почти 14% всего ее населения), из которых 39,2% приходилось на мигрантов между областями республики, 13,1% - на внешних (эмигрантов и иммигрантов) и 47,7%-на внутриобластных мигрантов. При этом число участников внутриреспубликанской миграции за эти годы увеличилось на 16,7%, в их числе межобластные мигранты - на 20,3%, внутриобластные - на 13,8%. Наибольшее приток мигрантов отмечен в Мангистауской области, что объясняется наличием рабочих мест, потоком вахтовиков, в связи с разработками нефтегазовых месторождений. Интенсивность сальдо миграции в области составила 15,7 на 1000 чел. населения, в то время как для Казахстана этот показатель имел значение 0,7 на 1000 чел. населения. Самая низкая интенсивность миграции отмечена в Костанайской области (-3,1 на 1000 чел.). Более 50% объема общей миграции приходится на г. Алматы, г. Астана, Восточно- Казахстанскую, Алматинскую и Карагандинскую области. Таким образом, в стране за последние 10 лет намного улучшилось положение с внешними миграционными процессами и они становятся естественным явлением: общее число эмигрантов в 2007 г. сократилось до 42,4 тыс. чел. против 165 тыс. (почти в 4 раза) в 2000 г., а количество переселившихся в нашу страну (иммигрантов) из соседних государств в 2007 г. возросло до 53,4 тыс. чел. Против 41 тыс. (рост на 30,2%) в 2000 г. За январь-декабрь 2012 года по республике сложилось отрицательное сальдо миграции, что составило минус 1381 человек. В январе-декабре 2012г. по сравнению с январем-декабрем 2011г. число прибывших в Казахстан уменьшилось на 25,4% и составило 28462 человек, число выбывших из Казахстана также уменьшилось на 8,9% и составило 29843 человек. Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ. Из стран СНГ число прибывших и выбывших в эти страны составило соответственно 24007 (84,3) и 28403 (95,2%) человека. Численность мигрантов, переезжающих в пределах страны уменьшилась на 6,6% и составила в январе-декабре 2012г. 339,7 (363,7) тыс. человек. По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в 5-и регионах страны: городах Астана (19529 человек), Алматы (9963 человек), Алматинской (5477 человек), Мангистауской (2516 человек) и Атырауской (84 человек) областях. В январе 2013 года в стране сложилось положительное сальдо миграции. Число прибывших в республику больше, чем выбывших на 70 человек. В январе 2013г. по сравнению с январем 2012г. число прибывших в Казахстан уменьшилось на 54,6% и составило 1545 человек, число выбывших из Казахстана также уменьшилось на 19,1% и составило 1475 человек. Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ. Из стран СНГ число прибывших и выбывших в эти страны составило соответственно 1293 (83,7%) и 1391 (94,3%) человек. Численность мигрантов, переезжающих в пределах страны уменьшилась на 20,7% и составила в январе 2013г. 22,9 (28,9) тыс. человек. По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в 5-и регионах страны: городах Астана (1229 человек), Алматы (573 человек), Алматинской (346 человек), Мангистауской (174 человек) и Атырауской (75 человек) областях. Казахстан, в числе немногих стран (Германия, Израиль) ведет активную диаспоральную политику, которая нацелена на сохранение этнической идентичности, национальной самобытности казахов, проживающих за рубежом, которая имеет важное стратегическое значение. Этот фактор объясняется следующими позициями. С одной стороны, в условиях кризисной демографической ситуации внутри страны диаспора рассматривается как дополнительный человеческий ресурс Казахстана. С другой стороны, в современных условиях интеграции и глобализации казахская диаспора может стать важной составляющей внешнеполитической и внешнеэкономической политики страны. Учитывая удельный вес проживающих за границей казахов, которые составляют почти треть населения Казахстана, диаспора является весомым социальным ресурсом независимого государства. Как известно, общность первоначальной территории обитания (прародины), наряду с общностью происхождения, общностью культурной истории, общностью языка является основной частью диаспорного сознания. Основным мотивом оралман является возвращение на историческую Родину и в перспективе прогнозируется увеличение притока в страну этнических казахов, тем более в ближайшее время указом Президента увеличена квота до 15 000 человек ежегодно. Обретение Независимости стало важным шагом на пути консолидации казахов, проживающих в разных уголках земного шара, которые в силу политических и экономических процессов в разное время покинули территорию Казахстана. Надо отметить, что вопросы изучения судеб казахской диаспоры стали подниматься относительно недавно.
