Тема 6.2. Советское государство и право в период стабилизации и стагнации общественных отношений (1964 – начало 1980-х гг.)
I. Задания для самостоятельной работы
1.*Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
‑ Раскройте основные направления правового обеспечения экономических реформ второй половины 1960-х гг.
‑ Назовите особенности основных типов нормативно-правовых актов, характерных для изучаемого периода.
‑ Какие изменения произошли в управлении таможенным делом? Охарактеризуйте Таможенный кодекс СССР 1964 г.
‑ Какая система власти была установлена Конституцией СССР 1977 г.?
2. Дать определение терминам и понятиям: : «общенародное государство»; «государство развитого социализма»; «политическая основа СССР»; «экономическая основа СССР»; «социальная основа СССР»; «формы непосредственной демократии»; «референдум»; «Верховный Совет СССР»; «военно-стратегический паритет»; «застой»; «косыгинская реформа»; «ОСВ – 1»; «Хельсинское совещание».
3.*Выполните задания:
1) В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Дайте сравнение её основных положений с Конституцией 1936 г.
2) В 1970-е гг. принимались меры по сближению колхозно-кооперативной собственности с государственной. Назовите какая мера в наибольшей степени способствовала решению этого вопроса?
II. План практического занятия
«Развитие конституционного законодательства
в 1970-е – 1980-е годы »
(очная форма обучения)
I. Разработка и принятие Конституции 1977 года. Доклад.
II. Система прав и свобод граждан.
III. Форма правления. Органы власти и управления СССР.
IV. Форма государственного устройства.
V. Избирательная система.
VI. Изменения в Конституции в конце 80-х годов.
VII. Дискуссия: «Эпоха Брежнева: агония советского режима или время упущенных возможностей?»
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о деятельности государственных и военных органов СССР в середине 1960 – 1980-х гг., изменениях в советской политической системе в период «развитого социализма».
В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо раскрыть достижения этого периода, предпосылки и причины стагнации в экономике, социальной, политической и духовной жизни советских людей, развитие права.
Во втором задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода «развитого социализма».
В третьем задании следует найти правильные ответы на задачи и задания, обосновать их. Данную информацию необходимо искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
В ходе интеллектуальной разминки студенты должны дать определения заданным терминам и понятиям.
В докладе следует рассмотреть ход разработки новой Конституция СССР 1977 г. и новых Конституций союзных и автономных республик, Конституция РСФСР 1978 г., сравнить их с предыдущими Конституциями СССР и РСФСР.
Студенты должны проанализировать основные положения Конституции СССР и РСФСР, систему прав и свобод, изменения в форме правления, государственного устройства, избирательной системе.
В шестом вопросе следует показать причины кризиса советской политической системы, попытки властей мобилизовать внутренние ресурсы социалистической экономики и политики, изменения в конституционном законодательстве, политической системе, борьбу между руководством СССР и РСФСР, распад СССР (1991 год).
Разбор конкретно-исторических ситуаций в ходе дискуссии производится на основе источников права соответствующего периода развития советской государственности
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Димитров Н.Н. Памятники истории и теории государства и права. Часть I. История отечественного государства и права. М.: Изд-во РТА 2010.
2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
1. Андропов Ю.В. Избранные статьи и речи. М., 1983
2. Брежнев Л.И. Ленинским курсом: Речи и статьи. Т. 1‑9. М., 1970‑1983.
3. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М., 1987.
4. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2007.
5. Кара-Мурза С.Г. Жизнь в СССР. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009
6. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: В 2-х т.: Курс лекций. Т. 2. М., 2006.
V. Контрольные задания для самопроверки
1. Какие изменения механизма государственной власти были закреплены в Конституции СССР 1977 года?
2. Какие новые кодексы РСФСР были приняты в условиях нарастания кризиса социализма (середина 60-х – середина 80-х гг.)?
3. Как Конституции СССР 1977 г. определяла права и обязанности КПСС?
