Тема 13. Стратегии реформирования ключевых областей муниципального хозяйства и социальной сферы в регионе. Социальная и жилищно-коммунальная реформа.

Реформирование бюджетной системы. Проблемы и методы демонополизации экономики и развития конкурентной среды в регионах. Улучшение условий для привлечения частных инвестиций, информационные системы для инвесторов. Градостроительство и развитие недвижимости. Реформирование жилищно-коммунальной сферы. Социальная поддержка населения (последствия ухода социального государства).

Тема 14. Рациональное использование природного и ресурсного потенциала региона, муниципального образования.

Виды природных ресурсов, ресурсный потенциал, концепции устойчивого развития. Виды и значение кадастров, экологическая безопасность.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ*

Семинар 1 Государственное регулирование развития региона. Основные принципы, проблемы формирования и реализации инвестиционной, земельной и градостроительной политики в регионах Российской Федерации. Обзор действующего законодательства, регулирующего управление регионом, муниципальным образованием.

Особое внимание должно уделяться рассмотрению связи между со­стоянием экономики региона и особенностями государственного регулирования процессов социально-экономического развития этого региона. Целесо­образно подробно рассмотреть каждый элемент системы государственно­го регулирования развития региона. Необходимо подчеркнуть, что основной задачей государственного регулирования является создание оптималь­ных условий для ресурсного обеспечения процесса развития региона, обеспечивающих эффектив­ное взаимодействие бизнеса и власти в регионе, с учетом интересов государства.

В ходе семинара целесообразно остановиться на основных факторах, способствующих или затрудняющих ресурсное обеспечение процесса развития региона в России. Следует подробно рассмотреть систему факторов экономического, социального, общественно-политического и экологи­ческого характера, которые оказывают решающее влияние на возмож­ность и результативность хозяйственной деятельности.

Особое внимание требуется уделить изучению основных положений правовой базы регулирования развития региона. В первую очередь, это касается следующих законодательных актов:

• Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября
1994года№51-ФЗ.

• Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января

1996 года № 14-ФЗ.

• Гражданский кодекс РФ. Часть третья. Федеральный закон от 26 ноября
2001 года № 146-ФЗ.

• Градостроительный кодекс РФ. Федеральный закон от 7 мая 1998 года
№ 73-ФЗ.

• Земельный кодекс РФ. Федеральный закон от 25 октября 2001 года
№ 136-ФЗ.

• Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капи­-
тальных вложений. Федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.99.

• Об иностранных инвестициях в РФ. Федеральный закон от 9 июля
1999 года№ 160-ФЗ.

Литература

1. Бродский М.Н., Бродский Г.М. Право и экономика: инвестиционное консуль­тирование. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

2. Гитман Л.Д., Джонк М.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ.. М.: Дело,
1997.

3. Инвестиционный рейтинг российских регионов в 2004 г. // Эксперт. 2005 г.

4. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015г./ СПб.: Знание, 2003.

5. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны ок­
ружающей среды. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

6. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский
центр», 1999.

7. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М.,
1999.

Семинар 2 Основные подходы к подготовке и реали­зации инвестиционных программ и проектов.

Первоочередное внимание необходимо уделить обзору действующей правовой базы, регламентирующей подготовку государственных инвестиционных программ и проектов, их разработку и реализацию (постанов­ление Правительства РФ от 26.06.95, регламентирующее порядок разра­ботки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ).

Требуется рассмотреть порядок согласования, реализации и особенно­сти финансирования подобных проектов и целевых программ. Особое вни­мание необходимо уделить критериям принятия решений о целесообразно­сти бюджетного и коммерческого финансирования инвестиционных проектов и программ в регионе. Следует обратить внимание студентов на специфику реализации программ развития региона, сочетающих государственную и частную инициативы.

Литература

1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001.

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инве­
стиционных проектов. М.: Дело, 2001.

3. Грачева М.В. Риск-анализ инвестиционного проекта. М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Экономика,
1999.

