Партия считает, что идея справедливости способна пробудить самосознание и достоинство миллионов, стать реальной политической и экономической силой, объединить людей в выборе будущего нашей Родины.

Партия считает, что идея справедливости способна пробудить самосознание и достоинство миллионов, стать реальной политической и экономической силой, объединить людей в выборе будущего нашей Родины.

Мы будем отстаивать социальную справедливость, бороться за нее в каждом регионе, в каждом городе и селе.

Свобода расширяет возможности самоопределения человека, его право отстаивать свою гражданскую позицию. Это не только цель общественного развития, но и средство построения подлинно гражданского общества.

Формальная демократия 1990-х серьезно травмировала общественное сознание. Демократическая риторика прикрыла собой беспрецедентное по своим масштабам разграбление государственной собственности. Поэтому базовые демократические ценности и институты не могли получить должного развития. Вне социальной справедливости свобода и демократия остаются не более чем общим лозунгом.

Свобода без справедливости — это всегда свобода для немногих.

Быть свободным — это быть уверенным в социальной безопасности.

Свобода означает уважение к жизненным планам людей. Если человек на выбранном жизненном пути постоянно сталкивается с непреодолимыми препятствиями, то нельзя говорить о торжестве свободы и демократии. Только там, где реализованы социальные права человека, он получит возможность в полной мере воспользоваться своими политическими правами.

Свобода человека неотделима от его личной ответственности за то, что происходит вокруг. Свобода, игнорирующая права других людей, вырождается в произвол.

Свобода может быть реализована только в правовом государстве, при четко отлаженной системе правосудия, беспристрастно применяемой ко всем гражданам. Только реальные правовые гарантии могут обеспечить надежную защиту жизни человека от насилия и унижений, опасностей и оскорблений, обмана и произвола власти, гарантировать свободу совести, слова и политического выбора.

Мы считаем свободу и справедливость мерой развития и обновления страны, критерием благополучия общественной и политической жизни.

Солидарность — это важнейшая национальная традиция российского общества, необходимое условие его существования и развития. Найти свое место в глобальном мире мы можем только сообща. Несолидарное и безответственное общество не имеет перспектив.

В 1990-е годы новоявленная олигархия в союзе с корыстными чиновниками практически приватизировали государство. Поэтому российское общество остается до сих пор фрагментарным и расколотым. Люди утратили ощущение общей цели, исторической общности и личной сопричастности к судьбе страны.

Культурная традиция взаимопомощи и солидарности, этика коллективных действий существуют в России испокон веков. В тяжелые времена своей истории российское общество всегда находило пути к общему согласию. И сегодня опора на наши традиции, если они будут подкреплены эффективной социальной политикой, поможет обрести нам единство и новые перспективы.

Главная угроза целостности России — не в происках врагов, а в растущем социальном неравенстве и, как следствие, в отсутствии социальной солидарности.

Солидарность в обществе возникает только на основе его движения к социальной справедливости.

Мы предлагаем политику экономического и социального обновления, которая не вызывает у человека страха оказаться забытым и никому не нужным в своей стране.Мы считаем, что самые эффективные государственные инвестиции — это вложения в человеческий потенциал.

Мы призываем всех, кто ощущает себя гражданином России, всех, кому дорого будущее Родины, к политической консолидации.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мы видим будущее российского общества в ответственности государства за благополучие своих граждан и в ответственности граждан за эффективность своего государства.

Человек — не слуга государства, как считают многие чиновники, и не элемент производственных издержек, как считают работодатели. Государство существует для людей с их правами, а не наоборот. Частные интересы не могут быть выше социальной ответственности.

Мы за рыночное хозяйство, но не рыночное общество. Вторжение рыночных отношений в области, далекие от экономики, разрушает мораль и нравственность, делает борьбу с общественными пороками заведомо безуспешной.

Служение государству — это в первую очередь служение людям.Мы видим свою задачу в том, чтобы не дать в процессе государственного строительства затеряться человеку с его проблемами и нуждами.