4. Какова характерная черта экстенсивного развития советской экономики в 70–80-х гг.?
Тема 6.3. Советское государство и право в период нарастания
кризисных явлений и попытки перестройки всей системы общественных отношений в СССР (1982 – 1991 гг.)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Выполните задание:
В апреле 1985 г. новый лидер КПСС М.С. Горбачев объявил курс на перестройку всех сфер общественной жизни. Какую основную задачу ставило политическое руководство страны в ходе перестройки?
2.*Заполните недостающие элементы схемы
Система высших органов государственной власти СССР,
сформированных в 1989-1990 гг.
Высший орган государственной власти _____________________________ | |||||||||
Глава государства _________________ Избирался __________ ____________________ | Частично избирался населением по одномандатным округам, а частично – партией, профсоюзами и общественными организациями | _______________________ Формировался ___________________________ | |||||||
назначал | |||||||||
Премьер-министр | Верховный Совет СССР Избирался в порядке ротации _______________________ | ||||||||
формировал | формировал | ||||||||
Кабинет министров | Совет ____________________ | Совет _________________ | |||||||
Примечания: избирает; назначает; руководит; входят в состав
II. План практического занятия
Тема: «Развитие законодательства в период кризиса и
ликвидации СССР (середина 1950-х – 1980-е гг.)»
(очная форма обучения)
I. Активизация правотворческой деятельности государства. Кодификация советского права и его новые формы. Доклад.
II. Обновление гражданского права.
1) Основы гражданского законодательства 8 декабря 1961г. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
2) Вещное и обязательственное право по ГК РСФСР.
3) Семейное и наследственное право.
4) Гражданское судопроизводство.
III. Развитие трудового законодательства. Изменение пенсионного обеспечения.
IV. Обновление уголовного и процессуального права:
1) Разработка и принятие новых уголовных кодексов.
2) Основные институты Общей части УК РСФСР 1964 года.
3) Задачи, принципы деятельности, система органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.
V. Изменения в земельном и колхозном праве.
VII. Дискуссия: «Перестройка: выход из тупика или катастрофа?»
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию
При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о деятельности государственных органов СССР в середине 1980 – 1991-х гг., изменениях в советской политической системе в период «перестройки».
В первом задании следует найти правильные ответы на задачи и задания, обосновать их. Данную информацию необходимо искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Во втором задании заполнить таблицу, где указать органы государственной власти, сформированные в ходе политической реформы 1989-1990 гг.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
В начале занятия проводится блиц-опрос по терминам и понятиям.
При рассмотрении вопросов занятия студенты должны раскрыть основные тенденции развития права в 60-е‑80-е годы, процесс окончательного становления социалистической правовой системы, сочетающей романо-германскую форму с идеократическим содержанием.
Особое внимание следует уделить кодификации советского права в этот период, ее новые формы. Следует проанализировать основные изменения в трудовом и семейном законодательстве, процессуальном праве.
Разбор конкретно-исторических ситуаций в ходе дискуссии производится на основе источников права соответствующего периода развития советской государственности
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 2. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
1. Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992
2. Кара-Мурза С.Г. Жизнь в СССР. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009
3. Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи. М.: Норма, 2000
4. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: В 2-х т.: Курс лекций. Т. 2. М., 2006
5. Уткин А.И. Измена генсека. Бегство из Европы. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Когда и какой орган объявил о курсе на перемены в общественной жизни страны?
2. Какая экономическая модель была взята за эталон в годы перестройки?
3. Как можно охарактеризовать социальный состав партий, возникших в СССР в годы перестройки?
4. Какой закон положил начало экономическим и политическим изменениям в стране в годы перестройки?
5. Какие новые органы в период «перестройки» (апрель 1985 – декабрь 1991 гг.) появились в государственном механизме СССР?
6. В чем в период «перестройки» выразилось развитие права?
МОДУЛЬ 7