5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. СПб.: Питер, 2001.

Семинар 3.Типология и специализация регионов.

Студенты будут ознакомлены с основными принципами, методами и показателями развития региона. Будут освещены вопросы, касающиеся региона как самоуправляющейся социально-экономической системы в федеративном государстве.

Целесообразно рассмотреть порядок расчетов и сущность различной эффективности: экономической, финансовой, бюджетной, технической, экологической, политической, социальной при развитии региона.

Литература

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.
пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Рыбаков Ф.Ф. Актуальные проблемы управления регионом. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000.

3. Ходачек A.M. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории
и практики государственного регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

Семинар 4. Роль политики землепользования в процессах управления развитием .

Семинар посвящен принципам формирования экономически успешной земельной политики. Будут рассмотрены основные черты земельного законодательства Российской федерации. Практика осуществления политики землепользования в условиях реформы органов местного самоуправления.

Литература:

1. Вопросы планировки и межевания городских земель при разработке проектов развития городских территорий: Пособие М.: ИЭГ, 1998.

Семинар 5. Стратегическое планирование как инструмент управления в регионах и городах России.

Семинар посвящен изучению методического инструментария стратегического планирования и специфике его использования в условиях России. Будут изучены национальные особенности организации процесса стратегического планирования в России. Стратегическое планирование в условиях крупнейших городов, специфика стратегического планирования для малых городов и муниципальных управлений.

Литература:

1. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Региональная полити­ка. - М., 1998.

2. Гринчель Б. М., Костылева Н. Е. Методология и практика город­ского стратегического планирования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Определение понятий: региона, развития региона, градостроительной политики, проектов и программ территориального развития.

2. Понятие проблемного, кризисного, депрессивного региона.

3. Основные виды проектов и программ территориального развития.

4. Характеристика зоны Севера России как проблемной территории, другие кризисные территории.

5. Источники финансирования развития региона .

6. Показатели проблемности регионов, пути преодоления проблемности.

7. Особенности привлечения ресурсов из зарубежных источников, межгосударственные и кросс-граничные проекты и программы развития.

8. Определение степени влияния региона на жизнедеятельность человека и развитие государства.

9. Влияние управления процессами территориального развития на формирование основных макроэкономических показателей развития регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций.

10. Зависимость объемов привлекаемых ресурсов развития и показателей уровня экономики, качества жизни населения регионов и муниципальных образований.

11. Определение понятий: «инвестиции», «инвестиционный проект», «инве­стор», «целевая программа». Значение инвестиций для устойчивого социально-экономического развития региона.

12. Основные виды инвестиций. Различия между инвестициями в финансовые и нефинансовые активы.

13. Формы и методы организации финансирования инвестиционных проектов и программ.

14. Влияние политики землепользования на развитие региона.

15. Землепользование в постсоветский период.

16. Основные компоненты успешной политики землепользования.

17. Налоговая политика как инструмент регулирования процессов развития в мегаполисе.

18. Налоги, конкуренция и землепользование.

19. Взаимодействие налоговой, бюджетной и инвестиционной политик.

20. Особенности градостроительной политики в условиях экономической ре­формы в России.

21. Роль экономики региона в формировании валового регионального продукта и других макроэкономических показателей.

22. Основные факторы, определяющие уровень развития региона, муниципального образования .

23. Основные проблемы формирования благоприятного климата для развития регионов (мегаполисов) в России.

24. Основные благоприятные факторы, способствующие привлечению
ресурсов развития в субъекты СЗФО РФ. Небла­гоприятные факторы, затрудняющие этот процесс

25. Эффективность различных отраслей для развития региональной экономики
в субъектах СЗФО РФ.

26. Роль социально-экономического прогноза и сценариев экономического развития региона при проведении анализа эффективности региональных проектов и программ.

27. Общие принципы организации процесса стратегического планирования.

28. Методы вовлечения в процессы стратегического планирования общественности.

