Le programme du front populaire
Revendications politicoes
;■:. -f t'it-чя; > |чі ikt-itç <Je : Sf yt. :^f.: .- :■ ? . ■•■ J<- v ,, % : ■■-. :-.*■ ,,.-.
•. * . . ••• {' ^'^ ••'•* • '• 'S"<»M' 5 Ctf»**£
• ït?ît <J«i *<« и>м *<л*И. *в^» |»(V-
' ' " ' ' |l* $(.<,<*»*■ -Je* Njtï,sn» ***«<:** *«:;!,
Aï.; £>'.-■>* iî<ï :„.l s<M'fUt >:t ^i; (щ: ;:j рв,у ,л.і;,.,(.£І<.
V.>■■■.-.{ ^с ;a (,j.!*;■;■>-(,■ ; ; Nstieoï pot,- I j(/ilt^^ jj^:»-;*.<- a«) і
U
*«-•»« *ґ Й. -— (Mit* k îfîiUg* et l'tptt'
tin victim« tf*-» «
Revendications шдаткв« '■ Y"' '' ""'
Ь'»"gi*«-«mît fi(f p#vv-:..f> 4K ДО«*«»
{. — R«lawjsfiea «k ta essaie і J"™,,,"".;*«""'-7!*.-!'™>^' '''."
Іл
£^ **?CsJ e^^ *fe:,^*
R.ttSu^i-i^ et :> ком)»« ^» !.л«; iJÏ і " ' ï £
:»* ^«r в^^* (■*.■■
J. ftXpr' ï^f
Il
* ..-fits
Д^ШО
LA RADIO!
І'-..!-.
Программа Народного фронта, «Юманите» 12 января 1936 г.
Угроза фашизма и народный фронт
178
тяжелые стратегические и политические последствия. Заняв позиции на французской границе, германская армия ускоренными темпами возводила «линию Зигфрида». Создавалась непосредственная и реальная угроза для безопасности Франции.
Политика французских «умиротворителей» серьезно подорвала доверие к Франции в мире. Правящие круги малых европейских стран увидели, что не могут рассчитывать на помощь Франции, так как она не отстаивает даже свои собственные интересы. Встав на путь попустительства и поощрения агрессии, Франция все дальше отходила от идей коллективной безопасности, от опоры на франко-советское сотрудничество. Правда, когда 12 марта вопрос о ратификации договора с СССР был поставлен в сенате, члены верхней палаты значительным большинством (231 голос против 52) вотировали франко-советский пакт8D. На какой-то момент угроза германского милитаризма отодвинула на второй план соображения внутриполитической борьбы. Тогда же договор был ратифицирован Советским Союзом, а 27 марта состоялся обмен ратификационными грамотами.
Вторжение немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону показало, что агрессивные устремления гитлеровской Германии направлены отнюдь не только на Восток. Становилось очевидным, что за криками гитлеровцев о «красной опасности» скрываются планы широкой экспансии. «Германия считает для себя более удобным поглотить Европу, утверждая, что она хочет уничтожить в ней большевизм» 87,— писал правый депутат и журналист Анри де Кериллис, враждебно относившийся к коммунизму. «Каждый раз, когда Гитлер произносит речь,— писал де Кериллис,— он разоблачает русскую опасность, но каждый раз, когда он перемещает пушку или солдата, он направляет их против нас» 88. Однако большинство государственных и политических деятелей упорно закрывали на это глаза, а в ремилитаризации Рейнской зоны обвиняли... Народный фронт.
ПОБЕДА НАРОДНОГО ФРОНТА
И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ
Ремилитаризация Рейнской области совпала с предвыборной кампанией во Франции, придав ей еще большую остроту. Основная борьба развернулась между партиями Народного фронта и их
86 «Annales du Sénal. Débals parlementaires», t. CXXIV, partie I. Paris, 1937, p. 267.
87 «L'Echo de Paris», 22.XI 1936. 68 «L'Echo de Paris», 18.XI 1936.
179
Угроза фашизма и народный фронт
противниками. 10 января 1936 г. была опубликована программа Народного фронта, формулировавшая его важнейшие требования, а именно: создание национального фонда для безработных, введение пенсий для престарелых, сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты, установление твердых цен на сельскохозяйственные продукты, снижение налогов и предоставление дешевого кредита крестьянам, суровые репрессии за утечку капиталов за границу, отмена чрезвычайных декретов, реорганизация Французского банка и др. В программу были включены также требования роспуска и разоружения фашистских лиг, всеобщей амнистии, отмены законов против свободы печати, уважения профсоюзных свобод. Программа предусматривала повышение жизненного уровня трудящихся, гарантирование демократических свобод, требовала преградить дорогу фашизму, обеспечить мир и безопасность страны, организовать коллективную безопасность, расширить систему пактов о взаимной помощи.
Народный фронт был первым із истории Франции новейшего времени блоком партий на основе четкой демократической программы. Его создание являлось большой победой рабочего класса и всех прогрессивных сил. Однако между тремя крупнейшими партиями Народного фронта — ФКП, СФИО и партией радикал-социалистов — существовали серьезные разногласия, в частности по экономическим вопросам. Ввиду этого была достигнута договоренность, что в избирательной кампании каждая из партий будет выступать со своей собственной платформой, но так, чтобы не наносить ущерба совместным действиям в деле антифашистской борьбы.
Правые партии не публиковали своих избирательных программ. Но незадолго до выборов они выпустили брошюру «За борьбу против Народного фронта», в которой запугивали избирателей коммунизмом, утверждали, что если победит Народный фронт, то правительство якобы будет образовано по «указке Советов» и т. д. Монополистическая буржуазия всеми средствами старалась расколоть Народный фронт, оторвать мелкобуржуазные массы от блока с рабочим классом. Обращаясь к собственническим интересам средних слоев, крупная буржуазия пыталась внушить торговцам и ремесленникам, что победа Народного фронта якобы приведет к ликвидации частной собственности во Франции и к «уравниловке».
Первый тур голосования в палату депутатов состоялся 27 апреля 1936 г. Он принес успех левым партиям. В первом туре каждая из партий Народного фронта выдвигала своего кандидата, а во втором туре, который состоялся 3 мая, все три партии поддерживали того кандидата, который получил больше голосов в первом.
Социалистическая партия собрала 1 964 384 голоса, ее фракция была наибольшей в палате — 146 мест. Коммунистическая
Угроза фашизма и народный фронт
партия получила 1468 949голосов и 72 мандата, партия радикалов— 1 422 000голосов и 116депутатских мест. Еще 49мандатов распределились между представителями других партий, входящих в Народный фронт. Большую победу одержала коммунистическая партия, которая уже в первом туре собрала около 1,5млн. голосов (из общего количества в 10млн.). Особенно значительного успеха ФКП добилась в промышленных центрах и прежде всего в Парижском районе, где были избраны 42депутата-коммуниста. Это была единственная партия Народного фронта, сумевшая собрать почти на 700тыс. голосов больше по сравнению с предыдущими выборами и увеличившая число мест в парламенте на 62. Социалисты потеряли 9 тыс. голосов, но их представительство в парламенте выросло. Партия радикалов потеряла 414тыс. голосов, и число ее депутатов сократилось с 159до 116.Как отмечает Поль Рейно, «Народный фронт победил благодаря союзу этих трех партий. Но если одна из них добилась триумфа, то вторая потеряла несколько тысяч голосов, а третья — более 400тыс. Единственный триумфатор из трех — коммунистическая партия» 89. Кандидаты Народного фронта получили 5421тыс. голосов, правые партии — 4233тыс. (женщины в то время в голосовании не участвовали).
Выборы свидетельствовали о том, что в стране произошел огромный политический сдвиг, они отразили готовность рабочего класса перейти в контрнаступление и защитить мир перед лицом фашистской агрессии, обеспечить сохранение демократических свобод, облегчить экономическое положение трудящихся. Но победа Народного фронта на выборах не означала, что реакционные силы сдались и не попытаются взять реванш. Поэтому необходимо было постоянно крепить единство, создавать комитеты Народного фронта на местах, добиваться осуществления общей программы, выработанной в январе 1936г.
Народные массы все решительнее требовали ее выполнения. С середины мая 1936 г.пролетариат развернул решительную борьбу за улучшение своего положения 90. Этому предшествовало объединение профсоюзов. В маоте 1936 г.на объединительном съезде в Тулузе был, наконец, преодолен раскол профдвижения.
9 P. Reuraud. Mémoires, t. II. Envers el contre tous. Paris, 1963, p. 48. Кстати, сам Рейно благодаря хорошо организованной пропаганде победил кандидата Народного фронта но 2-м округе Парижа большинством is 27 голосов (ibid., р. 35).
