Политическая социализация и политическое поведение личности
Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними”
Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является
такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты, называется социализацией личности.
Подчеркнем, однако, что отношение личности и среды ее жизнедеятельности принимают форму прямых и обратных связей. Этот процесс осуществляется с помощью определенных механизмов влияния как на социальные качества индивида со стороны общества, так и наоборот. В первом случае речь идет о механизме социализации индивида, во втором -о механизме изменения социальной системы.
Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. Под политической ролью понимается политическая функция, нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.
Процесс политической социализации имеет сложный характер, в нем можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Первая сторона связана с тем, что на личность всегда воздействует множество объективно существующих социальных факторов и само это влияние носит непреднамеренный характер. В качестве таковых факторов выступает вся совокупность существующих социально-экономических, политических и духовных отношений. Субъективная сторона политической социализации связана с сознательной, целенаправленной деятельностью общества по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества.
В процессе политической социализации личности можно выделить несколько этапов.
Первый этап совпадает с детским, отроческим и ранним юношеским периодами в жизни индивида, когда он в семье, группе ровесников, школе, юношеских организациях формирует свои первоначальные политические взгляды.
Второй этап политической социализации индивида связан с периодом его интенсивного обучения в различных учебных заведениях - от старших классов общеобразовательной школы до высшего учебного заведения. В это время формируется информационная сторона мировоззрения личности;
Третий этап связан с активной социальной деятельностью индивида, когда он включается в работу государственных институтов и общественно-политических организаций, в подготовку и проведение всевозможных политических акций. В этот период происходит внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению, вытекающих из него обязанностей. Общим результатом данного этапа политической социализации индивида является превращение его в гражданина.
Наконец, четвертый этап политической социализации -вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
41.Политические конфликты и кризисы. Словоконфликт происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает столкновение. Термин конфликт определяется как столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, как серьезное разногласие, чреватое осложнением отношений и борьбой. Конфликт выражается в столкновении различных социальных субъектов- народов, наций, государств, классов, социальных групп, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов и целей. Причины конфликтовсвязаны с распределением недостающих социальных ценностей, главными из которых выступают материальные блага, власть и социальный престиж.
Функции конфликта: стимулирование динамики общественных процессов; состоит в объединении, интеграции, сплочении социальных общностей.
Конфликт возник из противоречий, которые существуют объективно в обществе. Если долгое время эти противоречия замалчиваются, то они перерастают в конфликт. Конфликт способствует развитию общества. Бесконфликтного общества нет и не будет. Все конфликты делятся на насильственные и ненасильственные; двусторонние и многосторонние; острые и хронические; конструктивные и деструктивные.
Оценка политических конфликтов не может быть абсолютно положительной или отрицательной. С одной стороны конфликт чреват экономическими, моральными, людскими потерями, с другой стороны позволяет выявить любые точки жизни общества, в результате несет определенную энергию обновления общества.
Пути урегулирования конфликтов: отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов; применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам; осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению; консенсус.В основе конфликтов находятся определенные объективные и субъективные факторы. К числу первых относится дефицит ценностей и благ, к которым устремляются различные группы общества. Это обстоятельство закономерно привело к возникновению такого общественного института, как государство. Субъективные же предпосылкой конфликтов выступает осознание социальными субъектами несовместимости своих целей.
Состояние отношений между двумя или большим числом социальных субъектов, при котором открытое столкновение между ними не только возможно, но и становится практически неизбежным, называется конфликтной ситуацией. При ее наличии начало конфликта инициируется, некоторым дополнительным обстоятельством, которое в обычных условиях не вызывает решительных действий. Это обстоятельство становится поводом к открытому столкновению.
Политический кризис определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. В таком случае распускается парламент и выбирается новый. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход – качественное обновление или принятие новой конституции. Внешнеполитический или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок стран, то он может перерасти в войну. Социально-политический илиобщенациональный кризис есть лишь поворотный момент в развитии социально-политического процесса, необязательно ведущий к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход – частные перестановки внутри правящей группы и корректировка политического курса не нарушающего соотношения между социально-политическими силами.