Предпринимательские ценности
3.1. Личность предпринимателя, как объект духовного совершенствования.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Христианское совершенство, будучи жизнью в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, ибо бесконечен Бог».
Православный предприниматель разделяет ключевые ценности предпринимательства, соотнося их с нравственными нормами Православия. Он, в частности, ценит следующие качества личности делового человека:
- Честность – качество, дающее возможность быть надежным и выгодным деловым партнером, уважаемым работодателем, производителем с хорошей репутацией в глазах потребителя и государства.
- Предприимчивость – способность находить неудовлетворенную потребность людей в товаре и/или услуге и организовывать соответствующее производство, оптовую и/или розничную торговлю.
- Трудолюбие – способность к постоянному и напряженному предпринимательскому труду.
- Рачительность – общее внимательное отношение к делу, забота о его развитии и процветании.
- Готовность идти на оправданный риск – способность принимать бремя ответственности за решения, которые объективно необходимы, но несут в себе обычные риски предпринимательства.
- Благоразумность – качество, необходимое для избегания поспешных или непродуманных решений, в результате которых теряются ресурсы предпринимателя.
3.2. Отношение к эффективности и прибыли, как к возможности исполнять закон любви к ближнему.
Эффективность и прибыль принимаются в качестве важных свидетельств надлежащего ведения дела, должного исполнения обязанностей предпринимательского служения. При этом прибыль не рассматривается с индивидуалистичных и стяжательских позиций – как исключительно предназначенная для обогащения, усиления власти и влияния самого предпринимателя.
Прибыль – результат успешного ведения дела и источник его дальнейшего развития. Поэтому прибыльное дело, если оно ведется нравственно, объективно в интересах не только предпринимателя, но и наемных работников, государства, партнеров и других лиц (например, получающих ту или иную пользу от дела через благотворительность или иную поддержку).
Как говорили старцы, в частности, преподобный Амвросий Оптинский, «не прибыль портит людей, а люди портят прибыль». Исходя из этого, прибыль при разумном отношении к ней, понимается как органичный, неотъемлемый элемент надлежаще поставленного дела.
3.3. Отношение к собственности
Отношение к собственности основывается на ее признании в качестве законного и достойного атрибута человеческой жизни в целом и предпринимательской деятельности в частности. При этом учитывается то, что Церковь не определяет прав людей на собственность, но дает понимание ее места в мировоззрении православного христианина.
Право собственности человека не абсолютно, а относительно. Люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими.
Относительность собственности в мировоззренческом контексте проявляется в том, что православный предприниматель рассматривает себя в качестве временного управителя тех благ, в отношении которых он юридически выступает собственником. Как управитель, он признает свою ответственность за вверенное ему имение перед Богом.
Эта ответственность реализуется через восприятие собственности как дара Божия данного во испытание и для использования во благо себе и ближним. Духовная легитимность собственности достигается тогда, когда отношение к собственности основывается на евангельском принципе любви к ближнему.
Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности.
В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу.
3.4. Отношение к богатству и бедности
Богатство (собственность на материальные блага в крупных размерах) выступает объективным и закономерным следствием успешного дела предпринимателя. Богатство как таковое не может служить предлогом для обвинений предпринимателя в стяжательстве и, тем более, в неспасительности его пути.
Преподобный Варсонофий Оптинский: «Можно спастись и в богатстве и бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись».
Стяжательство, или обольщение богатством, имеет место тогда, когда богатство становится высшей ценностью для человека. В этом случае происходит нарушение заповеди Божией «не сотвори себе кумира». Господь предупреждает об иллюзии силы и свободы в богатстве и власти. Такая иллюзия – слабость перед Богом. В непривязанности к богатству, свободе от всякого пристрастия к нему и служении богатством Богу и людям, предприниматель обретает праведность своего пути.
В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были и Авраам, и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Божией.
В этой связи весьма убедительно говорит блаженный Феодорит Кирский:
"И говорим это, не богатство осуждая, не злом врачуя зло. Ибо если богатство худо, то хула падает на Давшего оное. Напротив того, говорим, что богатство и бедность Самим Творцом предлагаются людям, как некие вещества или орудия, и люди, имея их, как художники, могут или изваять образ добродетели, или слепить кумир порока."
"Так будем судить и о богатстве, и о пользующихся богатством: первое освободим от обвинения, а последних, если будут справедливыми его распорядителями, увенчаем великими похвалами, а если, превратив порядок, окажутся рабами богатства, исполняющими всякое его повеление и услуживающими во всяком дурном деле, то составим на них приговор, обвиняющий в худом поведении, потому что поставленные властелинами, нарушили право владычества и господство обменили на рабство".
Важно подчеркнуть: «освобождение богатства от обвинения» не означает признания его нравственной предпочтительности перед бедностью. Решающее значение имеет праведность, которая делает достойной жизнь как богатого, так и бедного человека. Неправедное же поведение – обольщение богатством у предпринимателя, лень и нежелание трудиться у бедного - в равной степени достойны порицания.