û См. «Очерки рабочего движения во Франции», стр. 141—158; /*-. А. Кравченко. Народный фоонт во Фпаиции, стр. 146—168; /О. В- Егоров. Народный фронт вс Франции (Внутриполитическая борьба во Франции в 1934—1938 гг.). Л., 1972, стр. 120—140.
Демонстрация Народною фронта. Париж, июль 1936 г.
Создание единого профценгра— ВКТ — имело огромное значение не только для успеха стачечной борьбы, но и для судеб рабочего движения в целом. Единство рабочих рядов на антифашистской платформе, закрепленное профсоюзным единством в борьбе за экономические требования, во многом определило размах и успех майских и июньских стачек 1936 г. В ходе их быстро росла численность ВКТ и создавались новые профсоюзные организации.
Забастовки начались на авиационных заводах Гавра и Тулузы. Они вспыхнули также на крупных промышленных предприятиях Парижского района. 28 мая забастовкой за увеличение почасовой оплаты труда и коллективный договор, который гарантировал бы права профсоюзов, были охвачены все предприятия автомобильной промышленности. Бастовали 30 тыс. рабочих заводов Рено, вступили в борьбу рабочие заводов Ситроена, Гочкиса и других предприятий. Всеобщую забастовку объявили горняки департаментов Нор и Па-де-Кале. Оставили работу служащие крупных магазинов и ателье, рабочие, занятые на строительстве международной выставки в Париже. Министерство труда констатировало, что забастовки охватили 12 тыс. предприятий и в них участвуют 2 млн. человек. Основными требованиями бастующих были: увеличение зарплаты, 40 -часовая рабочая неделя, заключение кол-"
Угроза фашизма и народный фронт
182
лективных договоров, оплачиваемые отпуска. Нередко забастовки сопровождались занятием предприятий рабочими до тех пор, пока их требования не удовлетворялись91. Это свидетельствовало о том, что соотношение сил стало весьма благоприятным для рабочих. Подобная форма была просто невозможна без единства действий и присоединения к движению всех рабочих того или иного предприятия.
3 июня забастовки охватили всю страну. Они проходили при соблюдении полного порядка: никакой порчи имущества, никакого саботажа. У ворот предприятий пикеты забастовщиков контролировали вход и выход. «Единый фронт социалистов и коммунистов профсоюзное единство, Народный фронт — таковы факторы, объясняющие размеры забастовок и быстроту их распространения» 92,— пишет французский историк-марксист Жак Шамбаз. Майско-июньские забастовки способствовали вовлечению в борьбу трудового крестьянства и мелкой буржуазии. Нередко с забастовщиками солидаризировалась и интеллигенция.
В условиях небывалой активности народных масс начались переговоры о создании нового правительства. Социалистической партии принадлежало право его формирования, ибо она располагала наибольшим числом мест в палате депутатов. Новое правительство, опиравшееся на Народный фронт, было сформировано 4 июня 1936 г. Премьер-министром стал Л. Блюм. В соответствии со своей теорией «исполнения власти» лидер СФИО четко определил и задачи нового кабинета: действовать в рамках существующего режима и не предпринимать каких-либо попыток проведения социальных преобразований или захвата власти9Л. Министерские посты заняли социалисты, радикалы, представители Респуб-ликанско-социалистического союза. Коммунистическая партия, отказавшись участвовать в правительстве, заявила о своей готовности поддерживаїь все его мероприятия, направленные на осуществление программы Народного фронта. Решение Политбюро ЦК ФКП о неучастии коммунистов в правительстве было принято после тщательного обсуждения всех «за» и «против» ол.
Мощный размах забастовочного движения заставил предприии-
91 В. Ciorges. La CGT et la gouvernement Léon Blum.— «Le Mouvement social», N 54, janvier — mais 1966, p. 56. В июне 1936 г. было 12 142 забастовки, из »их 8941 сопровождалась занятием заводов, в июле— 1751 забастовка, в 39 случаях с занятием предприятий (ibidem).
92 У- Chambaz. Le Front populaire pour le pain, la liberté et la paix, p. 158.
93 «Parti socialiste. XXXII1 congrès national tenu à Paris Compte-renrbi Monographique. Paris, 1936, p. 184—194.
94 J. Duclos. Mémoires, t. Il, 1935—1939. Aux jours ensoleillés du Front populaire. Paris, 1969, p. 147.
Руководители партий Народного фронта во время демонстрации 14 июля 1936 г.
