Билет 20 Избирательное право РФ – понятие, виды, источники
Понятие избирательного права существует в двух аспектах:
1. Нормативный или позитивный аспект – это часть отрасли государственного права, которая регулирует отношения в ходе избирательной компании. Другими словами, это подотрасль государственного права, которая регулирует отношения по реализации населением избирательного права и по организации, подготовке и проведению выборов.
2. Избирательное право как субъективное право - это мера поведения, принадлежащая конкретному лицу, разделяется на 2 части: активная (право избирать в представительные органы) и пассивная (право быть избранным в представительные органы).
Виды - Активное и пассивное избирательное права принадлежит не всем, существуют некоторые общие требования для обладания ими:
а).Наличие гражданства - в виде исключения выбирать могут иностранные граждане, но только с разрешения местной администрации и в ее рамках.
б).Достижение определенного возраста - для реализации пассивного права на выборах в местные органы – 18 лет, в федеральные органы – 21 год и т.д.
в).Дееспособность, которая определяется по 2-м критериям: медицинский и юридический. Ограниченная дееспособность гражданина не лишает его избирательного права.
г).Ценз оседлости при реализации пассивного права - не более 1 года (исключение для президента - 10 лет).
Не могут реализовать свое избирательное право лица, осужденные к лишению свободы, по вступившему в законную силу приговору суда. Но даже до снятия судимости, после отбытия наказания, такое лицо может баллотироваться на любую должность.
Основные принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование.
Менее значимыми принципами считаются:
а).принцип гласности;
б).принцип проведения выборов избирательными комиссиями;
в).территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);
г).принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования).
Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население государства с минимальными цензами.
Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с государственной должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей.
Принцип прямого избирательного права - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков (напр, США).
Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.
Субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов, доверенные лица кандидатов на выборные должности, уполномоченные избирательных объединений, депутаты и иные выборные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, помощники депутатов, органы муниципальных территориальных образований и т.д. Всех субъектов избирательной системы можно подразделить на три группы:
1. Организационно-территориальная группа, к ней относятся избирательные округа.
Избирательные округа бывают следующих типов:
По количеству кандидатов: одномандатные и многомандатные.
По территории: общефедеральный (избрание президента); региональный (округ по избранию депутатского корпуса, либо высшие должностные лица субъектов федерации, избрание главы местной администрации); территориальные избирательные округа (по городским выборам) или местные территориальные округа. В локальных выборах избирается депутатский корпус соответствующих органов законодательной власти или местного самоуправления; также ранее создавались производственные избирательные округа по предприятиям.
Избирательный участок - это часть избирательного округа, в пределах которого осуществляется непосредственное голосование и первичный подсчет голосов (избирательный участок сам формирует списки избирателей).
Избирательные комиссии - это формируемые на смешанной государственно-общественной основе государственные органы, которые осуществляют руководящую организационную деятельность по проведению избирательной компании. Они делятся на виды:
Центральные избирательные комиссии - осуществляют руководство деятельностью всех нижестоящих комиссий, обеспечивают единообразное применение избирательного законодательства. Они выступают в роли окружной избирательной комиссии по выборам президента РФ и по выборам депутатов Государственной Думы от избирательных объединений.
Региональные избирательные комиссии - координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий, и выступают в роли окружной избирательной комиссии при выборах в органы государственной власти субъектов федерации в случае: избрания главы администрации или президента субъекта федерации, в случае избрания части депутатов по многомандатному округу от объединений.
Местные избирательные комиссии - городов, районов, сельских советов и т.д. Они координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий (если есть таковые), выступают в роли окружной комиссии по выборам глав местного самоуправления соответствующего уровня.
Есть также окружные комиссии - в пределах локальных избирательных округов.
Участковые комиссии - это избирательные комиссии, которые организуют голосование и первичный подсчет голосов на избирательных участках.
2. Непосредственные участники избирательной кампании:
Это сами кандидаты на выборную должность, они должны отвечать требованиям активного и пассивного права.
Субъекты, выдвигающие кандидатов на выборную должность - это избирательные объединения. Сегодня ими может быть только политическая партия, но в некоторых субъектах федерации могут участвовать просто общественные объединения. Поэтому избирательным объединением можно считать политическую партию, либо иное общественное объединение, в уставе (программе) которого закрепляется возможность участия в выборах путем выдвижения кандидата на выборную должность, если эта организация была зарегистрированной в органах юстиции не позднее указанного в законе срока (этот срок нужен для проверки социальной базы общественного объединения).
Группы избирателей - это лица, которые ставят подписи на избирательных списках.
Инициативные группы по выдвижению претендентов на выборную должностью.
Доверенные лица кандидатов на выборную должность - это лица, которые оказываются поддержку и помощь кандидату в ходе избирательной кампании. Доверенное лицо не помощник депутата, оно существует с момента регистрации до момента официального опубликования результатов выборов. Помощник существует с момента официального опубликования результатов выборов и до момента сложения полномочий лицом, занявшим выборную должность. Доверенное лицо осуществляет деятельность в ходе избирательной кампании, которая способствует ходу избирательной кампании кандидата, помощник – в ходе работы. Доверенное лицо помогает кандидату безвозмездно, помощник может находиться как на платной, так и на бесплатной основе. Доверенное лицо не может освобождаться от основной работы на период кампании, но на этот период имеет право бесплатного проезда на городском транспорте в округе, где баллотируется кандидат.
Уполномоченные избирательных объединений.