На уровне законодательного обеспечения проблема поддержки соотечественников имела некоторое решение. В период с 1996 года по 2000 год поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, осуществлялась в соответствии с Государственной программой поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года № 3308. Программа была представлена комплексом мероприятий и состояла из шести основных разделов: научное обеспечение, нормативная правовая база, образование, культура, туризм и спорт, вопросы книгоиздания и средств массовой информации, организационные меры. Для качественного и полноценного осуществления намеченных целей в ноябре 2005 года Президент подписал Указ «О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы». В числе других законодательных актов: Закон Республики Казахстан «О миграции населения», Отраслевая программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001–2010 годы, Указ Президента Республики Казахстан о квоте иммиграции оралманов на 2005 -2007 годы от 27 декабря 2004 года, Инструкция о порядке определения статуса репатрианта (оралман), реэмигранта, переселенца, а также вынужденного переселенца. Данная политика государства значительно влияет на миграцию в страну оралман. Так, в Казахстане по данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан за период с 1993 года по 1 октября 2005 года прибыло 117 698 семей оралман (464 426 чел), преимущественно из Узбекистана (61,5%), Монголии (15,4%), Туркменистана (9%), Китая (4,8%), России (4%). Устойчивое улучшение социально-экономической и политической ситуации в республике и анализ иммиграционного настроения в сопредельных странах, а также диаспоральная политика, проводимая в Казахстане позволяют прогнозировать дальнейшее увеличение количество прибывающих в Казахстан оралман. Анализ современной миграционной ситуации в Казахстане актуален и тем, что позволяет определить многие "болевые" точки общества, которое само пребывает в состоянии "миграции" к другому типу человеческой цивилизации. Этот период сопровождается возникновением целого ряда противоречий и конфликтов, непосредственно воздействующих на миграционное поведение населения. Важно выявить характер этих процессов, вскрыть их причины, определить воздействие на различные виды миграции: этническую, трудовую, внутреннюю и внешнюю, транзитную, потоки беженцев и репатриантов. Миграция в Казахстане имеет свои специфические особенности, но вместе с тем в ней полностью отражаются общие существенные и типичные для всех государств СНГ "скрытые" главные причины всей постсоветской миграции русскоязычного населения. Именно в Казахстане наиболее ярко и зримо проявилось влияние проводимой прежде интернациональной социально-экономической политики, которая в итоге породила особый тип населения, именуемый русскоязычным. Поэтому анализ возникающих в Казахстане проблем и путей их решения может оказаться полезным для преодоления аналогичных трудностей, возникающих на постсоветской территории. Государственная миграционная политика должна предусматривать: разработку системы миграционных потоков, их направленность в точки экономического роста и регулирование, подкрепление материально- технической базой и стимулированием; создание стимулов для привлечения населения в точки экономического роста, малые города и сельские населенные пункты на добровольной основе вслед за развитием производства, наличием условий для проживания (вода, экология, климат) с учетом демографической ситуации и политики в регионах; предоставление государственных гарантий и льгот; выдачу субсидий на компенсацию денежных и финансовых затрат на переезд; оказание помощи мигрантам в приобретении жилья на новом месте; кредитование программ добровольного переселения.
ГЛАВА II. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1.Миграционная политика и ее социальная роль в РК
В любой стране мира социально-экономическая и политическая обстановка в огромной степени зависит от интенсивности и направленности миграционных процессов, значение имеет также эффективность миграционной политики. В Казахстане, наряду со многими странами СНГ, сложилась такая ситуация, что без продуманной, взвешенной и научно-обоснованной миграционной политики становится все сложнее сохранить политическую, экономическую и социальную стабильность.
5 сентября 2000 года была одобрена Концепция миграционной политики Республики Казахстан, согласно которой должна оказываться полная поддержка переселению и местному приему оралманов, их адаптации в местах проживании. Следует создать все условия для успешной адаптации оралманов в местную социальную окружающую среду, проводить мероприятия по психологическому восстановлению людей, выживших в вооруженных конфликтах. Все вышеперечисленное в распоряжении было определено как наиболее обязательные приоритеты миграционной политики для решения проблем оралманов в Казахстане [7].
В 2005 году в выступлении на Третьем всемирном курултае казахов в Астане Президент страны Н. А. Назарбаев отметил, что среди стран Содружества Независимых Государств Казахстан - единственное государство, которое системно занимается репатриацией рассеянных по миру зарубежных соотечественников и выделяет для этого солидные бюджетные средства, а в масштабах всего планетарного сообщества оно - одно из трех.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» необходимость выработки современной концепции миграционной политики была выдвинута в качестве основных приоритетов продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. В отношении мероприятий по адаптации оралманов отмечено: «Наше внимание должно быть в большей степени уделено созданию условий по предварительной подготовке в специальных центрах, адаптации и интеграции оралманов в наше общество. Если обучить их профессии, языку, как принято в других странах, они быстрее привыкнут к новым условиям» [9].
В соответствии с задачами, выдвинутыми в Послании Главы государства народу Казахстана 2006 г., и Планом мероприятий на 2006-2008 гг. по реализации отраслевой Программы миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 гг., была разработана Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 гг. [10], в которой определены перспективные направления этнической миграционной политики на среднесрочный период.
Концепция направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых механизмов управления миграционными процессами в Республике Казахстан. Целью Концепции определено уменьшение негативных последствий миграционных потоков в рамках сохранения и развития национальной идентичности и безопасности страны путем максимального сокращения незаконной и формирования селективной миграции.
Концептуальной новеллой в управлении миграционными процессами в настоящий период можно назвать обозначенную в вышеуказанном документе необходимость проведения селективной миграционной политики.
В соответствии с Планом мероприятий на 2008-2010 гг. по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 гг. предусматривались разработка системы мер по адаптации и интеграции иммигрантов в казахстанское общество, разработка механизма рационального расселения иммигрантов исходя из интересов демографического и социально-экономического развития регионов, регионального рынка труда, проведение на регулярной основе мониторинга и оценки миграционных процессов и другие мероприятия.
В 2009 году началась реализация программы «Нурлы кош», рассчитанной на 2009-2011 годы [7]. Она предполагает увеличение квот на прием. Прием оралманов и внутреннюю миграцию, помимо программы «Нурлы кош», регулируют следующие действующие документы: Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы.
Наконец, в 2011 году в Республике Казахстан был принят новый закон «О миграции населения» [7]. Новым законом предусмотрено, что этнические казахи, самостоятельно въехавшие на территорию Республики Казахстан и пребывающие на территории нашей страны, подают заявление о включении в квоту иммиграции оралманов в управление миграционной полиции территориального департамента внутренних дел. А проживающие за пределами Республики Казахстан с указанием предп<