Россия должна стать дружественным по отношению к собственному народу государством, которое поддерживает своих граждан в самоопределении, защищает от бедности и произвола без унижающей опеки и мелочного контроля.

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Авторитет любого современного государства определяется тем, как обеспечена социальная безопасность человека и его семьи.

Современная социальная политика должна признавать за каждым членом общества право на такой уровень жизни (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Сегодня, несмотря на экономический рост и политическую стабильность, очень много людей испытывают неуверенность в завтрашнем дне. Мир труда нестабилен, трудовые отношения ненадежны. Социальная неустроенность является главной причиной того, что человеческие ресурсы нашего общества катастрофически истощаются, причем не только количественно, но и качественно.

Социальная безопасность — это не патернализм, не подачка со стороны государства. Это прежде всего бережное отношение к главному богатству страны — к человеку.

Социальные права человека должны быть воплощены в жизненном стандарте: гарантированная минимальная заработная плата и пенсия не ниже законодательно утвержденного социального стандарта, бесплатная медицина для всех, бесплатное образование для всех, право на получение социального жилья, нормированная плата за коммунальные услуги.

Реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина — это необходимое условие не только политической стабильности общества, но и успешного его развития по пути гуманизма, демократии и прогресса.

Свобода и справедливость, солидарность и ответственность — это наши главные ценности. Мы никогда не поступимся ими! Именно эти ценности положены в основу нашей программы практических действий.

ЧЕЛОВЕК

Высшая цель политики партии — жизнь человека. В защите человека,
в сбережении населения страны мы видим свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями граждан России.

Имущественное и социальное расслоение в российском обществе достигло колоссальных размеров. Более 20 миллионов человек живут за чертой бедно-сти. Соотношение зарплат 10% самых высокооплачиваемых работников к 10% самых низкооплачиваемых достигает 25 раз, а доходы 10% самых богатых жителей страны превышают доходы самых бедных в 40–45 раз. На долю 15% обогатившихся в ходе реформ 1990-х годов приходится порядка 85% всех сбережений, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности.

В системе социального страхования, в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве царит несправедливость: при решении жилищного вопроса, безработице, болезнях, старости начинается хождение по мукам.

Мы уверены — у Российского государства есть все, чтобы обеспечить благополучие своих граждан, улучшить их жизнь и придать их деятельности творческий, созидательный смысл.

Для этого потребуется создать новую систему государственных и общественных институтов, решающих проблемы человека на основе принципов справедливости, а также законодательно установить источники социальных гарантий и финансовые инструменты доведения их до человека.

СЕМЬЯ

СОЛИДАРНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Социальная солидарность начинается с уважения к прошлому и ответственности перед будущим. Отношение к старшему и молодому поколениям — показатель зрелости общества. Государство, забывшее о своих стариках и молодежи, никогда не будет ни свободным, ни благополучным.

Мы будем стремиться к справедливому распределению доходов и расходов общества между поколениями, чтобы молодежь могла рассчитывать на помощь в начале жизненного пути, а пожилые люди имели обеспеченную старость.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С начала 1990-х годов пенсия фактически является более чем скромным социальным пособием по старости и стала главным источником бедности в стране. Больше половины пенсионеров получают пенсию на уровне ниже прожиточного минимума.

Нынешнее пенсионное законодательство несправедливо. Выходя на пенсию, наши граждане получают 23% от своего прежнего заработка, в то время как в европейских странах — 60%. Российские пенсионеры считают каждую копейку, а молодежь теряет веру в смысл и ценность честного труда.

Пенсия — не социальная подачка! Это не пособие по старости, а законная отложенная заработная плата за прошлый труд. Ее размер должен обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Во всех случаяхразмер трудовой пенсии с доплатами не может быть ниже установленного законом социального стандарта.

Люди старшего поколения заслужили глубокое уважение и достаток в старости. Достойная пенсия является одним из важнейших стимулов к добросовестному труду!

Наша цель — увеличить расходы государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5 до 10% ВВП. Средняя трудовая пенсия должна составлять не менее 65% от прежнего заработка.