Субъектами в этой группе также являются лица, осуществляющие сбор подписей для выдвижения кандидата (затем они обычно становятся доверенными лицами).
3. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица - также являются субъектами избирательной системы.
Можно выделить следующие виды избирательных систем:
1. По способу подсчетов голосов и определения итогов выборов выделяют мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная -Система голосов обычно проходит по представительству (списку) абсолютного большинства (победившим считается кандидат, за которого проголосовало 50%+1 голосов либо от общего числа избирателей, либо от числа участвовавших в выборах) и относительного большинства (победившим считается кандидат, за которого проголосовало меньше половины, но больше чем за других кандидатов). Необходимо отметить, что система относительного большинства не дает юридического равенства. Отрицательные стороны - Данная избирательная система не позволяет учитывать полностью соотношение сил в стране (не обеспечивает мнение меньшинства).
Пропорциональная - Применяется тогда, когда осуществляются выборы от избирательных объединений. Каждое избирательное объединение, занимает в парламенте количество мест, пропорциональное количеству отданных за него голосов избирателей.
Может быть двух видов: Без установления минимума голосов и с установленным минимумом голосов (в РФ он составляет 5%). Таким образом, второй вид в какой-то степени совмещает в себе мажоритарную и пропорциональную избирательную систему. Отрицательные стороны - Данная избирательная система не обеспечивает гласности выборов (при выборах, мы не имеем понятия о членах данного общественного объединения, т.е. голосуем за партию, а не людей).
В мировой практике существует система единого и непередаваемого голоса, которая практически ликвидирует отрицательную сторону пропорциональной системы. Суть этой системы в том, что избиратель голосует не только за список, а за каждую фигуру в списке конкретного объединения. И из списка считаются выбранными те, за кого отдано больше голосов, и роль списка как такового при этом ничтожна. На федеральном уровне внедрять данную систему было бы утопично, а вот на уровне субъектов федерации можно было бы ввести (здесь имеется реальная возможность у избирателя ознакомится с каждым кандидатов в списке).
2. По степени альтернативности: альтернативные и безальтернативные выборы. Безальтернативными выборами считаются такие выборы, где на одну должность выдвигается только один кандидат. Такая избирательная система существует в авторитарных государствах.
3. По характеру избирательных округов:
избирательные системы с территориальными округами;
с экстерриториальными округами.
4. По мандатности:
на основе только одномандатного округа;
на основе одно и многомандатного округа;
смешанный вместе одно и многомандатный округ
Билет 21 Избирательный процесс – понятие, основные стадии
Первая стадия связана с назначением выборов депутатов Государственной Думы. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации на первое воскресенье после истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего состава.
Важную роль в организации выборов депутатов Государственной Думы играет Центральная избирательная комиссия, которая действует на постоянной основе в течение четырех лет.
К числу основных полномочий Центральной избирательной комиссии относятся: образование избирательных округов по выборам в Государственную Думу; руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы; регистрация списков кандидатов в состав Государственной Думы, выдвинутых избирательными объединениями по федеральному избирательному округу и т.д.
Вторая стадия — образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия определяет территорию избирательных округов, исходя из общей численности избирателей и необходимости образовать 225 округов.
Окружные избирательные комиссии образуются в каждом одномандатном избирательном округе по выборам депутатов в Государственную Думу. Они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Окружные избирательные комиссии осуществляют следующие основные полномочия: руководят работой участковых избирательных комиссий; регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию.
Сущность третьей стадии состоит в образовании избирательных участков и формировании участковых избирательных комиссий.
Избирательный участок — это часть избирательного округа, территория, на которой проживает до 3000 избирателей.
Всю работу по организации и проведению выборов на территории избирательных участков осуществляют участковые избирательные комиссии. Они формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до выборов в количестве 5-10 членов. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы или жительства.
Четвертая стадия — составление списков избирателей. Как уже отмечалось, списки избирателей составляют участковые избирательные комиссии не позднее 30 дней до дня выборов. В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Списки избирателей, имеющих постоянное место жительство за пределами России, составляются консульскими учреждениями Российской Федерации, действующими на территории соответствующих стран.
Пятая стадия — выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы — является важнейшей стадией избирательного процесса. Поскольку выборы в Государственную Думу проводятся и по одномандатным округам, и по федеральному избирательному округу, законодательство устанавливает неодинаковый порядок выдвижения кандидатов.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы в одномандатном избирательном округе могут выдвигаться непосредственно избирателями, а также избирательными объединениями (политическими партиями, политическими движениями) федерального уровня, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. При этом должно соблюдаться правило и группа избирателей, и избирательные объединения вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом округе.
Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента общего числа избирателей округа.
Регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу осуществляет окружная избирательная комиссия, которая проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям закона и в течение 5 дней регистрирует его, публикует данные о нем в федеральных печатных изданиях и выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.
Иные правила установлены для выдвижения кандидатов по федеральному избирательному округу. Здесь кандидаты могут выдвигаться только избирательными объединениями в виде федерального списка. При этом число кандидатов в федеральном списке не может превышать 270 человек.
Для регистрации федерального списка кандидатов требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирателей, причем из этих 200 тысяч подписей не более 7 процентов должны приходиться на один субъект Российской Федерации.
Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня выборов обладает определенным статусом. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно.
Правила проведения предвыборной агитации за или против кандидатов в депутаты аналогичны тем, что действуют в период выборов главы Российского государства.
Заключительной стадией избирательной кампании является голосование и определение результатов выборов.