Г. (апрель) -1990 г. (октябрь) 3 страница
Анализ этой закономерности позволяет утверждать, что новые православные общества возникают не на «пустом месте», а там, где они существовали 40-50-70 лет назад. То есть происходит «возрождение» русского православия в границах его распространения в начале XX века. Аналогичные процессы, происходят в географии старообрядчества и иудаизма. Такие религии, как буддизм и ислам, тесно связанные с определенными этносами, также как бы заново «осваивают» территорию своего прежнего распространения. География римско-католических обществ, объединений «этнического протестантизма» (лютеране, меннониты) тесно связана с местами проживания этнических диаспор на территории РФ. Применительно к вышеупомянутым религиям можно говорить о том, что они «не осваивают» новых территорий, а увеличивают количество объединений и активизируют свою деятельность в традиционных для себя географических рамках. Иными словами, идет бурный процесс преодоления последствий искусственного (административного) сокращения религиозной сети в СССР, происходивший в 30-60-х годах нынешнего столетия.
Несколько отличная сложилась ситуация в «славянском» (русские, украинцы, белорусы) протестантизме (ЕХБ, ХВЕ, АСД, Свидетели Иеговы и др.). Хотя изначально, на рубеже ХIХ-ХХ вв., центрами его возникновения и преимущественного распространения были западные и юго-западные регионы Российской империи, в последующем - в СССР (и РСФСР) общества этих протестантских направлений, хотя и медленно, преодолевая административные препоны, но распространялись по стране, а в 90-х годах - с очевидным громадным ускорением. Сегодня они действуют фактически в тех же географических рамках, что и традиционные национальные церкви и религии.
Проводимые в последние годы социологические исследования фиксируют рост напряженности во взаимоотношениях между различными конфессиями. К примеру, в ходе опроса экспертов - представителей органов исполнительной власти 49 субъектов РФ (март 1997 г.) 46% из опрошенных отметили наличие межконфессиональных противоречий в их регионах, в основе которых борьба за паству, деятельность иностранных миссионеров и нетрадиционных религиозных движений и объединений, конфликтные ситуации вокруг культовых зданий и имущества. Во время проведенного весной 1996 г. кафедрой религиоведения РАГС опроса по проблемам межконфессиональных отношений экспертов - специалистов органов исполнительной власти более 60 субъектов РФ и руководителей и представителей основных религиозных организаций - 47,8% опрошенных заявили о наличии на их территориях противоречий и конфликтов между различными религиозными объединениями. Указаны были и причины, среди которых: появление и деятельность в их регионах нетрадиционных культов и западных (иностранных) миссионеров и проповедников (об этом заявили 33,2%); борьба конфессий (и традиционных, и нетрадиционных) за паству - 32,2%. При этом 40,4% экспертов указали на то, что изменений к лучшему в характере этих взаимоотношений в ближайшее время не произойдет, а 26,1% даже ожидают их осложнений[21]. Думается, что именно острота сложившейся ситуации понуждала субъекты Федерации к принятию мер по упорядочению деятельности нетрадиционных религиозных организаций. В этом причина обращения в декабре 1996 г. Государственной Думы к Президенту РФ Б.Н. Ельцину «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» с призывом обеспечить «религиозную безопасность российского общества»[22].
Обращение Думы было уже явно запоздалым, ибо передел «религиозного пространства» в постсоветской России не в пользу традиционно бытующих (национальных и народностных) религий стал уже свершившимся фактом. Безусловно, этому есть причины объективного, прежде всего политического и экономического, свойства. Но немалую роль сыграли и просчеты в вероисповедной политике государства. Оно должно защищать не только свою территорию и границы, недра, воздушное и водное пространство, но и свое, веками складывавшееся «духовное пространство». Для народов России в этом пространстве существенную роль играют национальные религии и церкви, зачастую являющиеся скрепой их прошлого, настоящего и будущего. И потому защита национальной религии или церкви есть защита наций и народов, государства и общества. В противном случае возрастает риск денационализаии, превращения народов в «население», которое не ощущает связи с предшествующими поколениями, не считает себя частью национальной общности и не ставит перед собой задачи продолжения национальной истории в будущем. Удел такого «населения» один - вслед за распадом национального и суверенного государства колонизация территории и последующее растворение (небытие, забвение) во вновь пришедших народах.