29. Методы стратегического анализа, определения целей и формирования стратегических программ

30. Проблемы развития конкурентной среды в регионах.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Правовое обеспечение регионального развития.

2. Формирование благоприятных условий развития региона на основe приватизации государственной и муниципальной собственности (на примере Северо-Западного федерального округа, отдельного субъекта РФ, города или муниципального образования).

3. Опыт зарубежных государств в управлении развитием регионов.

4. Роль инвестиций для социально-экономического развития региона.

5. Оценка результатов реализации программ территориального (регионального) развития (на примере одной или нескольких программ).

6. Исследование конкуренции за ресурсы развития между регионами России.

7. Роль бюджетов в деятельности регионов.

8. Роль стратегий и программ развития региона в системе инструментов государственного регулирования..

9. Влияние политики землепользования на развитие региона.

10. Основные компоненты успешной политики землепользования.

11. Налоговый климат как инструмент управления развитием регионом.

12. Стимулирование привлечения инвестиций за счет образования зон особого регулирования и зон экономического развития.

13. Общие принципы и техника организации процесса стратегического планирования.

14. Методы стратегического анализа, определения целей и формирования стратегических программ.

15. Проблемы и методы демонополизации экономики и развития конкурентной среды в регионах.

16. Классификация проблем региона по степени их влияния на социально-экономическое развитие.

17. Региональные аспекты переходного периода экономики РФ.

18. Средства реализации региональной экономической политики.

19. Региональная экономическая политика.

20. Усиление неоднородности социально-экономического развития территорий.

21. Экономические механизмы регулирования регионального развития.

22. Проблемы социально-экономических диспропорций территорий.

23. Реформирование социально-экономического развития территорий.

24. Дезинтеграционные процессы в регионах России и их возможные последствия.

25. Проблемные регионы и программы регионального развития.

26. Специальные экономические зоны.

27. Бюджетный федерализм.

28. Инструменты реформирования регионального развития.

29. Дифференциация регионов России по демографическим характеристикам и уровню социально-экономического развития.

30. Городская и муниципальная экономика и задачи их регулирования.

Методические рекомендации

по написанию контрольных работ (рефератов)

для студентов заочного обучения

Объем реферата в пределах 0,5-0,8 печатного листа (10-16 страниц машинописного через 2 интервала текста), возможны компьютерный или рукописный варианты. В реферате, наряду с изложением сведений и материалов, содержащихся в использованных литературных источниках, желательно отразить позицию автора реферата (согласие или несогласие с позициями авторов опубликованных материалов, свое видение вопроса, концепции, предложения, модели его решения).

В конце реферата должен быть приведен список использованных автором источников.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Климов С.М., Маценович И.Л., Ходачек А.М. Государственное регулирование экономики в регионе// Курс лекций. СПб,: Знание, 2005.

2.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М., 2000, 2003.

3.Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики.//Учебно-методическое пособие. СПб.: ИВЭСЭП, 2003.

4. Абрамов С.И. Управление инвестициями в основной капитал.М., «Экзамен», 2002.

5. Основные направления стратегии социально-экономического развития СЗФО
Российской Федерации на период 2015 года. СПб.: Знание, 2003.

Дополнительная

1. Федеральный закон от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Е.В. Белоусова. Муниципальное право Российской Федерации. курс лекций. СПб «Юр. центр Пресс», 2004.

3. Алексеев Ю. П., Алисов А. Я, Багрова И. Б., и др. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие. М. Логос, 2001.

4. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.- практ. пособие. М.: Дело, 2001.

Вспомогательная

1. Административно-территориальное устройство РСФСР: оценка опыта реформ 1957-1965 гг. - Л., 1990.

2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муници­пальные финансы. - М., 1999.

3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.
пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Бизнес-план инвестиционного проекта /Попов В.М., Медведев Г.В. и др.
М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Ведута Е. Н. Государственные экономические страте­гии. - М., 1998.

6. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Региональная полити­ка. - М., 1998.

7. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Н. А. Волкова и др. - М,, 1998.

8. Государственное регулирование экономики и социаль­ный комплекс / Под ред. Т. Г. Морозовой, А, В. Пикулькина. -М., 1997.

9. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Петров А.Н.,
Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. Части 1, 2. СПб.: Знание, 1999-2000.

10. Дульщиков Ю. С. Региональная политика и управле­ние. - М., 1998.

11. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах местно­го самоуправления в Российской Федерации». М: Норма, 2000.

12. Концепция социально-экономического и градострои­тельного развития Ленинградской области на период до 2005 года. - СПб., 1997.

13. Курс переходной экономики / Под ред. А. И. Абалки­на. - М., 1997.

14. Медушевский А. Н. Административные реформы в России XVII1-XIX вв. в сравнительно-исторической перспек­тиве. - М., 1990.

15. Методические рекомендации по формированию концепции социаль­но-экономического развития муниципального образования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.

16. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учеб­ное пособие. М.: Логос, 2001.

17. Общероссийский классификатор объектов административ­но-территориального деления / Госкомстат России. - М., 1997

18. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. СПб.: Изд-во. СПбГУ, 2001.

19. Пикулькин А. В. Система государственного управле­ния.- М., 1997.

20. Порядок разработки и реализации целевых программ, в осуществлении кото­рых участвует Российская Федерация // Сборник Законодательства Российской Федерации. 1995. №26-5047-5056.

21. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозо­вой и А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ, 2000.

22. Стратегическое планирование / Под ред. Э. Б. Уткина. -М., 1998.

23. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А. Н. Петрова. - СПб., 1997.

24. Факов В./Г Инвестиционно - кредитный словарь (англо-русский): В 2 т. М.,
2001.

25. Шамхалов Ф. И., Нечипоренко В. С. Государственная поддержка предпринимательства в России. - М., 1997.

26. Шохин С. П. и др. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. - М., 1997.

Основные термины и понятия

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет)-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Валовой региональный продукт (ВРП) – рыночная стоимость всех произведенных в регионе конечных товаров и услуг.

Величина прожиточного минимума – в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по Российской Федерации, а органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.

Власть –способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств.

В РФ организация государственной власти осуществляется на основе принципа ее разделения. Она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательным органом власти в РФ является Федеральное собрание. Однако принятый Федеральный Закон должен направляться Президенту РФ для подписания и обнародования.

Власть законодательная субъектов Федерации в пределах их ведения самостоятельна. Однако объем ее полномочий, установленный учредительными документами, разный. В одних субъектах РФ постановление о введении в действие законов, сами законы подписывают законодательные органы, в других – главы администраций, в третьих – губернаторы, президенты. В одних субъектах РФ законодательные органы контролируют исполнительные органы власти, в других – нет и т.д.

В муниципальных образованиях органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти. Органами местного самоуправления являются либо различные институты прямой демократии (сходы, собрания граждан), либо образованные населением путем прямых выборов его представительные органы.

Власть исполнительная – одна из ветвей государственной власти, на которую возлагается исполнение принимаемых законодательным органом властизаконов. Она самостоятельна и независима от других ветвей власти в пределах компетенции, очерченной конституцией, законами. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной властью. В РФ власть исполнительная сама активно осуществляет полномочия законодательной власти, влияет на законодательный процесс через законодательную инициативу.

На исполнительную власть субъектов Федерации возлагаются функции исполнения законов, иных нормативных актов, принятых законодательными органами государственной власти субъектов Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Только Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Демографическая политика – Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. В ней намечается, что с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн. человек в год). В 1999 г. превышение численности умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. 958 тыс. человек. В среднем на одну женщину приходится 1-1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. По прогнозам Государственного Комитета РФ по статистике, население страны к 2016 г. сократится по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн. человек или на 7,2% и составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет. В Концепции обозначены приоритеты в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни, а также в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Вместе с тем определены приоритеты и в области миграции и расселения. В качестве целей демографического развития страны установлены стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Европейская хартия о местном самоуправлении (Е.х. о М.СУ.) – многосторонний договор между европейскими странами членами Совета Европы об общих принципах организации местного самоуправления. Заключена в мае 1990 года в Страсбурге в рамках Совета Европы и подписана представителями 23 государств. Под местным самоуправлением в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность, и в интересах местного населения.

