Диционной формы права в России обладают уставы крупных общественных объедине-
Ний и религиозных организаций7.
Правовая доктрина представляет ___________собой совокупность юридических взглядов и
Методологических установок, направленных на разрешение правовых споров и выработ-
Ку правовых позиций по наиболее значимым общественным вопросам.
Классическая советская наука не признавала за правовой доктриной значение
Формы и источника права. Как правило, теоретические наработки в области юриспру-
Денции рассматривались либо как источники познания действующего права, либо как
Фактор совершенствования законодательства. Однако едва ли данный взгляд отвечал
Действительным тенденциям конкретной правовой жизни.
См.: Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и
Функции. – Волгоград, 2004. – С. 38.
2 См.: Щиглик А.И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР:
Политико-правовое исследование. – М., 1977. – С. 206; Тихомиров Ю.А. Общественные организа-
Ции в системе социального управления // Вопросы теории общественных организаций / Отв. ред.
И.А. Азовкин. – М., 1977. – С. 9.
Горшенев В.М. Правотворческая деятельность общественных организаций в СССР: Учебное по-
Собие / Отв. ред. А.Н. Бычек. – Ярославль, 1972. – С. 7.
Там же. С. 9.
См.: там же. С.13.
См.: там же. С. 14.
См.: Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Указ. соч. – С. 52.
Глава 11. Источники и формы права
Ярким примером того, что наука является специфической формой права, являют-
Ся уголовное и уголовно-процессуальное право. Так, довольно часто по тексту УК и УПК,
Включая и их утратившие силу редакции 1960 г., законодатель оперирует понятиями «со-
Став преступления», «характер и степень общественной опасности». Данные дефиниции
Являются базовыми для этих отраслей права, поскольку играют значение главного юри-
Дического факта при решении подавляющего большинства уголовно-правовых и значи-
Тельного количества уголовно-процессуальных вопросов. Вместе с тем по тексту УК и
УПК содержание данных понятий не раскрывается. Однако практика остается единооб-
Разной и в целом исходит из правильного понимания этих правовых категорий. Неопре-
Деленность же их законодательного содержания преодолевается за счет теоретических
Наработок отечественных правоведов прошлых лет и современности. В отдельных случа-
Ях, благодаря деятельности научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, не-
Которые глобальные уголовно-правовые категории объясняются в постановлениях Пле-
Нума Верховного Суда России, причем некоторые из них, принятые еще в прошлом веке,
Остаются действующими до сих пор за счет четкости, строгости и логичности юридиче-
Ского языка, которым было изъяснено то или иное значимое для практики понятие. Так,
Ни в тексте УК РСФСР 1960 г., ни в тексте УК РФ 1996 г. не встречается понятие длящихся
И продолжаемых преступлений. Данное понятие выработано наукой уголовного права и
Является крайне значимым в практическом смысле: при квалификации преступных дея-
Ний, при отграничении тождественных преступлений, совершенных неоднократно, от
Продолжаемого преступления, при определении места совершения преступления, при
Определении момента окончания преступления и соответственно при определении уго-
Ловного закона, подлежащего применению в конкретном случае и т.п. Понятие длящихся
И продолжаемых преступлений было определено единственный раз в постановлении 23-го
Пленума Верховного Суда СССР «Об условиях применения давности и амнистии к для-
Щимся и продолжаемым преступлениям» от 4 марта 1929 г. (с последующими измене-
Ниями). Данное постановление является действующим до настоящего момента1.
Таким образом, правовая наука, дополняя и объясняя правовые нормы, как бы ор-
Ганично сливается с законом и тем самым становится особой формой права.
Правоприменительная практика также является нетрадиционной формой пра-
Ва, которая официально не признана в Российской Федерации, но уже довольно давно и
Основательно играет роль дополнительного фактора, уточняющего, развивающего и
Приспосабливающего инструмента позитивных правовых норм к новым общественным
Условиям2.
Религиозные догмы в современных условиях представляют собой сакральную
Форму мусульманского права, они в различной степени санкционированы и допускаются
К использованию в государствах арабского мира. Вместе с тем следует помнить, что в эпоху