Однако формы поддержки государством национальных церквей и религий не должны сводиться к запрету и всемерному ограничению деятельности иных религий и объединений, к созданию препятствий на пути мировоззренческого диалога «своих» и «чужих» граждан и взаимного культурного (в том числе религиозного) общения российских и других народов. Усилия государства должны быть направлены на реальную и многообразную помощь национальной культуре, на создание условий, при которых каждый может приобщиться к ней, включиться в нее, ощутить себя частицей народной культуры. Эта и подобная деятельность государства, опирающегося на общественные объединения (различных видов, направлений), на граждан своих и создадут своеобразный «национальный иммунитет»: когда при самых разнообразных контактах с иными культурами человек остается «частичкой» своей национальной культуры, бережно хранит и развивает ее.
На становление новых отношений между государством и религиозными организациями в 1994-1997 гг. оказывал влияние и фактор политический: избирательные кампании - парламентская ( 1995 г.) и президентская ( 1996 г.). Участники этих политических баталий надеялись, как и в драматический период развала СССР 80-90-х годах, опереться на верующую (большую, по их мнению) часть населения, на создаваемые ими объединения (прежде всего Русскую православную церковь) и движения. Вместе с тем, социологические исследования, проводимые в 1993-1997 гг., фиксировали прекращение относительного роста уровня религиозности населения, что было характерно для 1985-1992 гг. В мировоззренческом самоопределении общество разделилось на две примерно равные части – «верующие» и «неверующие». Правда, если пытаться установить степень «убежденности» респондентов в своем выборе, то выяснялось, как, например, показали исследования в Москве, что количество «твердо верующих» составляет - 25%, количество «убежденно неверующих» - 28%, а число «колеблющихся» - 45%. К тому же, данные опросов, проводимых Аналитическим центром Института социально-политических исследований РАН в 1994-1996 гг., свидетельствовали, что «религиозная вера» занимает одно из последних мест среди ценностей, которые «важны для благоприятной, счастливой жизни»[23].
Что еще важнее, так это тот факт, что население страны (в том числе и верующие) изменяет свое отношение к наиболее массовой конфессии - Русской православной церкви, последователи которой и были электоральной надеждой многих политиков. Если в 1992-1994 гг. Церковь устойчиво занимала одно из первых мест в рейтинге, органов власти и общественных организаций, то в 1995 г. «процент доверия» падает. Социологи полагают, что связано это со все более очевидным сближением Церкви с государством, которому граждане во все большей степени отказывали в доверии и поддержке, указывая, что оно зачастую не отражает и не защищает их интересы. Данные мониторинга «Как живешь, Россия?» отражены в следующей таблице[24]:
Годы | Май 1995 г. | Май 1996 г. | Январь 1997 г. |
доверяют Церкви | 32% | 30% | 27% |
не доверяют Церкви | 42% | 44% | 48% |
Как нам представляется, вышеобозначенные явления и тенденции участниками предвыборной гонки в 1995-1996 гг., - что отразилось в их практических заявлениях и программах, - в значительной мере учтены не были. И все они ожесточенно педалировали тему «религии и свободы совести».
Как это ни странно, но лидеры предвыборных блоков, политических партий и движений, боровшихся за парламентские места, в вопросах об отношении к религиозным организациям и к проблеме свободы совести были единодушны. Говорили о необходимости духовного возрождения и оказания поддержки со стороны государства традиционным религиям. Такие же аспекты государственно-церковных отношений и политики государства в религиозном вопросе, как равенство религий и религиозных организаций перед законом, светскость государственного образования, отделение церкви от государства и обеспечение конституционного принципа светского государства, отошли на второй план. Раздавались и призывы усовершенствовать закон о свободе вероисповеданий, имея в виду включение в него протекционистских норм для традиционных религий. В публичной полемике, в выступлениях средств массовой информации наблюдалась активная подмена термина «свобода совести» термином «свобода вероисповеданий». Слушателю и читателю навязывалось мнение о приоритете прав верующих и религиозных организаций, о свободе веры и религий как подлинно демократических принципах. Право же человека не верить, быть мировоззренчески независимым от тех или иных религиозных организаций, отстаивать, в том числе и публично, свое право на нерелигиозные убеждения, стыдливо исключалось из понятия свободы совести. Не обошлось без нападок на атеизм и атеистов, охаивания советской эпохи и безудержной идеализации дореволюционного прошлого России и роли в нем православия.