Е.х. о М.С.У. утверждает, что контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Однако он может включать также контроль вышестоящих органов власти за надлежащим выполнением органами местного самоуправления делегированных им полномочий. Отмечается, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленными им конституцией или законом полномочиями. В то же время защита объективно более слабых в финансовом отношении территориальных единиц требует ввода финансового выравнивания или эквивалентных мер.

Отмечается, что в каждом государстве должно быть признано право органов местного самоуправления вступать в объединения для защиты и реализации общих интересов, а также в международное объединение органов местного самоуправления. Предусматривается право местных органов самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

Индекс потребительских цен на товары и услуги – характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде.

Индекс промышленного производства – относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Индекс характеризует изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления индекса используется метод, основанный на динамике показателей промышленной продукции в натурально-вещественном выражении с последующей поэтапной агрегацией на укрупненные отрасли и промышленность в целом.

Иностранные инвестиции в экономику России- вложение капитала в экономику России иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России в целях получения дохода. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций, и др. ценных бумаг; кредитов; технологий, машин, оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и пр. К инвестициям относятся приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций и прочих ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.

Инфраструктура -термин инфраструктура появился в экономической литературе в конце 40-х гг. XX века, заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. Инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п. Отрасли инфраструктуры подразделены на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включены отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и др. Во вторую группу – отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д.

Однако определение инфраструктуры и как обслуживающих отраслей хозяйства, и как определенных их материальных объектов, и даже как расходов лишает эту категорию конкретности. Вместе с тем очевидно, что водоснабжение, канализация и ряд других отраслей обслуживают не только производство, но и население. С учетом сказанного представляется более правомерным рассматривать инфраструктуру как некую совокупность материальных объектов обслуживающих отраслей хозяйства, неразрывно связанных с той или иной территорией и характеризующих степень ее освоенности для нужд производства и населения. Более точным является современное подразделение инфраструктуры на инженерную, транспортную и социальную. Ныне выделяются также информационная инфраструктура, а также институциональная и рыночная инфраструктура.

Региональная экономика (Р.Э.) – до последнего времени не сложилось единой трактовки понятия «Р.Э.». В «Географическом энциклопедическом словаре» Р.Э. определяется как научное направление, сложившееся в СССР в начале 1960-х гг. на стыке экономики и географии и развившееся затем в самостоятельную отрасль экономики, поддерживаемую теоретическими и методологическими положениями географии как фундаментальной дисциплины. Однако Р.Э.- это не только одно из направлений экономической науки, но и сама экономика в ее реальном виде. В данной связи правомерно различное толкование этого понятия: 1) как реально существующей экономики в пределах регионов того или иного уровня; 2) как экономики, находящейся в ведении соответствующих территориальных органов власти и управления; 3) как определенной сферы экономических исследований.

Регионалистика (Р.) – в составе регионалистики различаются: теория районирования; районистика как совокупность методов индентификации, построения иерархических сеток районов и их преобразований; регионология, исследующая закономерности функционирования и развития конкретных регионов; районоведение как часть страноведения, описывающая районы конкретной страны. Отмечается, что регионалистика как система понятий, относящихся к методологии и методике выделения и исследования регионов, находится в стадии формирования. В учебнике «Регионоведение» ( под ред. Т.Г. Морозовой) предметом Р. названы экономические районы всех уровней- экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, территориально-производственные комплексы, отраслевые промышленные и агропромышленные комплексы, свободные экономические зоны.