Поэтому в целом богатство и бедность представляют два полюса имущественного положения, каждый из которых не обладает нравственным преимуществом. Архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) говорит:
«По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного».
Именно спасительность и полезность того или иного материального положения для каждого конкретного человека и является его преимуществом по сравнению с другим. Но это вовсе не отрицает необходимости смягчения имущественного неравенства людей, особенно когда оно приобретает крайние формы. Внося вклад в смягчение такого неравенства, помогая бедным, состоятельные люди укрепляют нравственность и богатых, и бедных.
Мотивация
4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.
Православного предпринимателя, прежде всего, вдохновляет путь служения Богу и людям. На этом пути он руководствуется заповедями о служении, которые и формируют его понимание сути и содержания служения делового сословия.
Предприниматели служат, подражая Христу:
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк., 10,45).
С духовной точки зрения, предприниматель приходит в дело не для того, чтобы организовать служение людей себе. Наоборот, он организует сообщества людей (сотрудников своей компании) для того, чтобы послужить им. На практике это выглядит труднодостижимым и даже нереалистичным. Однако такое служение становится реальным, если предприниматель начинает рассматривать свое Дело как инструмент, посредством которого сотрудники раскрывают свои способности и реализуют свои жизненные цели. В этом предприниматель усматривает и свое служение Богу.
Предприниматель служит, чтобы следовать за Христом:
“ Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой” (Ин. 12, 26).
Исполняя свое служение Богу, предприниматель следует за Иисусом Христом. Он верит, что по слову Господа через верное служение будет с Ним и в земной жизни, и в Царстве Небесном.
4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.
Православный предприниматель признает, что заинтересованность в прибыли и росте стоимости компании является неотъемлемой частью предпринимательского служения. Из прибыли расширяется дело, что обеспечивает развитие компании и достижение целей служения. Вместе с тем, стремление к получению прибыли не является самодостаточной мотивацией. Важно, чтобы духовные и экономические побуждения соединялись в единую духовно-экономическую мотивацию, в которой прибыль и служение не противостоят друг другу, а гармонично соединяются.
4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.
Православный предприниматель должен быть побужден стремлением достичь совершенства в своем деле.
Движение к совершенству начинается, прежде всего, с нравственного и духовного совершенствования. Достигается по мере исполнения заповедей и смирения. Для предпринимателя актуально соединить нравственную сторону вопроса с профессиональной деятельностью. То есть, опираясь на нравственное и духовное совершенствование, достигать совершенства профессионального. Это профессиональное совершенство может быть выражено в высокой личной компетентности предпринимателя и превосходных характеристиках его дела.
Потому апостол Павел говорит:
И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (Кол.3:23-25).
На пути к совершенству, которое, как и все на земле, не может быть совершенным абсолютно, нужно не впадать в крайности и не считать, что совершенство достигается только собственными усилиями человека, либо, наоборот, предоставляется Богом без каких либо наших усилий.
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский:
«Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно».
Совершенствуясь в своем служении, православный предприниматель стремится к соединению собственной воли с волей Божией и благословению Богом его дела. И именно под эти углом зрения рассматривает свои деловые перспективы.
4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.
Православный христианин призван любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам – и становится источником патриотизма. Патриотизм – это любовь к своей стране и вера в ее народ, желание сделать все возможное ради народа и Отечества.
В соответствии со своим выбором предприниматель может иметь патриотическую мотивацию служения – выбирать направления, которые не имеют преимуществ в виде быстрой прибыли или чрезвычайно сложны в реализации, но объективно важны для выживания народа и Отечества.
Одним из таких направлений являются высокотехнологичные, наукоемкие производства и другие направления интеллектоемкой деятельности. Сырьевой потенциал любой страны мира не может быть вечной основой ее благополучия. Природные ресурсы – дар Божий, который является достоянием не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и, по возможности, заменять восполнимыми ресурсами. Этот потенциал постепенно теряет свое значение и в будущем не сможет принести процветания.
Патриотически-настроенный предприниматель может сознательно идти на значительные трудности и риски ради служения своего народу и стране там, где это особенно сложно, трудно и необходимо делать.
4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.
Еще одним примером нравственной мотивации, выбираемой предпринимателем в соответствии со своей личной позицией, может стать социальная мотивация. В этом случае предприниматель идет в области, где прибыль невысока, но продукция и услуги имеют особо важное значение с точки зрения повседневной жизни населения, его насущных проблем.
Социальная мотивация может, например, привести предпринимателя в сферу сельского хозяйства, где положение сельских жителей может быть крайне тяжелым. В этой сфере даже скромный проект, который даст людям на селе работу, имеет высокую нравственную ценность.
Подобные социальные проекты могут реализовываться в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере медицинского обслуживания населения, общественного питания, издательском деле и тому подобное. Социально мотивированный предприниматель стремится находить такие проекты и успешно реализовывать их.