Одним из источников повышения пенсий должно стать взыскание средств, недополученных от приватизации государственной собственности. Необходимо ввести единовременный компенсационный налог, исчисляемый как фиксированный процент от разницы между ценой покупки приватизированной собственности и ее нынешней рыночной ценой.

Партия коренным образом изменит существующую пенсионную систему и примет новый Пенсионный кодекс.

Партия предлагает:

- Регулярно индексировать размер пенсии пропорционально росту средней заработной платы в стране, выплачивать повышенную пенсию начиная с 70 лет.

- Повысить ограничительный коэффициентс 1,2 до 2 — для всех категорий пенсионеров и до 2,8 — для работавших во вредных условиях производства.

- Ввести право на получение двух пенсий для: 1) участников последнего военного призыва, 2) детей-сирот войны, 3) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, 4) жертв политических репрессий, 5) Героев Социалистического Труда.

- Восстановить право тружеников тылана получение государственной пенсии, социальную поддержку и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Восстановить для них льготный период исчисления стажа: работа в тылу во время ВОВ — 1 год за 2.

- Для работавших в районах Крайнего Севераповысить ограничительный коэффициент до 2,8; восстановить льготный период исчисления стажа — 1 год за 2.

- Восстановить льготный период исчисления стажа для участников боевых действий— 1 год за 3.

- Восстановить «нестраховые» периоды стажа, которые учитывались до пенсионной реформы 2001 года: время учебы в вузе и техникуме, ухода за ребенком, периоды проживания жен военнослужащих в удаленных гарнизонах и т.д.

- Увеличить доплату к пенсииза каждый отработанный год сверх пенсионного возраста с 1 до 5%.

- Возвратить гражданам 1953–1966 годов рождения взносы, уплаченные на накопительную часть пенсии в период с 2002 по 2004 год.

- Создатьсеть высокотехнологичных геронтологических центров. Специалисты-геронтологи должны осуществлять прием граждан во всех государственных поликлиниках.

- Обеспечить бесплатный проездв городском транспорте для всех пенсионеров.

- Восстановить право на бесплатный междугородний проезд по РФ один раз в год туда и обратно для участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и граждан, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда».

- Отменить особый порядок пенсионного обеспечения чиновников. Пенсионное законодательство и расчет пенсий должны быть едины для всех трудящихся, включая госслужащих.

- Привести действующие межправительственные соглашения в области пенсионного обеспечения, заключенные с государствами-республиками бывшего СССР, в соответствие с положениями пенсионного законодательства Российской Федерации.

- Ввести дополнительную надбавку к пенсииза ответственное родительство и успешное воспитание троих и более детей.

Значительное количество наших пожилых людей может вести активный образ жизни. И в зрелом возрасте люди хотят быть хозяевами своей судьбы. Более того, борясь за свои законные и справедливые права, они вносят неоценимый вклад в становление гражданского общества в стране.

Партия будет стремиться к тому, чтобы пожилые люди активно участвовали в профессиональной и общественной жизни, а также содействовать развитию инфраструктуры городов и поселков, удовлетворяющей потребности людей всех возрастов.

Мы осуществим программы развития центров независимой жизни, досуговых, образовательных и реабилитационных центров, оказания социальной помощи в жилых районах, другие программы, облегчающие повседневную жизнь пожилых людей.

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Молодежь — это наш главный инновационный потенциал.

Быть молодым сегодня непросто. Платное образование, сложности с трудоустройством, отсутствие собственного жилья — с этими проблемами сталкивается абсолютное большинство молодых россиян. Брошенная на произвол судьбы молодежь стала группой социального риска. Невозможность реализовать себя, найти свое место в жизни привела к росту насилия, преступности, алкоголизма и наркомании в молодежной среде. Из-за отсутствия у нашего общества внятных целей развития молодежь превратилась в социально незащищенную группу населения. Главное, что сегодня волнует молодых, — это неясность и непредсказуемость жизненных перспектив.

