Главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития

.


9. Религия и современность

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей  основной признак религии – вера в сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.

Религия - средство социальной регламентации, сохранения нравов. адиций, обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче культуры- Обращаясь к эмоционально-образному опыту человечества, религия способствовала развитию духовности человека, культивируя человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.

Большинство людей во все времена черпало именно в религии свои моральные и общемировоззренческие установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий широкое распространение получает свободомыслие, которое характерно для философии и невозможно в религии. В отличие от религии, с ее преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. И в этом нашла отражение неистребимая потребность человека понять мир и человека с позиций знания, разума.

Религиозное миропонимание в отличие от философского или научного, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремлений. Разрабатывая свою картину мира, религия выступает некоей символической системой для восприятия целостности мира и обеспечивает контакт индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действие имеют определенные конечные значения. В этом смысле религиозные символы и понятия обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл.

Таким образом, онтологические проблемы наиболее полно разрабатываются в концепциях "картин мира", имеющих философскую, научную, религиозную формы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - МИФЫ

10. Современная научная картина мира

Научная картина мира (НКМ) — (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мир, которая включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов - всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода. Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира. Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не могли оказать существенного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития. Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, в ее основу легли принципы специальной и общей теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, охватывающей магистральную направляющую развития, допускающую роль случая. Развитие мира происходит направленно, его состояние в каждый конкретный момент не детерминировано однозначно, изменения происходят по закону вероятности и больших чисел, в соответствии со «статистической закономерностью».Образ постнеклассической картины мира создается с учетом достижений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволяет представить неопределенность и случайность направленности развития. В многомерной модели взаимодействий отсутствует логика развития с установленным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для любых возможных новообразований. В эволюционировании неравновесных, открытых и саморазвивающихся систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленности изменений возможен эффект ответвления. В постнеклассической картине мира понятия упорядоченность, структурность, закономерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, многоальтернативность. В ее основу легли концепции нестабильного, неравновесного мира, глобального эволюционизма, принцип возникновения порядка из хаоса и другие. В постнеклассической картине мира хаос понимается не как источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а как состояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза. Бытие мира, каким оно представляется человеку в современной картине мира, бесконечно и многообразно, но еще более сложным образованием он предстанет в будущей картине мира, основы которой закладывает современная постнеклассическая картина мира.

11. Научная теория, ее структура, функции

Теория — это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и лежащих в основе научного предвидения. Например, теория атомного строения материи была долгое время гипотезой; подтвержденная опытом, эта гипотеза пре­вратилась в достоверное знание — в теорию атомного строения ма­терии.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки предполагает открытие все новых и новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром изме­ряется объемом и глубиной знания его законов.

На основе глубокого познания вещей, их свойств и отношений человек может время от времени прорывать границы настоящего и заглядывать в таинственное будущее, предвидя существование еще не известных вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступ­ление событий. Прогресс научного знания во многом строится на возрастании силы и диапазона научного предвидения. Предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. На­учное познание позволяет не только предвидеть будущее, но и со­знательно формировать его. Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Теория: система идей, понятий, гипотез и законов. Теория в собственном смысле слова есть определенная система научного знания, отличная от понятий, гипотез и законов, но содержащая их в качестве своих элементов. Главное отличие теории состоит в том, что она дает связное, цельное представление об изучаемой области действительности.

Теория включает в себя:

базисные понятия:

эмпирические предпосылки - основные факты, данные и результаты их простейшей логико-математической обработки (имеют место в опытных науках);

принципы - положения, лежащие в основе теории, принимаемые как постулаты (без доказательства) и проверяемые только эффективностью знания в целом (в математике это аксиомы);

логический аппарат теории, то есть правила:

введения - правила введения новых понятий в теорию (конструирование из существующих, на основе эмпирических наблюдений);

интерпретации - теоретические термины сами по себе физического смысла не имеют, даже если они представлены словами, знакомыми из обыденного опыта, термины обретают смысл через интерпретацию;

вывода (доказательства) - логический аппарат, синтаксис связывания одних высказываний с другими (индукция, дедукция);

"темное знание" - помимо знаний, непосредственно относящихся к предметной области, у ученого имеются мировоззренческие, философские, религиозные взгляды;

выводные знания:

законы, причины

аппликации (приложения)

Теории разделяются на:

формальные - их базисные понятия имеют конвенциональное происхождение; для таких теорий характерна логическая замкнутость - их базисная и выводная части подкрепляют одна другую, даже возможно взаимное обращение этих частей (подобное исследование было успешно проведено для теории относительности); обоснование формальной теории можно провести только выйдя за ее рамки - например, в более общей теории; к формальным теориям относится математика;

содержательные - базисные понятия имеют эмпирическое происхождение; характерна меньшая логическая замкнутость; увеличивается степень вероятностности знания; часто вводятся новые понятия; к содержательным теориям относятся физика, химия.

Функции теории: Для чего нужна теория? - Главным образом, для того, чтобы систематизировать знания, полученные в определенной области, объяснить нам наблюдаемые положения вещей, экспериментальные факты и подсказать, что нас может ожидать в дальнейшем. Объяснение и предсказание окружающих нас вещей и явлений представляет собой важнейшую функцию науки в целом и научной теории, в частности.

Информативная функция теории. Посредством теории устанавливается внутренняя, необходимая связь между различными эмпирическими законами. В результате этого становится возможным предсказать не только те факты и явления, которые можно было бы предвидеть на основе только эмпирических законов, но и факты совершенно новые, неизвестные. Таким образом, теория содержит дополнительное количество информации, которая создается благодаря творческой работе мысли. Устанавливая корреляции между эмпирическими законами, теория дает возможность определить ту избыточную информацию, которая содержится в отдельных законах. Именно поэтому предсказания, вытекающие из теории, оказываются значительно более эффективными, чем предсказания, сделанные на основе эмпирических законов. Информация, сконцентрированная в законах и научных теориях, служит для прогнозирования будущих событий, а также практического действия.

Систематизирующая функция теории. Стремление к достижению единства научного знания, при котором максимальное число фактов можно было бы получить из минимального числа основных понятий и принципов, было и остается одним из важнейших в систематизации результатов научного познания. Уже с помощью эмпирических законов становится возможным упорядочить значительное число экспериментально установленных фактов. Теория делает новый шаг в этом направлении: она объединяет и обобщает разные эмпирические законы и гипотезы. Такая систематизация формально сводится к тому, что известные эмпирические законы, так же как и многие новые законы, выводятся в качестве логических следствий из более общих теоретических законов, принципов и допущений.

Прогностическая функция теории. Чтобы создать теорию, которая могла бы активно служить практике, надо не только знать, что и как происходит в настоящем, но и предвидеть ход будущих событий, выявить их тенденции и закономерности. С помощью теории удается предсказать бесчисленное множество не только новых, неизвестных фактов, но и эмпирических законов.

Объяснение как функция теории. Как показывает история науки, объяснение и предсказание в ходе исследования вовсе не исключают, а, наоборот, предполагают друг друга. Подлинно научная теория должна не только предсказать тот или иной факт или явление, но и объяснить, в силу каких причин они должны возникнуть. Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надежнее и точнее будет предсказание.

Описание, объяснение, предсказание

Наши рекомендации