Но более всего эксплуатировалась тема о необходимости борьбы с зарубежными проповедниками и миссиями, с «тоталитарными сектами» и «деструктивными культами». И выявилось редкое единодушие политических партий различных идеологических ориентации и их лидеров[25]:
Зюганов ГА. (КПРФ):
К сожалению, Государственная дума не приняла законов, обеспечивающих приоритет традиционным религиям. Но на пути проникновения иностранных конфессий необходимо поставить барьеры. Национальные интересы страны требуют, чтобы государственная политика обеспечивала поддержку трех мировых религий - православия, ислама, буддизма».
(Православная Москва.25 сентября 1995 г.)
Жириновский В.В. (ЛДПР):
«Многие зарубежные секты открыто действующие у нас, запрещены в большинстве стран Европы. И все же «демократы» гнут свое. Дума приняла нормальный закон, дающий полную свободу традиционным верованиям, но ограничивающий в правах секты тоталитарные. Администрация Президента «постаралась» и проект вернули».
(Газета ЛДПР. 1996. № 7)
Лапшин М. (Аграрная партия):
«Деятельность этих [иностранных] сект надо законодательно ограничить. В России есть традиционные религии: православие, мусульманство, буддизм. Пусть они и развиваются. Ведь каждая страна должна жить на своих традициях. Если же внедрятся секты, то в скором времени уже будет непонятно, кто мы такие, откуда родом».
(Православная Москва. 20-21 июля 1995 г.)
Лебедь А.И.:
«Я рассматриваю деятельность сект как серьезную угрозу безопасности России. У нас всегда были традиционные религии: православие, ислам, буддизм, которые мирно сосуществовали. В России никогда не было религиозных войн, в отличии от других стран, и надеюсь, при такой постановке вопроса, не будет».
(Из выступления 22 июня 1996 г.)
В агитационной литературе движения «Держава» его лидер А. Руцкой также изображался борцом с «тоталитарными сектами». Одна из листовок, призывая избирателя голосовать за него, вопрошала:
«Кто протестовал против засилия заморских проповедников и сектантов, настойчиво требовал вернуть Русской православной церкви - храмы, соборы и монастыри, мусульманам - мечети, буддистам - пагоды, прекратить духовную агрессию против России, остановить пропаганду насилия и разврата в средствах массовой информации?»[26].
И даже такое карликовое движение, как «Вперед, Россия» (лидер Б. Федоров) в своей программе «Что и как мы будем делать» (имеется в виду после победы на выборах) имело специальный раздел «Религия», в котором говорилось:
«Религия - носитель национальных, нравственных и культурных традиций народа. Лишив людей веры, большевики произвели духовное опустошение страны. Разрушив или превратив храмы в склады и конторы, они нанесли нам гигантский моральный урон, который мы будем чувствовать еще много лет.
Мы будем проводить политику защиты свободы совести и вероисповедания; возврата культовых сооружений; невмешательства в дела и сотрудничества со всеми религиозными конфессиями и организациями, признанными государством, в деле воспитания духовности и защиты нравственности.
Мы примем меры по развитию добровольного религиозного воспитания, воскресных школ, преподаванию в государственных учебных заведениях истории религии.
Кроме того, будут приняты меры против распространения опасных для жизни и психики людей псевдорелигиозных организаций типа «Белого братства», «Аум Синрике»[27].
К сожалению, все это - классический пример погони за голосами верующих избирателей и манипулирования общественным сознанием. И все же итоги голосования показали, что как религиозные предпочтения граждан, так и демонстрирование своей «религиозности» со стороны кандидатов и их политических и предвыборных объединений, громкие обещания «религиозного рая и порядка» существенного влияния на политическую палитру Российского парламента не оказали. В очередной раз в нашей истории мы могли убедиться, что «религиозный фактор» не оказывает какого-либо определяющего влияния на политическое сознание и поведение электората. Более того, избирательные движения, имевшие ярко выраженную конфессиональную (христианскую или мусульманскую) направленность, не получили поддержки со стороны избирателей[28].
В то же время в окончательном исходе президентских выборов 1996 г. религиозный фактор, безусловно, сыграл свою положительную роль. В программу действий на второй президентский срок Президент РФ Б.Н. Ельцин включил в качестве первоочередных задач своей политики в сфере взаимодействия государства и религиозных организаций пункты, понятные для простого верующего избирателя:
- привести действующее законодательство в соответствие с существующими международными стандартами с учетом отечественной специфики;
- обеспечить непротиворечивость между федеральным и региональным уровнем законотворчества в области отношений церкви и светской власти;
- создать правовую основу для формирования негосударственных источников поддержки деятельности религиозных объединений;
- всемерно содействовать благотворительной религиозной деятельности;
- обеспечить более тесное сотрудничество между религиозными организациями и государством в воспитании патриотизма, нравственных идеалов, в развитии высоких моральных качеств у подрастающего поколения[29].