мателей пойти на выполнение многих требований рабочих. Первый шаг сделала Всеобщая конфедерация французских предпринимателей. Через генерального секретаря «Комите де форж» Лам-бер-Рибо она обратилась к главе правительства с просьбой организовать встречу с представителями ВКТ.
7 июня 1936 г. в отеле «Матиньон» в Париже под председательством Блюма состоялась эта встреча; здесь было подписано соглашение между ВКТ и предпринимателями, согласно которому увеличивалась, в среднем на 12%, зарплата, признавались профсоюзы и институт цеховых старост. Впервые весь рабочий класс добился улучшения условий своего существования. Предприниматели вынуждены были согласиться и на введение 40-часовой рабочей недели, на признание принципа коллективных договоров и предоставление оплачиваемых отпусков. Решительность и сплоченность рабочего класса впервые в истории профсоюзного движения во Франции заставили капиталистов в национальном масштабе принять требования рабочих синдикатов. А два дня спустя с поспешностью, которая объяснялась исключительно размахом забастовочного движения и отражала беспокойство правящих кругов, правительство внесло в палату депутатов законопроекты о введении 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков, коллективных договоров, пересмотре чрезвычайных декретов и др.
Угроза фашизма и народный фронт
184
За неделю с 7 по 14 июня число забастовщиков было самым многочисленным. Дело в том, что, когда многие предприниматели, несмотря на Матиньонское соглашение, отказались удовлетворить требования рабочих, забастовки вспыхнули с новой силой. Внушительным зрелищем стала традиционная демонстрация 14 июля, проходившая под знаком победы Народного фронта. В Париже вышли на улицы более 1 млн. человек. Они с энтузиазмом приветствовали М. Тореза, М. Кашена, Б. Фрашона, Л. Жуо, П. Фора и других руководителей организаций Народного фронта, шедших в одной из колонн, а на площади Нации поднявшихся на трибуну; здесь находился и Л. Блюм.
В этой обстановке депутаты поспешили вотировать законы в духе программы Народного фронта. Законопроект об оплачиваемых двухнедельных отпусках был принят палатой единогласно; 571голосом против 5 был одобрен проект закона о коллективных договорах, но введение 40-часовой рабочей недели было утверждено лишь 408 голосами против 160. Острую полемику в палате депутатов вызвало обсуждение в середине июля 1936 г. проекта закона об изменении и дополнении статуса Французского банка. Он прошел большинством в 430 голосов против 111.За национализацию военной промышленности было подано 484 голоса, против — 85 95.
Принятые палатой законы были серьезным успехом и завоеванием Народного фронта. Трудящиеся массы добились их принятия в упорной борьбе. И, несмотря на то что ряд требований программы Народного фронта не был осуществлен правительством Блюма, в целом победа блока левых партий на выборах привела к значительному улучшению жизни трудящихся. Кроме рабочих выиграли служащие, добившиеся отмены чрезвычайных декретов, которые ущемляли их интересы (а также интересы бывших фронтовиков), мелкие лавочники, для которых открылись благоприятные кредитные возможности, крестьяне, чьим интересам соответствовало введение твердых закупочных цен на пшеницу, и другие социальные слои.
Однако в дальнейшем правительство Блюма начало мало-помалу уступать давлению предпринимателей, организовавших саботаж на производстве и «бегство капиталов» за границу. Предприниматели тормозили подписание коллективных договоров, а в октябре 1936 г. начали борьбу против 40-часовой рабочей недели. Невыполнение важных пунктов программы Народного фронта привело к ослаблению народной поддержки правительству и к усилению позиций реакции.
85 «Débats parlementaires», 1936, t. H, partie I, p. 1406—1409, 1457, 1965, 2001.
185
Угроза фашизма и народный фронт
ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ
ПО ВОПРОСАМ
ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Не прошло и двух месяцев с момента принятия перечисленных мер в пользу рабочих, безработных, трудового крестьянства и мелкой буржуазии, как в стране была проведена первая девальвация франка. Она сильно ударила по трудящимся, ибо привела к росту розничных цен. Девальвация франка свела на нет часть завоеваний рабочего класса и трудящегося крестьянства.
Хронический дефицит бюджета побуждал правительство вновь и вновь прибегать к займам, причем со все более высоким процентом. Быстро рос государственный долг. Выплаты по нему составляли 41% всех бюджетных расходов, в то время как расходы на просвещение равнялись лишь 6%, на социальное обеспечение - 7% 9fi.
