Раздел I. Феодальный период в истории России
Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов
ИСТОРИЯ
РОССИИ
Учебник для вузов
Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА
Москва,1997
Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,
но нельзя быть образованным, не зная истории.
Н.Г. Чернышевский
Введение
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объективной оценки нашего прошлого и настоящего. Несмотря на крутые перемены в стране, на меняющийся характер общественного развития, на сложные, порой болезненные процессы, которые переживает страна, все же очень важно и в этот период не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.
В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. Многочисленные работы, изданные в различные годы как в нашей стране, так и за рубежом, отражают разнообразный спектр и концепции исторического развития в нашей стране, ее взаимосвязь с мировым историческим процессом. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных отечественных историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. В числе крупных оригинальных работ по отечественной истории мы располагаем сегодня трудами таких видных историков, как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.П. Покровский, и других наших современников. Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Однако не в этом главное. Важным обстоятельством является то, что мы располагаем сегодня большим количеством интересных по содержанию трудов по отечественной истории, которые доступны каждому, кто интересуется историей, стремится к глубокому ее изучению и познанию.
Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические цивилизации, их характерные особенности, место отдельных формаций во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом историческом процессе.
Изучая историю России в контексте мировых исторических процессов, мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы столкнулись и с такими понятиями, как "ближнее зарубежье" и "дальнее зарубежье". В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась сегодня таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к Российской Федерации эти республики стали уже ближним зарубежьем. В то же время мы должны осознавать, что политика России по отношению к государствам ближнего зарубежья и к зарубежным государствам (в традиционно принятом смысле слова) во многом отличается. Это понятно, ибо республики, составлявшие СССР, связанные долгие годы единством политических, экономических, социальных и других интересов, даже после своего распада не могут не сохранять еще продолжительное время органических связей между собой. Возможно, со временем это положение изменится, но сегодня историческая реальность такова, что не учитывать этого обстоятельства мы не можем. Особенно это касается советского периода российской истории. Россия как доминирующая часть бывшего единого государства, впитав в себя немало полезного из этого сотрудничества, в то же время оказала огромное воздействие на развитие всех республик, ее благотворное влияние продолжает ощущаться и сегодня.
Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.
Познавательная функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства. Вместе с тем познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках.
Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще — и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.
Наконец, третья, воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты. Как историческая наука история России позволяет проследить ход общественно-политических и государственно-гуманистических процессов в конкретных, ярких запоминающихся фактах и событиях, показать героизм народа и его отдельных героев, их мужество и беззаветную преданность народу.
Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — должно опираться на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются прежде всего исторические факты и события. Именно история, ее фактографическая сторона являются тем фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. История России является составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изучения истории России является формирование историзма мышления. Историзм мышления помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
В каждой науке предмет изучения составляет система определенных объективных закономерностей. История России как наука не исключение. Ее предметом изучения являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах. История России освещает весь исторический путь России на конкретном фактографическом материале; обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях. Развитие России и ее народов подчиняется закономерностям двух видов. Одни из них действуют на протяжении всего времени существования России и ее народов, другие — лишь на определенном историческом отрезке и проявляются только в известных условиях. С изменением исторической обстановки некоторые закономерности могут утратить свое действие и, наоборот, может проявиться действие других.
Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией*. В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. Согласно одному из них методология — это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки**. В определении марксистско-ленинской методологии подразумевается, что она базируется на материалистической диалектике и включает вытекающие из этого принципы и методы исследования***. Современная методология изучения общественного познания основывается на диалектико-материалистическом методе, который получил наибольшее признание в научных трудах у нас в России и за рубежом****. С учетом сказанного выше считаем возможным сформулировать такую краткую дефиницию: методология истории России — это система принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.
* Методология — от древнегреческих methodos (путь исследования, подход к познанию) и logos (учение).
** См.: Петряев К.Я. Вопросы методологии исторической науки. Киев, 1971.
*** См.: Спирин Л.М. Теория, методология и методика исследований по истории КПСС. М., 1982.
**** См.: Политическая история России и СССР (Вторая половина XIX-XX века): Курс лекций; Под общ. ред. доктора исторических наук, профессора Б.В. Леванова. М., 1991. С. 10.
Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?
Представляется, что принципы — это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.