Мы не имеем права отправлять в будущее наших детей с плохим образованием, со слабым здоровьем, с желанием жить одним днем, в состоянии равнодушия и апатии к тому, что происходит в стране. Нужно помочь молодежи максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Наша цель — предоставить всем молодым людям равные стартовые возможности вхождения в профессиональную и общественную жизнь.

Социальное государство обязано помочь молодежи встать на ноги, и никакие рыночные преобразования не могут снять с него эту обязанность. В работе с молодежью химеры «самоокупаемости» и «рентабельности» должны быть забыты. Необходима последовательная государственная молодежная политика. Целесообразно принять федеральный закон «О государственной молодежной политике»и прописать в нем все обязанности государства по отношению к молодежи, определить основные стандарты помощи молодым семьям, студентам, учащимся.

Партия считает необходимым:

- Предоставить молодым семьям беспроцентный кредит на покупку квартиры. При рождении первого ребенка списывается 25% кредита, второго — 50%, третьего — кредит погашается.

- Увеличить масштабы строительства социального жильядля молодых семей.

- Поднять размер стипендийдо уровня социального стандарта потребления.

- Выдавать молодым людям беспроцентный кредит на получение платного высшего профессионального образованияс обязательством в дальнейшем отработать по специальности.

- Законодательно обеспечить квотирование первого рабочего местадля выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

- Устанавливать вузам госзаказ на специалистов для государственных предприятий.

- Остановить «утечку умов», создать условия для привлечения и закрепления в научно-техническом комплексе страны талантливой молодежи. Принять государственную программу обеспечения социальным жильем аспирантов и молодых специалистов.

- Развивать историко-культурные, этнокультурные, военно-патриотические, краеведческие обществаи организации для детей и молодежи, молодежный культурный, спортивный и экологический туризм. Ввести в музеях раз в месяц бесплатный деньдля школьников и студентов.

- Обеспечить бесплатный доступ к Интернетуучащимся в школах, средних и высших учебных заведениях.

- Ввести обязательный медицинский осмотр (обследование) учащихся в школах и вузах, в том числе тестирование на употребление наркотических и психотропных веществ.

Партия будет вести постоянный диалог с молодежью, поощрять и развивать любые формы ее самоорганизации, поддерживать конструктивную, направленную на развитие политической и гражданской культуры общества деятельность молодежных организаций, объединений и союзов, молодежных парламентов при законодательных собраниях.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Культурный и духовный опыт нации, огромные природные богатства России создают уникальные возможности для здорового образа жизни населения. Необходимо сформировать заинтересованность людей в сохранении здоровья как основы материального и духовного благополучия, жизненного успеха.

Последние десятилетия и государственная власть, и общество практически не уделяли внимания проблемам формирования здорового образа жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни российских мужчин не достигает пенсионного возраста. Наблюдается сверхвысокая смертность от таких причин, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, самоубийства. На низком уровне остается физическая и спортивная подготовка молодежи. Из-за высокой стоимости физкультурно-оздоровительных услуг большинство спортивных сооружений недоступно. Средства массовой информации практически отказались от положительной социальной рекламы здорового образа жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование мы рассматриваем как фундаментальную основу безопасности государства и личности в современном информационном мире. Только получив качественное образование, каждый гражданин страны может самостоятельно строить жизнь и принимать ответственность за себя самого, за общество и государство.

В настоящее время особую озабоченность вызывает отсутствие равных стартовых возможностей и равного доступа российских граждан к образовательным ресурсам общества. Практически отсутствует система социальной поддержки студентов из малообеспеченных и проблемных семей.

Решение проблем в сфере образования признано одной из приоритетных государственных задач. Однако бессистемные попытки модернизировать содержание процесса общего образования за счет включения в программу обучения новых предметов, увеличения числа учебных часов привели к перегрузке учащихся, ухудшению их здоровья.

В то же время крайне медленно осознается огромная важность формирования современной правовой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся, универсальных способов освоения знаний (науки учиться). Серьезной проблемой стала слабая социализация личности выпускников школ, их неумение адаптироваться к жизни в современном обществе.