Бюджетные затруднения ловко использовались финансовой олигархией для создания паники, спекуляции против франка, вывоза капиталов из Франции. В результате биржевых махинаций и саботажа производства предпринимателями финансовое положение страны серьезно ухудшилось. Намеренно усугубляя трудности, крупная буржуазия пыталась в то же время возложить ответственность за них на Народный фронт. На деле сложившаяся ситуация была следствием невыполнения программы Народного фронта. Так, не была проведена реформа налоговой системы, не были приняты меры против «бегства капиталов» за границу. В довершение ко всему в феврале 1937 г. правительство Блюма, капитулируя перед банкирами и промышленниками, объявило «паузу» в проведении программы Народного фронта, т. е. нарушило обязательства, данные народу и записанные в программе.
Весной 1937 г. наступило новое ухудшение финансового положения. Блюм потребовал от Национального собрания чрезвычайных полномочий. За предоставление правительству прана издать чрезвычайные декреты голосовало 346 членов палаты депутатов, против — 247. Но в сенате этот законопроект 22 июня 1937 г. потерпел поражение. Вместо того чтобы вновь поставить данный вопрос в палате, как это позволяла французская конституция, обратиться к рабочему классу, ко всем трудящимся, опереться на Народный фронт, Блюм, как и Даладье в феврале 1934 г., подал в отставку.
Новое правительство возглавил радикал Шотан. Перед лицом контрнаступления крупной буржуазии компартия заявила, что она готова «принять на себя ответственность участия в правительстве
<Jli См. Ш. Бсггсльхсйм. Экономика Франции. 1919—1952. М., 1953, стр. 159.
Угроза фашизма и народный фронт
186
Народного фронта», но Шотан отказал коммунистам в этом. Предложение ФКП оказалось невозможным воплотить в жизнь еще и потому, что массовая база Народного фронта в то время сильно сократилась.
Кабинет Шотана был еще правительством, опиравшимся на Народный фронт. Но он повел политику, означавшую отступление от программы Народного фронта. Министр финансов Жорж Бонне, тесно связанный с биржевыми и банковскими кругами, подготовил бюджет на 1938 г., который предусматривал сокращение на 15,5% расходов на общественные работы, осуществление которых должно было способствовать укреплению экономического положения страны и ликвидации безработицы; намечалось увеличить косвенные налоги, ущемлявшие в первую очередь материальное положение трудящихся. Наоборот, прямые налоги, затрагивающие интересы капиталистов, несколько снижались. В бюджете Шотана — Бонне налоги покрывали 66% расходной части против 73%» в 1936 г., а это означало, что правительство вынуждено будет вновь прибегать к займам, к кабальной помощи крупного капиталаö7.
Действуя в угоду финансовой олигархии, Бонне осуществил в июле 1937 г новую девальвацию франка, в результате чего его номинальная стоимость сократилась еще на 16,6%». В октябре 1937 г. ценность франка составляла 50% по сравнению с 1928 г. С мая 1936 г. по декабрь 1937 г. стоимость жизни в стране возросла на 40% 98.
Политика правительства Шотана вызвала новую волну забастовок, сопровождавшихся захватом предприятий рабочими. Внутреннее положение резко обострилось также в связи с новой активизацией фашистских элементов. В марте 1937 г. фашисты, пользуясь покровительством властей, спровоцировали кровавое столкновение в рабочем предместье Парижа — Клиши. ВКТ призвала трудящихся объявить 18 марта всеобщую забастовку протеста; в ней приняло участие около 2 млн. человек. Но фашистские молодчики не унимались.
Осенью 1937 г. был раекрыт крупный заговор реакции. Фашисты готовили государственный переворот, опираясь на поддержку крупных монополистических объединений и генерального штаба. Среди организаций, готовивших заговор, самой многочисленной была «Кагуль», поэтому его участники получили название «кагуляров». Путчисты создали по всей стране разветвленную, законспирированную организацию. Были раскрыты большие склады оружия и боеприпасов, где помимо винтовок и пулеметов
*7 С- Politzer. Le limpet rie 1938.-«Cahiers du bolchévisme», 11Ш, N 1—2,
p. 1054. 98 M. Thorez. Oeuvres, t. 14, p. 273.
187
Угроза фашизма и народный фронт
хранились артиллерийские снаряды и противотанковые пушки. Сеть заговорщиков охватила кроме Парижа Тулузу, Марсель и ряд других городов. Все свидетельствовало о тщательной подготовке операции.
