Думой законы проходят трудный путь, главным препятствием на котором является
Двойное вето. Такого порядка давно уже нет в практике стран Запада. Законы стопорятся
По самым разным причинам – юридическим, политическим, финансовым, процедурным,
Престижным и другим, а чаще всего в силу несовпадения позиций относительно сути
Предлагаемого закона.
Но существует и третье вето (предварительное) – это когда Правительство в сво-
Ем заключении накладывает табу на тот или иной проект закона из-за отсутствия
Средств для его реализации. А поскольку практически любой закон требует определен-
Ных затрат для своего осуществления, то при желании исполнительная власть всегда
Может остановить любой неугодный закон. Однако главное – это все же коллизии между
Законами и указами.
Экс-председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев в своей книге «Вся власть –
Закону» (М., 2002) пишет о негодной практике подмены законов указами, о параллелизме
Между этими актами, подчеркивает, что «россиянам, в том числе высокопоставленным, не-
Обходимо пересмотреть свое отношение к закону и преодолеть правовой нигилизм» (С. 53).
Действительно___________, власть закона должна быть превыше всего.
Законы, как известно, вправе отклонить не только Президент, но и Совет Федера-
Ции. В спорных случаях, как правило, создаются согласительные комиссии, призванные
Сглаживать противоречия и находить компромисс. Это в принципе нормальный путь
Разрешения коллизий, но он превращается в систему. Б.Н. Ельцин отклонял законы свы-
Ше 50 раз, а некоторые из них, вопреки Конституции, возвращал в Государственную Ду-
Му без рассмотрения, по поводу чего законодатели обращались даже в Конституционный
Суд. Суд такую практику признал вполне приемлемой. Это вновь вызвало коллизии по
Регулированию порядка принятия законодательных актов.
Согласно Конституции Российской Федерации, указы являются подзаконными ак-
Тами. Однако на практике, как уже отмечалось, они все чаще возвышаются над законом.
И требуется величайшая осторожность, чтобы это «опережающее указотворчество» не
Нарушало прав граждан, не вносило сумятицу в нормальный правосозидательный про-
Цесс, не дестабилизировало общую правовую ситуацию. «Бодание» законов и указов осо-
Бенно заметно по социальным вопросам – зарплате, пенсиям, пособиям, компенсациям и
Другим выплатам.
Глубинная коллизия состоит уже в том, что бывший Президент в России фактиче-
Ски «законодательствовал», хотя юридически такой прерогативой не располагал. Он из-
Давал акты, являющиеся по своей природе законами, и принимались они нередко по тем
Позициям, которые относились к компетенции Государственной Думы. Законодательный
Орган становился как бы излишним.
Конечно, законодатель очень часто запаздывают с принятием тех или иных зако-
Нов, в то время как обстоятельства требуют оперативного реагирования. Поэтому вопрос
Этот в действительности непростой. Тем не менее, в целом указанную практику оправ-
Дать нельзя. Недостаточная мобильность – свойство всех парламентов, однако это не дает
Оснований для подмены их традиционных функций.
К тому же многие основополагающие (базовые) законопроекты, особенно эконо-
Мического характера, разрабатываются не самой Думой, а Правительством, и от него в
Кудрявцев В.Н. Международное частное право. – С. 47–50.
Общая теория права
Конечном счете зависит своевременность их принятия. Но при всех сложностях и трудно-
Стях Думой за все время своего существования принято свыше 3 тысяч законов.
Но юридическая война идет не только между законами и указами, но и между
Актами, издаваемыми повсеместно всей президентской вертикалью, и актами, исходя-
Щими от представительных органов власти. Серьезные трения и конфликты связаны
Также с определением статуса и компетенции различных должностных лиц (коллизии
Полномочий), немотивированными смещениями и перемещениями ключевых фигур в
Управленческом аппарате. Многие руководители узнают о своем снятии с занимаемых
Постов из печати.
Примером противоречий статусов и полномочий может служить деятельность
Президентской администрации и ее подразделений. Данная структура была создана са-
Мим Президентом и действует она на основании подписанного им же Положения. Зако-
Нодательной основы не имеет. В печати, литературе, депутатском корпусе не раз обра-