Приоритет высоких гуманитарных технологий
Одним из очень серьёзных уроков первой холодной войны является недооценка значения идеологии, пропаганды, осознания системообразующих смыслов и ценностей советского общества. Достойной, серьёзной, жизненной траекторией для активных, творческих людей считалась работа в науке, в технике, воинская служба. Движение по партийной лестнице и, тем более, в сфере идеологии и пропаганды воспринималось зачастую как проявление приспособленчества и карьеризма. Это привело к острой нехватке активных, талантливых, принципиальных людей, отстаивающих советские смыслы и ценности, в том числе на высших должностях партии и государства. Возникающий кадровый кризис, катастрофа элиты имели драматические последствия для разрушения Советского Союза. Эпоху горбачёвщины отлично характеризуют слова историка Гиббона, изучавшего катастрофу Римской империи: «Государство гибнет, когда перестаёт отличать хороших людей от плохих».
Обратимся к примеру, наглядно показывающему провалы нашей страны в информационном пространстве. Советский Союз внёс решающий вклад в победу над немецким фашизмом, потеряв при этом 27 миллионов человек. Сегодня трудно представить, насколько сильней и успешней было бы наше Отечество, если бы эти люди остались живы. За годы Второй мировой войны, корейской и вьетнамской войн США потеряли 500 тысяч человек. За эти же годы на американских дорогах в результате автомобильных катастроф погибло 815 тысяч человек. Более столетия в этой стране не видели войн на своей территории, а американцы не могут представить, что это значит. В этом слабость и определённая неполноценность Америки и угроза для неё и для всего мира. В этом причина той лёгкости, с которой политики США развязывают опустошительные войны за тысячи километров от своей территории.
Об осведомлённости простых американцев о Второй мировой войне говорит название фильма, созданного в своё время советскими и американскими кинематографистами — «Неизвестная война». Опрос, проведённый в США до создания этого фильма, показал, что 44% опрошенных не знали, что США и СССР были союзниками во Второй мировой войне, 28% полагали, что СССР воевал против США на стороне Германии, и только 28% дали правильный ответ.
К сожалению, в ходе первой холодной войны СССР не смог донести правду о Второй мировой войне до многих стран мира, создать позитивный образ нашей Родины, дать ясное представление о её целях и достижениях. В англосаксонском мире большинство населения уверены, что войну выиграли США и Великобритания. Значение борьбы за умы и души недопонималось ни в СССР, ни в новой России буквально до 2013 года.
В Советском Союзе считалось, что правда является лучшим оружием, и факты скажут сами за себя. С этим трудно не согласиться. Но скажут они за себя в течение очень большого промежутка времени, а политики ориентируются на общественное мнение своих стран, которое складывается гораздо быстрее и которым крупные игроки успешно манипулируют. В новой России считалось, что первичен «экономический интерес» и население стран, которым наша страна оказывала экономическую помощь, это объективно оценит и без какой-либо информационной поддержки. Трагический пример Украины наглядно показал, что это не так. Новая Россия оказала этой стране экономическую помощь в различных видах в объёме $350 млрд. Однако сейчас на Украине преобладают антироссийские настроения, поднимает голову фашизм и ведётся информационная война против нас.
Руководители Российской Федерации сетуют на то, что Россию не слышат, что трагедия юго-востока Украины замалчивается западными политиками и прессой. Опрос, проведённый в 69 странах мира в ноябре 2013 года (до украинского кризиса!), показал, что к США в мире положительно относится 62% населения, к Китаю — 50%, к России — 36% (и плохо — 39%). Более того, за последние 7 лет отношение к нашей стране в США, Китае, Великобритании, многих арабских странах существенно ухудшилось. Отсюда понятен масштаб задач в информационном пространстве для мира России.
С одной стороны, первая холодная война была временем серьёзных испытаний, пропагандистской войны Запада против СССР, разнообразных экономических ограничений, всевозможных дискриминационных мер. С другой стороны, это время взлёта советской науки, прорыва в космос и освоения атомной энергии, блестящих успехов советского образования и культуры. Именно в эти годы стали ясны возможности реального социализма. Многое в этом периоде не исследовано и не понято в должной степени. Возможно, для ликвидации пробелов в анализе этой исключительно важной эпохи в истории страны следовало бы создать Институт СССР.
Нашей стране вновь брошен вызов. Началась вторая холодная война. Видимо, наше Отечество ждут нелёгкие испытания. И уроки первой холодной войны здесь могут оказаться очень и очень важными.