Следствие показало, что речь шла о большом вооруженном мятеже; однако правительство Шотана не проявило особой тревоги и оперативности. Полиция арестовала лишь некоторых руководителей заговора: члена торговой палаты Парижа Делонкля, генерала в отставке Дюсеньера и миллионера герцога Поццо ди Борго. Правительство не торопилось привлечь их к ответственности, а вскоре под давлением финансовых магнатов и вовсе замяло дело «кагуляров».
В июле 1937 г. бывший соратник де ля Рока по «Огненным крестам» Поццо ди Борго сделал заявление о том, что полковник ежемесячно получал от Тардье и Лаваля 20 тыс. фр. Когда де ля Рок обвинил герцога во лжи, последний привлек его к судебной ответственности за диффамацию ". Во время процесса интересные показания дал Тардье, который подтвердил, что он субсидировал де ля Рока: «Я ему давал деньги во время визитов. Это было раз двадцать пять, а не в конце каждого месяца, как говорилось. Пс просьбе г-на Лаваля я заведовал в течение трех месяцев после моего ухода с поста председателя совета министров секретными фондами. Я платил де ля Року. Когда фонды были исчерпаны, я передал клиента Лавалю» 10°. Процесс вскрыл глубокие и длительные связи фашистских элементов с правительственными кругами.
Политическая обстановка обострилась до крайности. Промышленники и банкиры расширяли саботаж производства, шантаж и спекуляции с целью ослабления франка, пытаясь прижать Народный фронт к «денежной стене». Они подрывали Народный фронт и изнутри, при помощи правых радикалов, старались оторвать мелкую буржуазию от союза с рабочим классом.
Первое серьезное столкновение между партиями Народного фронта произошло еще в 1936 г. в связи с проблемами внешней политики. Правительственная декларация, представленная на рассмотрение парламента в июне 1936 г., обнаружила серьезный отход от той программы, которая принесла социалистам и радикалам успех на выборах. И хотя в заявлении правительства был упомянут принцип коллективной безопасности, первые его шаги свидетельствовали о том, что оно не собирается решительно преградить дорогу экспансии фашистских держав.
Sî> См. «Мировое хозяйство и мировая политика», 1937, № 12. стр. 180. 100 Там же.
Угроза фашизма и народный фронт
188
Позиция, занятая французским правительством в испанском вопросе после начала фашистского мятежа 18 июля 1936 г., подтвердила эти опасения. С первых же дней мятежа на помощь Франко пришли германские и итальянские фашисты, направлявшие в Испанию не только оружие и военное снаряжение, но и своих инструкторов, а затем солдат и офицеров регулярных армий. Государственные деятели Франции не могли не понимать, какую серьезную опасность таит в себе итало-германская интервенция. Чтобы парировать эту угрозу, французскому правительству нужно было по меньшей мере соблюдать свои обязательства по отношению к Испанской республике. Всего лишь за полгода до этого, в декабре 1935 г., между обеими странами был подписан торговый договор, согласно которому во Франции размещались испанские заказы, в частности на военные материалы. Однако правящие круги Франции не собирались выполнять даже эти заказы. Попытка министра авиации П. Кота в соответствии с просьбой испанского правительства послать в Мадрид оружие и военную амуницию кончилась ничем. Германский посол в Париже Вель-чек в конце июля докладывал в Берлин, что на Кэ д Орсе его заверили: министерство «продолжает традиции французской дипломатии» не вмешиваться в гражданские войны 101. Это было еще до провозглашения политики «невмешательства».
В 20-х числах июля Блюм отправился в Лондон. На совещании между ним и английскими руководителями было условлено придерживаться политики «нейтралитета» в испанских делах . Как только Блюм вернулся в Париж, он немедленно созвал кабинет, на заседании которого было принято решение о запрещении экспорта военных материалов в Испанию и провозглашена политика «строгого нейтралитета». В первых числах августа совет министров Франции сформулировал свой призыв к другим великим европейским державам не вмешиваться в испанские события 103. Так появилась на свет пресловутая политика «невмешательства».
Не дожидаясь реакции других держав, Франция 8 августа
101 «Les archives secrets de la Wilhe lmstrasse», t. III. Paris. 1952, p. 12.
