В соответствии с естественными законами природы.
В структуре свободы можно выделить идеальные (воля, разум, психология) и ма-
териальные (формы социального общения) компоненты.
Воля представляет собой силу, подчиняющую человеческие желания и инстинкты
поставленным целям.
Разум определяет возможность человека познавать окружающий мир и его законы,
чтобы не быть слепой игрушкой в руках природных стихий и общественных процессов.
Поэтому знания освещают путь свободным, а «темнота» невежества ведет неучей к кабале.
Кроме того, разум позволяет человеку быть дееспособным, т.е. своими действиями
или бездействиями приобретать права и обязанности, нести юридическую ответственность.
Психологическая составляющая говорит о том, готов ли человек признать над со-
бой власть другого индивида, подчиниться ему и стать рабом или он будет защищать
свою свободу, даже если это связано с опасностью потерять жизнь.
Социальная форма свободы проявляется в родоплеменной организации общест-
венной жизни, не знающей публичного насилия исходящего от особой политической
власти. Как правило, авторитет вождей держится на искреннем уважении и традицион-
ном семейном почтении.
В недрах свободного общества постепенно формируется особое мифологическое
мировоззрение, в соответствии с которым люди считают себя прямыми потомками своих
богов. Они не стоят перед ними на коленях, не признают себя их рабами, бросают вызов
всему миру и борются с врагами, презирая покорность и слабость народов, попавших под
влияние духовной и физической силы чужеземцев1.
В противовес свободному существованию племен рождается государство – машина,
предназначенная для осуществления систематического насилия в отношении подчинен-
ных ему лиц. Государственный аппарат монополизирует право на легитимное насилие,
запрещая гражданам вершить правосудие, т.е. бороться со злом самостоятельно. Формаль-
но воля государства, выражающая интересы не всего общества, а экономически и полити-
чески господствующего класса, концентрируется в праве – системе общеобязательных
норм, санкционируемых и защищаемых государственной властью. Юридические нормы
вступают в конкуренцию с божественными предписаниями и обычными правилами пове-
дения свободных народов. По существу, право представляет лишь временный социальный
компромисс, оно изменяется, иногда само себя отрицает, превращая свои нормы в объект
торговых отношений. Провозглашение формального равенства людей только усугубляет
реальные социальные антагонизмы. Вследствие этого человеческому суду ничего не оста-
ется, как уповать на страх юридического наказания. Данные обстоятельства заставляют из-
1 См.: Щедрин О.Г. Правовой нигилизм как характеристика современного русского правосозна-
ния. – Ростов-н/Д, 2004. – С. 44.
Глава 2. Сущность государства
27
менить мировоззрение человека. Поэтому на смену родовых верований приходят космопо-
литические монотеистические религии, оправдывающие рабство и прославляющие терпе-
ние насилия. Так, христианство учит:
1. Нет власти ни от Бога, существующие же власти от Бога установлены.
2. Если ударили тебя по левой щеке – подставь правую.
3. Чем хуже тебе будет на земле – тем лучше на небе.
4. Паства церковная – рабы божьи, клир – пастухи овец.
Ислам (с араб. – покорность) также призывает признать себя рабами Аллаха.
Вышерассмотренная эволюция религиозного правосознания не случайна, ведь со-
временные мировые конфессии возникли сравнительно недавно: христианству – 2000 лет,
а исламу – около 14 столетий. Сформировались эти религии в условиях жесткого классо-
вого противостоянии между рабами и рабовладельцами. Так, христиане духовно оправ-
дывали рабское состояние римских рабов, обещая им за терпение – царство небесное, а
мусульмане воспитывали новых господ для покорения неверных.
Таким образом, можно сделать вывод, что возникшее государство изменило внут-
реннюю природу человека, уничтожив его свободу с помощью особого аппарата прину-
ждения, права и идеологического (религиозного) воздействия. Причем многим народам
(например, славянским) пришлось перейти к государственному бытию из-за угрозы фи-
зического уничтожения со стороны хищных соседей: германцев, византийцев, хазар и т.д.
На современном этапе развития человечества отказ от государства в отдельно взятой
стране не целесообразен и даже губителен, т.к. другие государства не упустят возможно-
сти установить на ее территории свой суверенитет.