Идея справедливости Августина
Входе своих рассуждений Августин пытается найти критерий, отличающий государство от банды разбойников. Инаходит его, говоря, что государство, в котором не соблюдается справедливость, представляет собой большую банду разбойников. Эту мысль Августин подкрепляет анекдотом из жизни Александра Македонского: однажды к нему привели пирата для суда и наказания. “Почему ты грабишь корабли на море?”,- спрашивает Александр. - “По той же причине, по которой ты разоряешь землю”,- отвечает пират, - “Разница только в том, что я с моим маленьким суденышком- всего лишь разбойник, а ты со своим огромным флотом- император.
Форма государства
Кформе государства Августин проявляет некоторое безразличие. Онповторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь- тиран, несправедливый народ- тоже тиран, несправедливая аристократия- власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.
Обращаясь к народу, почему он должен выносить государство, Августин говорил: “Для христианина земная жизнь с ее социальной несправедливостью не должна иметь абсолютной ценности. Временные страдания служат упражнением в терпимости и оправданы жизнью человеческой души в вечности”.
Отношения церкви к государству, духовной власти к светской- главная проблема, занимавшая Августина. Как бы высоко они не ценили значения “града божьего” и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви.
Поего мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть- высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Поего мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Ноникаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей,т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении- именно разделение двух властей.
Вывод: сАвгустина Блаженного началась традиция различия светской и духовной власти. Всредние века это соотношение будет реализовано в теории “Двух мечей” и будет использоваться в разрешении соперничества папы Римского и императоров.
Еще более гибкую позицию по отношению к государству занимал Фома
Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал егоположительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей онопределял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.
Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечногоправа человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира ипредотвращения зла. Он исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям иестественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежитсоблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана,хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы.