В соответствии с естественными законами природы.

В структуре свободы можно выделить идеальные (воля, разум, психология) и ма-

териальные (формы социального общения) компоненты.

Воля представляет собой силу, подчиняющую человеческие желания и инстинкты

поставленным целям.

Разум определяет возможность человека познавать окружающий мир и его законы,

чтобы не быть слепой игрушкой в руках природных стихий и общественных процессов.

Поэтому знания освещают путь свободным, а «темнота» невежества ведет неучей к кабале.

Кроме того, разум позволяет человеку быть дееспособным, т.е. своими действиями

или бездействиями приобретать права и обязанности, нести юридическую ответственность.

Психологическая составляющая говорит о том, готов ли человек признать над со-

бой власть другого индивида, подчиниться ему и стать рабом или он будет защищать

свою свободу, даже если это связано с опасностью потерять жизнь.

Социальная форма свободы проявляется в родоплеменной организации общест-

венной жизни, не знающей публичного насилия исходящего от особой политической

власти. Как правило, авторитет вождей держится на искреннем уважении и традицион-

ном семейном почтении.

В недрах свободного общества постепенно формируется особое мифологическое

мировоззрение, в соответствии с которым люди считают себя прямыми потомками своих

богов. Они не стоят перед ними на коленях, не признают себя их рабами, бросают вызов

всему миру и борются с врагами, презирая покорность и слабость народов, попавших под

влияние духовной и физической силы чужеземцев1.

В противовес свободному существованию племен рождается государство – машина,

предназначенная для осуществления систематического насилия в отношении подчинен-

ных ему лиц. Государственный аппарат монополизирует право на легитимное насилие,

запрещая гражданам вершить правосудие, т.е. бороться со злом самостоятельно. Формаль-

но воля государства, выражающая интересы не всего общества, а экономически и полити-

чески господствующего класса, концентрируется в праве – системе общеобязательных

норм, санкционируемых и защищаемых государственной властью. Юридические нормы

вступают в конкуренцию с божественными предписаниями и обычными правилами пове-

дения свободных народов. По существу, право представляет лишь временный социальный

компромисс, оно изменяется, иногда само себя отрицает, превращая свои нормы в объект

торговых отношений. Провозглашение формального равенства людей только усугубляет

реальные социальные антагонизмы. Вследствие этого человеческому суду ничего не оста-

ется, как уповать на страх юридического наказания. Данные обстоятельства заставляют из-

1 См.: Щедрин О.Г. Правовой нигилизм как характеристика современного русского правосозна-

ния. – Ростов-н/Д, 2004. – С. 44.

Глава 2. Сущность государства

27

менить мировоззрение человека. Поэтому на смену родовых верований приходят космопо-

литические монотеистические религии, оправдывающие рабство и прославляющие терпе-

ние насилия. Так, христианство учит:

1. Нет власти ни от Бога, существующие же власти от Бога установлены.

2. Если ударили тебя по левой щеке – подставь правую.

3. Чем хуже тебе будет на земле – тем лучше на небе.

4. Паства церковная – рабы божьи, клир – пастухи овец.

Ислам (с араб. – покорность) также призывает признать себя рабами Аллаха.

Вышерассмотренная эволюция религиозного правосознания не случайна, ведь со-

временные мировые конфессии возникли сравнительно недавно: христианству – 2000 лет,

а исламу – около 14 столетий. Сформировались эти религии в условиях жесткого классо-

вого противостоянии между рабами и рабовладельцами. Так, христиане духовно оправ-

дывали рабское состояние римских рабов, обещая им за терпение – царство небесное, а

мусульмане воспитывали новых господ для покорения неверных.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникшее государство изменило внут-

реннюю природу человека, уничтожив его свободу с помощью особого аппарата прину-

ждения, права и идеологического (религиозного) воздействия. Причем многим народам

(например, славянским) пришлось перейти к государственному бытию из-за угрозы фи-

зического уничтожения со стороны хищных соседей: германцев, византийцев, хазар и т.д.

На современном этапе развития человечества отказ от государства в отдельно взятой

стране не целесообразен и даже губителен, т.к. другие государства не упустят возможно-

сти установить на ее территории свой суверенитет.

Наши рекомендации