Более близким представляется определение Р. как науки о регионах в целом в единстве всех их сторон и основах разработки государственной политики территориальной организации общества. Последняя охватывает проблемы формирования региональной структуры государства, определение целей территориального развития общества и средств их достижения, разграничение полномочий между различными уровнями территориальной власти и управления, разработку механизма реализации территориальных программ развития.

Социально-территориальные различия (С-Т.Р.) –различия в уровнях, условиях и образе жизни тех или иных территориальных сообществ людей. Наиболее ярким их проявлением в России являются различия между городом и деревней. С-Т.Р. внутри субъектов Федерации между их центрами и складывающимися вокруг них агломерациями, с одной стороны , и сельскими районами, с другой, зачастую значительно более существенны, чем различия между субъектами Федерации. Нередко в крупных городах, республиканских, краевых и областных центрах сосредоточивается около половины всего населения соответствующего региона. Значительны С-Т.Р. и между субъектами Федерации, что является одним из свидетельств ее асимметричности. Преодоление С-Т.Р. между разными территориальными общностями людей неправильно было бы понимать как установление единообразия условий жизни населения в них. Нельзя не видеть, что сохранение многообразия условий и образа жизни отвечает различиям в самих потребностях и возможностях людей. Важно только, чтобы баланс позитивных и негативных условий жизни в регионах был примерно равноценным.

Стоимость минимального набора продуктов питания –определяется на основе минимального набора продуктов питания для мужчин трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192). Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума – объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.

Субъекты Федерации (С.Ф.) –основные ячейки федеративного устройства России. В Конституции 1993 г. Перечислены 89 С.Ф. Среди них – 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов. Все республики имеют свою конституцию, остальные субъекты – устав; за республиками закреплено право вводить, помимо общегосударственного русского, свой государственный язык. В остальном С.Ф. равноправны – каждый из них посылает по два представителя в Совет Федерации, они имеют право законодательной инициативы, границы не могут быть изменены без их согласия и т.п.

В федеральном устройстве государства С.Ф. занимают промежуточное положение между Федерацией в целом и муниципальными образованиями, входящими в их состав. Это в определенной мере затрудняет четкое выделение компетенции их органов власти как промежуточных звеньев в общей системе власти и управления в стране. В Конституции РФ указаны вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, но не определены проблемы, решение которых относится к исключительному ведению последних, кроме их полномочий применительно к сфере местного самоуправления. К полномочиям субъектов РФ в отношении местного самоуправления отнесены: принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность; регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; наделение законом органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов РФ с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.

Теневая экономика (Т.Э.) –виды экономической деятельности, не регистрируемые статистикой, осуществляемые в обход и с нарушением существующего в стране законодательства, в т.ч. криминальные (преступные). Виды и формы Т.Э. многообразны. Это скрытое предпринимательство, получившее распространение в сфере услуг, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, производстве одежды и обуви; черный рынок труда; криминальное предпринимательство, связанное с организованной преступностью и другие проявления сращивания бизнеса и власти; «отмывание» денег. В странах Европы в конце XX - начале XXI в.в. доля Т.Э. колеблется от 7% до 16% ВВП. В России, по разным оценкам, она составляет от 25% до 40% ВВП.

Территориальное разделение труда (Т.Р.Т.) – пространственная дифференциация трудовой деятельности, территориальный аспект отраслевого разделения труда. Т.Р.Т. обусловлено географическим положением и природными особенностями различных территорий, спецификой их трудового и научно-технического потенциала. Т.Р.Т. осуществляется с помощью транспортных средств и средств связи, связывающих между собой места производства и потребления продукции (услуг). Научно-технический прогресс способствует повышению степени межгосударственной и внутригосударственной интеграции экономики на основе Т.Р.Т. и внутри каждого отдельного государства может подразделяться в соответствии с его региональной структурой (например, между субъектами РФ, между мун

Наши рекомендации