Образование не может и не должно сводиться только к подготовке молодежи для рынка труда. Задача школы — готовить молодежь для жизни в обществе, передавать ей социальный опыт, духовное и культурное наследие предыдущих поколений, воспитывать молодых граждан России.

Развитие системы платных школ, лицеев и вузов не может происходить за счет неудовлетворенного спроса на бесплатное государственное образование или за счет снижения его качества.

Партия видит свою задачу в том, чтобы, восстановив традиции отечественного образования, сделать Россию лидером в формировании современных образовательных стандартов.

Основополагающим принципом образовательной реформы мы считаем общедоступность и качественность образования.

Инвестиции в образование — это инвестиции в человеческий капитал, причем самые эффективные. Мы не допустим никакой «выбраковки» молодежи, поможем раскрыть таланты и способности каждого молодого человека, создадим реальные стимулы к получению знаний.

Партия считает необходимым:

- Законодательно закрепить за работниками системы образования статус госслужащихс соответствующим повышением оплаты труда и социальными гарантиями.

- Обеспечить вузы новейшим оборудованием, поддерживать вузовские издательские центры.

- Поднять размер стипендийдо уровня социального стандарта потребления.

- Увеличить количество бюджетных мест в вузах.

- Разработать юридические и финансовые инструменты для отладки всей системы отношений «вуз — работодатель — студент»:повысить финансовую мотивацию бизнеса по учреждению стипендий, гарантированию кредитов на образование.

- Узаконить участие работодателейв вузовских попечительских советах, аккредитационных и аттестационных комиссиях.

- Возродить систему профтехобразования на новой информационно-технологической основе.

- Обеспечить доступность для семьи с любым доходом учреждений детского дополнительного образования(музыкальных, танцевальных и художественных школ) и спортивных школ.

- Содействовать распространению здоровьесберегающих технологий в системе образования.

- Принять государственную программу обеспечения социальным жильеммолодых специалистов, учителей, научно-педагогических работников.

Необходимо ввести систему госзаказа вузам по подготовке и направлению специалистов на предприятия, определяющие обороноспособность страны, национальную безопасность и экономическую независимость.

Важнейшей формой государственной социальной гарантии мы считаем доступ к образованию на протяжении всей жизни. Нужно последовательно внедрять модели непрерывного образования и электронного дистанционного образования, сделав его доступным для жителей отдаленных районов страны, солдат срочной службы и всех социально незащищенных групп населения.

Воспитать конкурентоспособных специалистов можно лишь в едином научно-образовательном комплексе, при постоянном обновлении научных знаний. Поэтому необходимо последовательно добиватьсяинтеграции высшего образования с академической наукой.

ЖИЛЬЕ

Государственная жилищная политика, обеспечение каждого человека качественным жильем, гарантирует социальную безопасность людей, существенно влияет на повышение рождаемости и укрепление семьи.

Жилищная проблема в России по-прежнему решается слишком медленно. Квартирный вопрос остается актуальным для большей части граждан страны.

Сегодня 14 миллионов российских семей живут в неблагоустроенных домах без горячего водоснабжения и канализации. Почти 4,5 миллиона семей стоят в очереди на получение жилья. Подавляющая часть очередников — малообеспеченные семьи. Более 30 миллионов человек нуждаются в улучшении жилищных условий. Потребность в новом жилье достигает 1,5 миллиарда квадратных метров.

Постоянный рост цен на жилье еще больше снижает его доступность. При нынешних механизмах решения жилищной проблемы 70% граждан никогда не смогут приобрести квартиру ни по льготной цене, ни по ипотеке.

Мы считаем, что социальное государство ответственно за сохранение и приумножение жилого фонда, развитие инженерной и социальной инфраструктуры в местах предполагаемой жилой застройки.

Наша цель — реализовать конституционное право граждан страны на жилище. Сделать его доступным для малообеспеченных многодетных семей, работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов. Переселить граждан из аварийных и ветхих жилых домов.

