Сударственной власти или два направления, в котором от имени государственной власти
Действуют органы государства в целях реализации своих полномочий.
В результате реализации правотворческой функции государственной власти была
принята по определенной процедуре (процедура принятия законов) помещенная в ста-
Тье 21 Таможенного кодекса РФ правовая норма, которая предусматривает возможность
Ограничений на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств.
Таможенные органы руководствуются данной нормой, разрешая конкретные дела.
Принятие таможенными органами во исполнение названной нормы соответствующих
Властных решений по конкретным делам будет уже реализацией правоприменительной
Функции государственной власти в области регулирования таможенных отношений.
Правоприменительное решение принимается благодаря выполнению ряда процедур,
Схожих с процедурами правотворчества, но не совпадающих с ними по результату (ха-
рактеру и, следовательно, назначению принимаемого акта).
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф.
В.Д. Перевалова. – М.: Изд-во «Норма», 2006.
Глава 12. Правотворчество
Схожесть названных процедур проявляется в том, что в процессе правотворчества,
как и в процессе правоприменения:
• изучается необходимость принятия акта в рамках процедур выдвижения проекта
нормативного правового акта и его рассмотрения (сфера правотворчества) либо в рамках
Рассмотрения заявлений, запросов, сообщений, требующих принятия властного решения
по конкретному делу (сфера правоприменения);
• дорабатывается или отклоняется проект акта (проект нормативного правового ак-
та или проект правоприменительного решения);
• принимается требуемый для регулирования отношений акт (принятие норматив-
Ного правового акта, устанавливающего порядок построения отношений, который необхо-
Димо обеспечить при возникновении в жизни определенных обстоятельств, или принятие
Правоприменительного акта, разрешающего дело по существу и ставящего конкретных
лиц в конкретные отношения в соответствии с требованиями правовой нормы).
Результатом правотворчества (в случае успешного прохождения проектом всех пра-
Вотворческих процедур) всегда является нормативный правовой акт (принятие федераль-
Ных законов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
Результатом правоприменения является решение по конкретному делу компе-
тентного лица (уполномоченного к тому органа государства), которое ставит персональ-
Но определенные субъекты права в те отношения, которые для данного жизненного слу-
Чая предусмотрены правовой нормой (приговор суда в отношении гражданина К. о на-
Значении наказания в виде трех лет лишения свободы за совершение контрабанды в со-
ответствии ___________с требованиями статьи 188 Уголовного кодекса РФ).
Следовательно, без правотворчества правоприменение невозможно, поскольку ре-
Зультатом правотворчества, как правило, является создание правовых норм, на основе ко-
Торых принимаются правоприменительные акты.
В то же время без правоприменения правотворчество бессмысленно, так как в
Большинстве случаев для организации порядка необходимо применение органами госу-
Дарства принятых правовых норм к конкретным жизненным ситуациям, для того чтобы
Построить между соответствующими лицами те отношения, которые требует построить в
Таких случаях норма права.
Следует также иметь в виду, что определение понятия правотворчества может
Быть затруднено практикой принятия нормативных правовых актов, которая зависит от
Политического режима, существующего в конкретном государстве. Дело в том, что норма
Права по своей сути есть правило, обеспечивающее права лиц (государства в целом; орга-
Нов государства; граждан или их организаций, если эти организации способны вступать в
правовые отношения как юридические лица) в их взаимоотношениях друг с другом. Ие-
Рархия нормативных правовых актов, при помощи которых выражаются правовые нор-
Мы, зависит от политического режима в стране1.
В демократическом государстве правовые нормы выражаются исключительно при
Помощи конституции (высшего по юридической силе нормативного правового акта – ос-
новного закона) и законов (нормативных правовых актов, регулирующих отношения ме-