102 Уже в записке политического отдела МИД Франции от 25 июля 1936 г. делался вывод, что снабжение иностранных государств оружием через правительственные каналы может квалифицироваться как вмешательство во внутренние дела другой страны. После начала мятежа в Испании прошла всего неделя, а французские дипломаты уже предупреждали правительство, что Германия и Италия могут признать мятежников законным правительством, и предостерегали о последствиях, которые вызовет в этом случае продажа оружия республиканской Испании (DDF, 2(me série, t. III. Paris, 1966, p. 58).
303 DDF, 2"»e série, t. Ill, о. 100—101.
189
Угроза фашизма и народный фронт
1936 г. односторонним актом отказалась выполнять условия контракта с Испанией. По существу это было формой вмешательства, ибо решение Франции изменило соотношение сил на испанском поле битвы в пользу мятежников и в ущерб республиканцам. Предложив в качестве международной меры эмбарго на оружие, предназначенное для Испании, французское правительство должно было строго придерживаться условия: выполнения своего предложения всеми державами. Однако Франция одна приостановила свой экспорт в Испанию. Испанское правительство было лишено также возможности свободно распоряжаться своим золотым запасом, депонированным во Французском банке ,04. Между тем Италия и Германия продолжали оказывать мятежникам широкую военную помощь.
Министр иностранных дел радикал Ивон Дельбос, выступая в декабре 1936 г. перед депутатами, старался оправдать политику «невмешательства» ссылками на то, что она якобы не позволяет «внутреннему кризису» в Испании превратиться в международный конфликт. Заявив, что он симпатизирует республиканской Испании, Дельбос тут же добавил, что, когда речь идет о судьбах мира или войны, нельзя «уступать сентиментальным импульсам», которые могут «втянуть нас в ужасный конфликт» 105. Но, как показали события, именно подобная политика, проводившаяся лидерами правых социалистов и радикалов, подрывала безопасность Франции и вела к развязыванию войны. Не удивительно, что речь Дельбоса вызвала большое удовлетворение гитлеровцев. В секретном послании Нейрату германский посол в Париже писал, что Дельбос «хотел этой речью начать кампанию в пользу соглашения» с Германией. В том же письме Вельчек сообщал, что предварительным условием для соглашения французы «считают совместные действия в вопросе о невмешательстве в испанские
дела»
Французские рабочие во главе с коммунистической партией с первых же дней гражданской войны и интервенции в Испании выступили против блокады республики. В сентябре 1936 г. 300 тыс. металлистов Парижского района объявили забастовку протеста против саботажа предпринимателями коллективного договора и социального законодательства, а также против правительственного
В июле 1938 г. парижский апелляционный суд окончательно отказался выдать это золото представителям республиканской Испании. Позднее, в феврале 1939 г., весь испанский золотой запас был передан Франко.
15 «Débats parlementaires...», 1936, tome unique, partie I, p. 3329.
fi «Документы и материалы кануна второй мировой войны», т. II. М., 1948. стр. 265.
Угроза фашизма и народный фронт
190
курса в отношении республиканской Испании. В принятой резолюции говорилось, что укрепление фашизма по ту сторону Пиренеев создает подлинную угрозу для безопасности Франции 107. Коммунистическая партия, говорил М. Торез, выступая в декабре 1936 г. в палате депутатов, никогда не одобряла и никогда не одобрит гибельную инициативу правительства, фактически организовавшего блокаду республиканской Испании. Соглашение о «невмешательстве», отметил Торез, «противоречит интересам нашей страны и в то же время наносит страшный удар по Испанской республике» 10Ь.
Против политики правительства в испанском вопросе выступали и многие социалисты, в особенности рядовые рабочие. Лидер левого крыла СФИО Ж. Жиромский с первых же дней войны в Испании требовал оказания республиканцам немедленной помощи. Он говорил, что политика «невмешательства* потерпела крах перед лицом фактов и на французском правительстве лежит большая доля вины за то, что германские и итальянские фашисты обосновались в Испании 109. В сентябре 1936 г. в знак протеста против позиции в испанском вопросе, занятой социалистами, входившими в правительство, Жиромский сложил с себя обязанности члена бюро Сенекой федерации социалистической партии.
Рабочие всех стран выражали свою братскую солидарность с героически боровшимся пролетариатом Испании, оказывали ему помощь продовольствием, одеждой, медикаментами. Многие из них отправлялись в Испанию, чтобы с оружием в руках бороться против фашистской агрессии. У стен Мадрида и Гвадалахары сражались и лучшие сыны французского народа, отстаивавшие на испанской земле демократию и мирную жизнь для всех людей, а также безопасность своей родины
Политика правящих кругов Франции в испанском вопросе была проявлением их стремления к сговору с фашистскими державами, особенно с Германией. За соглашение с Гитлером французские политики, в том числе некоторые члены правительств, опиравшихся на Народный фронт, готовы были платить любую цену. Как правило, этой ценой являлись интересы и даже территории других стран. Правда, там, где были задеты собственные интересы французских монополий, например в колониальном вопросе, Франция не склонна была идти на уступки.