Количественные характеристики религиозной обстановки, о которых мы уже неоднократно говорили, для рядовых верующих были не просто некоей абстрактной цифрой, а обернулись ставшими для них более доступными молитвенными зданиями, благотворительными фондами, духовными учебными заведениями, церковной литературой, предметами культа, паломническими поездками по России и за рубеж, возвращенными в храмы святынями, религиозными передачами на ТВ и т.д. Президент обещал и впредь содействовать строительству новых храмов, открытию духовных школ, расширению участия религиозных организаций в общенациональных праздниках и мероприятиях, их доступу на государственное радио и телевидение. И нет ничего удивительного в том, что значительная часть верующих граждан проголосовала за Б.Н. Ельцина.
Относительная постепенная политическая стабилизация общества юлила властным структурам в центре и на местах вернуться к проблеме регулирования деятельности религиозных организаций, создания управленческих структур, осуществляющих связи с религиозными объединениями.
В субъектах Федерации (за исключением Татарстана и Башкортоста), где до этого была разрушена система взаимодействия органов власти и юзных организаций, обязанности установления и поддержания связи с религиозными организациями, оказания им правовой и иной помощи, а также экспертно-консультативные функции для местных администраций по государственно-церковным проблемам стали возлагаться либо на отдельных экспертов-специалистов, либо на вновь образуемые секторы, отделы, комитеты по связям с религиозными организациями в структуре органов власти субъектов Федерации.
Весной 1994 г. для данной категории работников в рамках Российской академии управления (ныне Российская академия государственной службы при Президенте РФ) были проведены курсы повышения квалификации[30]. Социологический опрос их участников (66 человек из 63 регионов России) показал, что круг проблем, которыми они занимаются, достаточно широк. Но особенно много времени и сил занимают такие, как оказание помощи религиозным организациям в вопросах возвращения ранее национализированных культовых зданий и предметов культа, разрешение споров между ведомствами, учреждениями культуры, коммерческими структурами и религиозными организациями, возникающих в связи с этим; строительство и ремонт молитвенных зданий, аренда помещений; различные аспекты взаимоотношений религиозных организаций и органов образования; содействие религиозным объединениям в деле благотворительности и милосердия; консультации по законодательству о свободе совести и деятельности религиозных организаций и одновременно профилактика и устранение его нарушений со стороны религиозных объединений, коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации; содействие разрешению внутрицерковных конфликтов и споров между конфессиями.
В предложениях, направленных Правительству РФ, указывалось на насущную необходимость создания при Правительстве РФ федерального органа для координации усилий ведомств и других государственных учреждений в вопросах, относящихся к деятельности религиозных организаций, для обеспечения оперативной связи органов государственного управления с религиозными организациями, для экспертно-консультативного и информационного обеспечения Правительства. Аналогичные структуры предлагалось создать и в субъектах Федерации.
Летом 1994 г. при Правительстве РФ образуется Комиссия по вопросам религиозных объединений. В ее составе представители Аппарата Правительства, ряда министерств, ведомств, ученые-эксперты. Согласно положению о Комиссии, одной из основных ее целей является рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений, включая вопросы передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, и находящихся в компетенции правительства РФ.
Основными задачами Комиссии являются подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений и требующих решения Правительства; информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений, а также содействие осуществлению контактов Правительства с религиозными объединениями.
В соответствии с этими задачами Комиссия вырабатывает рекомендации, готовит проекты решений Правительства по вопросам, относящимся к ее компетенции, проекты законов РФ для внесения их в установленном порядке в Государственную Думу; дает заключения по проектам решений, вносимым в Правительство в части вопросов, касающихся взаимоотношений государства и религиозных объединений; выполняет координационно-методические функции в отношении деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции; осуществляет взаимодействие с государственными и общественными организациями, научными учреждениями и религиозными объединениями, контакты с органами государственной власти субъектов РФ, а также зарубежных государств; запрашивает и получает необходимую информацию от государственных, общественных и религиозных организаций.
