Новое учение о государстве и его признаках

На протяжении тысячелетий одной из центральных задач юридической науки яв-

ляется постижение сущности государства.

В современном правовом учении выделяют три ключевых подхода к пониманию

такого сложного публично-политического феномена, как государство: 1) классический,

согласно которому государство есть совокупность народа, власти и территории; 2) юри-

дический,представляющий государство в качестве правовой организации и деятельно-

сти власти; 3) социологический,описывающий государство с точки зрения политиче-

ской организации общества, разделенного на классы или иные социальные группы1.

Иногда государство определяют в узком и широком смысле. В первом случае оно вы-

ступает в качестве политического аппарата управления людьми, а во втором – служит иде-

альной моделью публичного господства, структурными элементами которого являются за-

коны, политическая власть, население, территория, армия и правоохранительные органы2.

Для того чтобы разобраться в плюрализме теоретических доктрин, объясняющих

природу государства, следует выявить наиболее устойчивые признаки его бытия. Среди

них можно назвать: основные первичные (народ, особая публичная власть, территория, сувере-

нитет и духовное единство населения) и основные вторичные (монополия на легитимное насилие

и налогообложение, законотворчество, безопасность державы, сила государственного влияния)

признаки государства3.

Без народа нет и не может быть государства, ибо оно в первую очередь представляет

собой союз лиц, объединенных правом. Вне человеческого измерения исчезают категории

добра и справедливости, легального и преступного, политического и юридического.

По мнению И.А. Ильина, народ состоит из множества личностей, населяющих оп-

ределенную территорию и подчиняющихся единой правовой власти4.

Эта власть является государственной. Она принадлежит особому слою людей (бю-

рократам), которые непосредственно не производят материальных благ общества, но за-

нимаются вопросами их перераспределения. Государственные служащие всех степеней и

рангов составляют сословие профессиональных управленцев, консолидирующихся в ор-

ганах и учреждениях, обеспечивающих возможность систематического применения при-

нуждения. Такими органами являются полиция, армия, администрация, суд и др. Госу-

дарственная власть не принадлежит всем членам общества, она стоит над ними особня-

ком, контролирующим и направляющим его развитие с помощью силового механизма,

реализующего волю господствующего слоя, класса, группы лиц, монарха или другого

единоличного диктатора.

Государственная власть имеет территориальные пределы своего распространения.

Под территорией государства принято понимать часть земного шара (включающего

внутренние и территориальные морские воды на расстоянии до 12 морских миль от наи-

1 См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 32–33.

2 См.: там же.

3 См.: там же. С. 34–39.

4 См.: Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч.: в 10 т. – М., 1994. Т. 4. – С. 111.

Глава 2. Сущность государства

23

большей точки отлива), ограниченного вертикальными воздушными (атмосферными)

пределами на высоту до 100 км, а также недра до технически доступной глубины, земли

посольств, авиационные, космические и морские суда.

Вместе с тем не все государства придерживаются данного правила, выработанного

обычаями международного публичного права. Так, Бразилия заявляет, что ее суверени-

тет распространяется на 600 морских миль от собственного побережья.

Кроме того, на Земле существуют территории, не принадлежащие ни одной из

стран мира, – это Антарктида и Мировой океан. Ряд государств пытается поставить во-

прос об их разделе, например США.

Скорее всего, в середине XXI века ведущие космические державы (Соединенные

Штаты, Китай и др.) постараются установить свой суверенитет над лунной территорией,

ныне считающейся достоянием научного исследования всей человеческой цивилизации.

Понятие суверенитет принято толковать как свойство государственной власти

быть независимой ни от какой другой власти, как внутри государства, так и за его преде-

лами, т.е. обладать абсолютным правовым верховенством.

И.А. Ильин считает, что государство невозможно, если у его населения нет духов-

ного единства, всеобщего интереса, способствующего совместному труду и сосущество-

ванию на благо друг друга1. Поэтому отсутствие государственной идеологии скрепляю-

щей нацию в единый политический «кулак», всегда приводит страну к катастрофе рас-

пада или гражданской войне.

Государство считается единственным источником права на легитимное насилие.

Только оно может в рамках закона использовать силу оружия против своих граждан2.

Для содержания разветвленного административного аппарата государство поль-

зуется монополией на изъятие налогов и сборов.

Догосударственное общество не знало налогов с населения, которые становятся воз-

можными лишь в условиях частной собственности. В древневосточных державах, античных

государствах и средневековых королевствах налоги носили неразвитый и случайный ха-

рактер. Как правило, они уплачивались в натуральной форме. И лишь с XVI века безвоз-

мездные отчисления в казну приобрели преимущественно денежный характер.

В формальном плане государство материализуется в законодательстве (праве), в

котором выражается воля политически и экономически господствующего класса, соци-

альной группы или единоличного правителя. «Право служит государству, нуждающему-

ся в нем как в орудии политического властвования и осуществления определенных поли-

тических целей. Связь между правом и государством носит двусторонний характер, –

пишет И.А. Иванников, – они обуславливают друг друга и находятся в тесной взаимосвя-

зи и взаимодействии. Связь государства с правом неразрывна»3.

Государствам всегда приходится заботиться о собственной безопасности, которая

предполагает для него территориальную целостность, политико-правовую, социально-

экономическую, экологическую и культурную устойчивость4.

«Политико-правовая безопасность предполагает недопущение насильственного

изменения правового статуса государственной территории (оккупация, государственный

переворот и т.д.).

Территориальная целостность – это признак устойчивого суверенного государст-

ва, суверенной политической власти. Обеспечение территориальной целостности требу-

1 См.: Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. – С. 112.

2 См.: Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 645.

3 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 38.

4 См.: там же. С. 39.

Общая теория государства

24

ет в критических ситуациях мобилизации всех сил государства. Территориальная безо-

пасность обеспечивается государством через реализацию его внешних функций.

Социально-экономическая безопасность – это недопущение превращения терри-

тории страны в сырьевой и энергетический придаток других стран либо в рынок сбыта

низкосортной продукции. Огромным достижением политической элиты Советской Рос-

сии было то, что она могла создать в стране самодостаточную экономику. В настоящее

время экономической безопасности угрожает организованная преступность, контроли-

рующая многие рынки, банки, предприятия.

Экологическая безопасность территории государства – предотвращение загрязне-

ния окружающей среды (воды, воздуха).

Культурная безопасность государства предполагает недопущение навязывания

чуждых народу ценностей и образа жизни»1.

Эффективное функционирование государственной власти, направленное на

поддержание состояния безопасности, невозможно без обладания силой публичного

воздействия. Слабое государство не способно обеспечивать свой суверенитет. Как пра-

вило, оно существует лишь формально, а на практике его подменяют иные структуры,

чаще всего криминальные сообщества, правительства других государств, родоплемен-

ные союзы, кланы и т.п. Поэтому роковым заблуждением является утверждение о том,

что в полной мере права и свободы человека и гражданина могут быть реализованы в

государствах, не обладающих рычагами властного воздействия на общество. Реальная

свобода всегда рождается, развивается и репродуцируется силой, устраняющей нега-

тивные воздействия рабского закабаления людей посредством преступной, экономиче-

ской, военной или иной деятельности.

Наряду с основными первичными и вторичными признаками государства, в

юриспруденции выделяют неосновные (факультативные) признаки государства: го-

Наши рекомендации