В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективности, историзма, социального подхода. Принцип объективности предполагает рассматривать историю России с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы ее общественно-политического развития; опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним. Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Это означает, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (экономических, политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оно оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как менялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития в государственных документах и в общественном мнении. Наконец, принцип социального подхода отражает современное понимание принципа партийности в изучении истории России. Принципу партийности следуют все историки — и пролетарские, и буржуазные. Но первые говорят об этом открыто, а вторые чаще всего скрывают свое истинное отношение показным "объективизмом". В соответствии с данным принципом в развитии исторического процесса рассматриваются различные проявления социальных и классовых интересов в экономике и политике, в противоречиях социальной психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях.
Помимо вышеуказанных принципов в историческом познании применяются и конкретные методы исторического исследования. Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический методы. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности. При логическом методе исследуемые и изучаемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Оба эти метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.
При изучении и исследовании истории России используют следующие методы:
1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;
2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри их — по проблемам;
3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;
4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.
Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований. Последний из указанных методов, который историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности.
Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в XI-XII вв. Наиболее значимая из них "Повесть временных лет", написанная в XII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца XII в. "Слово о полку Игореве", написанное неизвестным автором.
Что же касается истории России с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и т.д.); документы и материалы музеев; кино фото фонодокументы. Значительная группа документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории эмиграции России во все времена российской истории.
Настоящий учебник не претендует на подробное изложение истории России. Его задача более скромная. Известно, что история России охватывает период от расселения славян на землях Восточно - Европейской равнины и до наших дней. Ее главными вехами, различающимися между собой уровнем социально-экономического, политического и культурного развития, являются: образование древнерусского государства, расцвет Киевской Руси, возникновение нескольких самостоятельных феодальных княжеств, объединение их в единое государство, создание Российской империи и образование после Октябрьской революции 1917 г. Советского государства. И, наконец, распад СССР и создание СНГ (Содружество Независимых Государств) и место России в этом историческом процессе.
Не все страницы истории Отечества одинаково по объему отражены в книге, более того, ряд сюжетов мы вынуждены давать весьма кратко. История России показывает, сколь сложен и противоречив был всемирно-исторический процесс. Авторы стремятся рассматривать историю России как его составную часть, показывают исторические связи народов России с народами других стран. Учитывается и разнохарактерность оценок отдельных событий истории России, отраженных в литературе.
Учебник подготовлен на основе опубликованных и неопубликованных источников. Среди них: документальные сборники, периодическая печать, кинофотофонодокументы, мемуары, произведения выдающихся деятелей России, документы и материалы центральных и местных государственных архивов и музеев Российской Федерации. Использованы отдельные документы и материалы архивов, библиотек и частных коллекций государств СНГ, Болгарии, Венгрии, Германии, Монголии, Польши, Словакии, США, Чехии, Югославии. Учтены, использованы и заимствованы материалы исследователей, опубликованные в различных книгах, брошюрах, журналах, сборниках статей и сообщений. Среди них следует выделить научные труды и методические публикации ученых Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, в частности, "История России" и "Отечественная история".
Учебник написан на основе хронологическо-проблемного метода, предусматривающего изучение истории России по периодам (темам), а внутри них — по проблемам. Книга состоит из трех разделов, которые разделены на соответствующие главы и параграфы. Первый раздел посвящен феодальному периоду истории России, образованию и развитию Российского государства. Второй раздел охватывает историю России в период капиталистического развития. Третий раздел освещает советский период истории России. В приложении приведены: Генеалогия российских царей, Биографические сведения о деятелях трех российских революций, Краткая летопись исторических событий России, Документы из истории России, Библиография рекомендуемой литературы.
Если, ознакомившись с данным учебником, кто-то подумает, что он полностью изучил историю России, то он ошибется. Разумеется, полученные знания и дальнейшая практика самостоятельной историко-познавательной деятельности расширяют общий исторический кругозор, повышают интеллектуальное развитие и формируют умения и навыки, необходимые для оценки современной исторической (научной, политической, художественной) литературы, позволяют сделать научно обоснованные выводы из исторического опыта российского общества. Вместе с тем изучение и поиск нового в истории России являются постоянным процессом познания истории. Он связан с решительной и смелой постановкой новых вопросов. Новое в истории ищут многие, а находят далеко не все. Но и те, которые находят, нередко пасуют перед трудностями "революционного" и "консервативного" характера в исторической науке.
Раздел I. Феодальный период в истории России