В эти же годы в федеральных министерствах и ведомствах (за малым исключением) создаются организационно-управленческие структуры по взаимодействию с религиозными организациями. Первые рабочие контакты, периодические совместные мероприятия постепенно обретают качественно новую правовую основу - соглашения о сотрудничестве между министерствами и религиозными организациями[31]. Бесспорным лидером среди последних является Русская православная церковь. К примеру, в Соглашении между Министерством здравоохранения и Церковью (март 1996 г.) определяются следующие направления взаимодействия: развитие услуг в сфере оказания медико-социальной помощи; профилактическая деятельность и медицинское просвещение населения; оказание медицинской помощи инвалидам, иным социально уязвимым группам населения; обеспечение ухода за больными на дому и в стационарных учреждениях здравоохранения; подготовка персонала, сестер милосердия для оказания медико-социальной помощи; создание в установленном законодательством порядке условий в стационарных учреждениях здравоохранения для выполнения православных обрядов; разработка правовых актов по вопросам медико-социальной помощи и иным вопросам, представляющим взаимный интерес; взаимодействие в сфере благотворительности и милосердия.
Не вызывает сомнения полезность для общества сотрудничества религиозных организаций с министерствами и ведомствами, особенно, если это сотрудничество не будет ограничиваться Православной церковью. Однако более сложным является вопрос о включенности религиозных организаций непосредственно в сферу деятельности таких институтов государства, как силовые министерства, ибо заявленная в Конституции светскость государства в прямую относится к ним. Наблюдаемая сегодня «ползучая клерикализация» отдельных направлений деятельности этих органов государства, какими бы доводами она ни оправдывалась, в конечном счете окажется направленной и против общества, и против государства.
Взаимодействие с религиозными организациями становится важной сферой приложения сил и для Администрации Президента. Здесь летом 1995 формируется специальный отдел по связям с религиозными объединениями. А непосредственно при Президенте РФ образуется Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, одна из основных функций которого - разрабатывать стратегию государственно-церковных отношений. В истекший период Совет неоднократно рассматривал вопрос об усовершенствовании законодательства о религиозных объединениях, а также о повышении роли религиозных объединений в различных сферах российского общества, их участии в акциях, проводимых в 1997 г., объявленном Президентом Годом согласия и примирения.
Таким образом, мы можем констатировать, что религиозные объединения присутствуют во всех сферах общественной жизни. С ними, с их интересами, проблемами, деятельностью сталкиваются органы всех ветвей государственной власти и управления, а также органы местного (муниципального) управления. Хотя ст. 8 закона «О свободе вероисповеданий» рассматривалась все эти годы как запрет на создание государственных органов и должностей, специально предназначенных для «реализации права граждан на свободу вероисповеданий»[32], но фактически на всех властных уровнях, как реакция на общественную потребность, они учреждены и действуют. Круг задействованных в них чиновников столь широк, что позволяет говорить о существовании самостоятельного отряда государственных служащих, реализующих государственно важную функцию - осуществление политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий. Однако деятельность этой части государственного аппарата, специалистов-управленцев в органах местного самоуправления разобщена, не скоординирована, зачастую отягощена выполнением ими и других функций.
В интересах российских граждан, общества и государства необходимо предпринимать усилия к тому, чтобы из этих уже реально существующих, действующих специалистов постепенно сформировать (по вертикали и горизонтали) на всей территории России систему государственной службы по связям с религиозными организациями, имеющую в качестве своих руководящих органов общефедеральный и региональные центры. Кстати, все бывшие союзные республики, первоначально разрушившие прежние структуры «по делам религий», к настоящему времени восстановили их, придав им статус государственных органов (министерства, комитеты и т.п.). Исключение здесь составляют Россия и Грузия.
Предназначение федерального центра (оптимально - министерство культов, но возможно и иное) состоит в том, чтобы отстаивать интересы государства во взаимоотношениях с религиозными институтами; собирать, обобщать и анализировать информацию о религиозной обстановке в стране; координировать деятельность федеральных министерств и ведомств в части их взаимоотношений с религиозными организациями - это с одной стороны. С другой - посредническая связь между государством (и его институтами) и религиозными объединениями; рассмотрение просьб и обращений граждан и религиозных объединений, защита их законных интересов и прав в сфере свободы совести и вероисповеданий.
