Создание норм права идет преимущественно по пути научного, творческого обобщения

Практики рассмотрения и разрешения конкретных дел.

По этой причине в странах романо-германской правовой системы (Италия, Фран-

Ция, Германия, Россия, государства Латинской Америки и многие другие) основной спо-

Соб, обеспечивающий выражение установлений государственной власти, – принятие

Нормативных правовых актов.

Целенаправленное, последовательное и оперативное формулирование правовых

Норм, по нашему мнению, объективно возможно осуществлять исключительно путем при-

Нятия нормативных правовых актов. В силу этого создание правовых норм путем принятия

нормативных правовых актов (прежде всего, законов) является для государственной власти

Важнейшим (если не главным) способом регулирования отношений в обществе.

Это подтверждается тем, что по общему правилу, в случае противоречия между

Законом (нормативным правовым актом, обладающим высшей обязательной, юридиче-

Ской силой) и иными источниками права, действует закон.

Тезис о том, что принятие нормативных правовых актов является основным и уни-

Версальным способом создания правовых норм в целях оперативной и эффективной реа-

Лизации государственной воли в реальных отношениях, по-видимому, нельзя считать

Безупречным. В части четвертой статьи 15 Конституции РФ указано, что если междуна-

Родным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

Применяются правила международного договора; однако и в этом случае надо помнить,

Что международный договор РФ ратифицируется федеральным законом, т.е. правовой

Основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не

Международный договор.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. – М., 2007.

Общая теория права

Суть в другом – понятие правотворчества может трактоваться по-разному. Мы же

Под правотворчеством будем понимать процесс создания правовых норм путем принятия

Нормативных правовых актов. Правотворчество – одна из важнейших сфер обеспечения

Действия государственной власти как суверенной организующей силы в делах конкрет-

Ного общества.

Цель правотворчества – принятие необходимого государственной власти норма-

Тивного правового акта.

Нормативный правовой акт – это удостоверенное официальным документом дей-

Ствие органа государства, которым в письменной форме провозглашается обязательный

Для исполнения порядок построения отношений между субъектами права (лицами) при

Возникновении на практике определенных жизненных обстоятельств (юридических фак-

тов), т.е. провозглашаются правовые нормы.

Волевые нормативные установления являются показателем силы или слабости го-

Сударственной власти, поскольку могут содержать правила, необходимые для практиче-

Ской организации порядка, но могут провозглашать положения, которые вместо упоря-

Дочивающего воздействия объективно способны спровоцировать напряженность в отно-

Шениях, недовольство, возмущение и т.д.1

По этой причине нормативные правовые акты принимаются не произвольно, а по

Специальному распорядку, который призван неуклонно обеспечивать формулирование

необходимых практике правовых норм. Как правило, указанный распорядок (процедура)

Включается в понятие правотворчества.

Таким образом, понятие правотворчества неразрывно связано с понятием право-

Вой нормы, поскольку результатом правотворчества является принятие данной нормы.

С учетом этого мы подходим к следующему этапу теоретического понимания пра-

Вотворчества.

Понятием правотворчества обозначаются не только мыслительные действия, по-

Зволяющие сформулировать правовую норму, но и организационно-юридические про-

Цедуры создания правовой нормы, показывающие, что результатом таких мыслительных

Действий может (а при наличии определенной совокупности юридических фактов дол-

Жен) стать нормативный правовой акт.

Организационные процедуры создания (правотворчество) следует отличать от ор-

Ганизационных процедур, обеспечивающих применение правовой нормы по конкретно-

Му делу, требующему властного решения государственного органа, — правоприменение.

Правотворчество и правоприменение есть две различные сферы реализации го-

Наши рекомендации