107 См. «Правда», 17. IX 1936.
108 «Débats parlementaiies...», 1936, tome unique, partie I, p. 3365.
!0i) См. Р. С. Варфоломеева. Реакционная внешняя политика французских правых социалистов. М., 1948, стр. 35.
1,0 См. «Солидарность народов с Испанской республикой. 1936—1939». М., 1972.
J лік »J
Рабочая демонстрация в Париже
Угроза фашизма и народный фронт
192
Ослепленные навязчивой идеей — во что бы то ни стало добиться примирения со все более крепнущим соседом на востоке, французские руководители настойчиво искали контактов с гитлеровцами. Осенью 1937 г. германский посол в Вене фон Папен, тайно прибывший в Париж, имел ряд бесед политического характера. Гитлеровский эмиссар встречался с Пьетри, Бонне, Рейно, некоторыми сенаторами и руководителями органов прессы («Тан», «Фигаро»). Как сообщал Папен в отчете Гитлеру, он заявил Бонне, что Германия гарантирует существующую границу между обеими странами, но взамен Франция не должна противодействовать реализации германских планов в отношении стран Дунайского бассейна. Папен встретился также с премьер-министром Шотаном. Из донесения фашистского дипломата Гитлеру стали известны слова Шотана, что он «очень желает» достигнуть разрешения всех франко-германских проблем ,и. Папен писал руководителю политического отдела МИД Германии Вейцзекеру 4 декабря 1937 г: «Из моих переговоров в Париже я вынес очень ясное впечатление, что нынешнее правительство пустит в ход все средства, чтобы добиться общего урегулирования с Германией» ,12.
Секретные франко-германские переговоры были продолжены в Берлине. 13 декабря в германскую столицу прибыл бывший премьер-министр Фланден. В тот же день он встретился с Геббельсом и Нейратом. Затем состоялась беседа Фландена с Герингом, во время которой последний заявил, что «безопасность Франции будет намного лучше гарантирована прямым соглашением с Германией, чем хилой коллективной системой Женевы» 113.
Незадолго до поездки Фландена, 29—30 ноября 1937 г., Шо-тан и Дельбос побывали в Лондоне, где встретились со своими английскими коллегами. Их главная цель состояла в том, чтобы договориться относительно цены, которую требовали нацисты за общее соглашение.
Таким образом, Англия и Франция проявили желание вести переговоры с германским агрессором на основе его непомерных требований. В официальном коммюнике о лондонской встрече не было упоминания ни о Лиге наций, ни о коллективной безопасности. Английские и французские правящие круги открыто переходили к сговору с германскими милитаристами. Но чем более уступчивыми становились западные политики и дипломаты, тем агрессивнее были требования гитлеровцев. В секретной докладной записке высокопоставленный чиновник германского МИД Вейц-зекер писал, что Геріиания до тех пор не вступит в «мирные
111 «Les archives secrets de la Willielmstrasse». t. I. Paris, 1950 p. 16. І7.
"• Ibid., p. Ы).
113 «Les Evénements survenus en France de 1933 à I943...>», t. II, p. 264.
"7b"
Грузовые автомобили с продуктами для республиканской Испании
отношения» с Францией, пока последняя не откажется от своих восточных союзов ,14, в том числе от пакта с СССР.
Поездка Дельбоса в страны Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 1937 г. преследовала цель склонить правительства и общественное мнение этих стран к уступкам фашистскому агрессору. В ходе встреч с французским министром иностранных дел руководители государств Малой Антанты вынесли ясное впечатление, что Франция больше, чем когда-либо, расположена к соглашению с Германией.
Позиция правительства перед лицом наступления фашизма явилась одной из важнейших причин ослабления Народного фронта. Сползание французской внешней политики с позиций коллективной безопасности на позиции сговора с агрессором не могло не нанести сильнейший удар но Народному фронту. «Невмешательство» противоречило духу и букве его программы; оно пробило первую брешь в блоке демократических сил.
114 «Les archives secrets de la Willielmstrasse», t. I, p. 106.