Завершение третьего этапа в становлении российской государственной политики в отношении религиозных объединений связывается нами с принятием Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Собственно, работа над новым Законом велась с 1993 г. В 1994-1995 гг. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Аппарат Правительства РФ совместно разрабатывали текст законопроекта. В июле 1995 г. он был внесен Правительством в Думу и, казалось, начнется законотворческий процесс. Но наряду с правительственным были внесены на рассмотрение депутатов Госдумы еще три альтернативных законопроекта. Была образована комиссия, которой поручалось согласовать внесенные законопроекты. Но сделать это было трудно по причине их принципиальных несовпадений.
Столь длительный законотворческий процесс имел одним из своих последствий активизацию субъектов РФ в части принятия своего (регионального) законодательства о религиозных объединениях. Области, края и республики, все больше осознавая неэффективность Федерального закона, наблюдая длительную неспособность Госдумы исправить положение, решили взять дело в свои руки. С ноября 1994 г. по лето 1997 г. более трех десятков субъектов РФ приняли собственные законы о религиозных организациях.
Вряд ли можно согласиться с обвинениями в «религиозном сепаратизме», в «нарушении прав человека» и т.п. высказанными в адрес этих законов. И, уж тем более абсурдно сравнение их со сталинскими и хрущевскими антирелигиозными инструкциями, обвинение в воинствующем атеизме[33]. Представляются особо нелепыми подобные обвинения в адрес национально-территориальных (республики) и административно-территориальных (края, округа) образований, которые «предприняли самостоятельное регулирование свободы совести»[34]. Возможно, эти законы написаны не всегда юридически корректным языком, но с их помощью стремились заполнить правовую брешь в федеральном законодательстве. Касательно же национальных образований заметим, что здесь источником и субъектом власти является народ, который сам или через органы государственной власти вправе определить характер своих взаимоотношений с национальными религиями и церквами. Целесообразно было бы закрепить это положение в договорах между субъектами РФ и федеральным центром. Это важно, поскольку пункт «в» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению РФ относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, т.е. личных прав отдельного человека, отдельного гражданина, а не деятельность создаваемых ими организаций, тем более имеющих статус юридического лица.
Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, вынося в июне 1996 г. на обсуждение парламента в первом чтении законопроект о свободе совести, указал на следующие «слабости» действовавшего на то время Закона:
- отсутствие норм, регулирующих отношение к военной службе, регистрацию иностранных религиозных организаций и миссий;
- ряд норм, регулирующих трудовые отношения в религиозных объединениях и социальные права верующих, существенно устарели;
- налицо известное противоречие некоторых норм Закона с принятыми позже Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ;
- требуют более детальной проработки нормы, раскрывающие принцип отделения Церкви от государства;
- требуют уточнения нормы, касающиеся принципа и порядка регистрации религиозных объединений.
Однако только спустя год, в июне 1997 г., парламент счел возможным провести второе чтение по законопроекту. Столь длительный срок объясняется не сложностью формулирования непосредственно текста законопроекта, а изменившимся отношением в российском обществе и во властных структурах к некоторым принципиальным, базовым началам Закона о свободе совести.
Широкая и шумная кампания против «иностранных религиозных организаций», «западных миссионеров», «тоталитарных сект» и «деструктивных культов», по нарастающей захватившая Россию с 1993 по 1996 гг., имела двоякое последствие. Во-первых, она существенным образом отразилась на «самочувствии» всех тех объединений и организаций, которые были произвольно, вне всяких научных религиоведческих критериев отнесены к этой группе. В высказываниях лидеров ряда религиозных объединений, в религиозной литературе и проповедях вновь зазвучали мотивы ожидания очередного гонения и административного давления на «неугодных», информация о фактах преследований[35]. К примеру, журнал Западно-Российского униона церкви Христиан-адвентистов седьмого дня «Теперь время» писал: «темные тучи собираются на горизонте религиозной свободы. Фактически уже имеют место многочисленные нарушения религиозной свободы. Все чаще чинятся препятствия при проведении евангельских кампаний во многих городах России. К сожалению, инициатива в противодействии исходит от традиционной Церкви...В нескольких городах конфискованы выделенные уже под строительство молитвенных домов, участки земли... Распространяется ложная или заведомо искаженная информация об адвентистах... Пытаются Церковь АСД причислить к числу тоталитарных сект... все явственнее попытки загнать религию в национальные рамки. На этой основе создаются многие запреты, ограничения, звучат угрозы в адрес религиозных меньшинств, таких как Церковь АСД....В будущем мы встретимся с еще большими посягательствами на религиозную свободу»[36].