Мы считаем, что должна быть усилена социальная составляющая в жилищном законодательстве. Особенно важно создать правовые, экономические и организационные условия для массового строительства социального жилья, осуществить крупномасштабные государственные инвестиции в строительство объектов инфраструктурыв местах потенциальной жилищной застройки.

С этой целью мы предлагаем создать государственную строительную корпорацию, которая бы привлекала по субподряду строительные компании с фиксированной ценой за квадратный метр.

Партия считает необходимым:

- Разработать и осуществить программу массового строительства социального жилья «Справедливый дом».

- Создать условия для государственно-частного партнерствав строительстве социального жилья, дотировать строительство и эксплуатацию социального жилья, чтобы оно было действительно доступным для малообеспеченных слоев населения.

- Создать строительные сберегательные кассы, в которых можно будет накопить 25–30% стоимости жилья, а другие 75–70% получить в виде долгосрочного кредита под низкий процент (5% годовых).

- Ввести адресные бюджетные субсидии, компенсирующие размер «стартового капитала» на приобретение жилья работникам бюджетной сферы, молодым семьям, военнослужащим.

- Защитить права дольщиков строительства жилья, ужесточить государственный и общественный контроль для предупреждения махинаций на рынке жилья. Решить проблему получения жилья для всех обманутых дольщиков.

- Оказать государственную поддержку развитию системы жилищно-строительных кооперативов.

- Возвратить общежития в муниципальную и государственную собственность, не допускать выселения из общежитий людей, получивших это жилье во время работы на государственных предприятиях.

- Установить налоговые льготы на ту часть индивидуальных доходов, которая направлена на приобретение и ремонт жилья.

- Ввести государственные нормативы, ограничивающие плотность застройки в городах. Исключить принудительный снос жилья с целью коммерческой «точечной» застройки жилых микрорайонов.

- При переходе частных земельных участков в муниципальную или государственную собственность компенсировать их стоимость бывшим владельцам по рыночной цене.

Необходимо создавать условия для индивидуальной малоэтажной застройкина недорогой земле с инженерной и транспортной инфраструктурой, внедрить новые строительные технологии, в том числе деревянно-панельное, блочное строительство малоэтажного жилья.

Права добросовестных приобретателей земли и жилья должны быть защищены.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА

Ситуация в жилищно-коммунальной сфере затрагивает повседневные интересы всех семей и граждан России. Государство обязано развивать коммунальную инфраструктуру городов и поселков, создавать для граждан цивилизованные, комфортные условия жизни.

ЖКХ все еще остается сверхцентрализованной и сверхмонополизированной отраслью и вызывает в обществе в основном отрицательное отношение. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса постоянно растут, а качество не соответствует их стоимости. Возможности людей по оплате коммунальных услуг практически исчерпаны.

Острейшей проблемой является износ жилого фонда.

Особую тревогу вызывают крупные аварии газового оборудования и энергосетей — следствие повсеместной изношенности инженерных коммуникаций.

Основная задача сегодня — это переход от режима ресурсоемкого роста к инновационному типу развития. Россия должна реализовать свои конкурентные преимущества и стать одним из полюсов глобальной экономики, приобрести достойный геополитический вес в мире будущего.

В своей экономической политике партия опирается на следующие принципы:

- Подчинение стратегии экономического развития социальным приоритетам.

Мы считаем необходимым производить оценку деятельности правительства на основе таких социальных критериев, как уровень потребления населением материальных благ, безопасность жизни, качество и доступность образования и медицинского обслуживания, благоприятные условия труда, здоровая окружающая среда, достойные жилищно-коммунальные условия, культура, спорт.

- Снижение имущественной дифференциации общества.

Ситуация, при которой разрыв между богатыми и бедными слоями населения продолжает увеличиваться, а доступ к достижениям прогресса ограничен для большинства граждан страны, серьезно угрожает устойчивости государства, социальному миру и территориальной целостности страны. Снять эти угрозы возможно лишь путем радикального изменения принципов распределения создаваемого национального богатства в пользу малообеспеченных групп населения посредством реформирования налоговой системы и создания надежного механизма социального партнерства на рынке труда.

- Восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития страны.

Бездействие, самоустранение и безответственность власти в экономической сфере уже достаточно показали свою пагубную бесперспективность, причем не в меньшей степени, чем косность административно-командного управления.

В период становления рыночных отношений и серьезных структурных преобразований экономическая роль государства должна не сокращаться, а возрастать. Частные инвесторы пока не имеют достаточных рыночных мотивов вкладывать деньги в стратегические, долго окупаемые отрасли. Производственная структура страны в 1990-х годах проходила «рыночную селекцию», но не стала от этого ни более рыночной, ни более эффективной.

- Оптимальное соотношение государственной, муниципальной, частной и коллективной форм собственности. Обеспечение государственного и общественного контроля над естественными монополиями.

Мы не приемлем ни догматической интерпретации института частной собственности, ни славословия в адрес всеохватывающей национализации. Новый социализм — это политическое регулирование права собственности, установление государственного контроля над тем, как она функционирует, и над распределением доходов от нее.

Мы считаем, что «эффективность собственника» должна определяться с учетом социальных результатов его деятельности. Руководствуясь этим критерием, государство обязано вернуть себе часть утерянного имущества естественных и технических монополий, а также активы в оборонно-промышленном комплексе с компенсацией фактических затрат на приобретение этого имущества нынешнему собственнику.

- Приоритет инновационных отраслей.

- Развитие инфраструктуры рынка, повышение мобильности финансовых ресурсов, ресурсов труда и капитала.

- Создание и поддержание равновесия между степенью открытости эконо­мики и интересами отечественных производителей в условиях формирования новой архитектуры мировой экономики.

- Сохранение целостности экономического пространства, более полный учет региональных аспектов развития.

- Повышение технологической, экологической и продовольственной безопасности страны.

- Развитие производственной демократии. Стимулирование экономической активности населения, среднего и малого предпринимательства.

- Государственная поддержка отечественного бизнеса при выходе на международные рынки и покупке иностранных активов.

Следование этим принципам обеспечит движение страны к информационному обществу на основе социалистического выбора.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Экспортно-сырьевая ориентация российской экономики сохраняется. Зависимость экономического роста от сырьевых факторов нарушает все нормы безопасности: за их счет формируется более половины ВВП страны.

Россия должна восстановить свои позиции на традиционных рынках (машиностроения, судостроения, авиатехники, химического производства) и завоевать рынки высоких технологий (таких как связь, микроэлектроника, IT, биотехнологии и т.д.).

Отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости в готовой продукции требуют огромных капитальных вложений, которые не по силам одному лишь частному сектору.

Мы считаем, что проведение структурной политики требует мобилизации крупных государственных финансовых ресурсов и грамотного их размещения в инновационные технологии. Одновременно мы выступаем против хаотичных бюджетных вложений, не подчиненных общим структурным задачам.

На данном этапе структурной перестройки экономики государство должно инвестировать средства:

- в производственную и социальную инфраструктуру;

- в фундаментальную и, частично, прикладную науку;

- в базовые и оборонные отрасли;

- в те инновационные отрасли, которые обеспечивают воспроизводство технологического и кадрового потенциала страны.

Главным инструментом структурной политики мы считаем Бюджет развития — механизм объединения ресурсов государственной поддержки с ресурсами частного сектора, позволяющий эффективно сопрягать долгосрочные цели развития страны и краткосрочные приоритеты экономической политики.

Осуществляя глубокие структурные преобразования, надо поддерживать интенсивное развитие сырьевых отраслей. Россия — энергетическая сверхдержава, и такой она должна остаться! Это наше неоспоримое конкурентное преимущество, источник финансовых ресурсов.

МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

Существующие денежные институты не соответствуют современным задачам российской экономики. Тарифы продолжают расти сверх прогнозируемого инфляционного уровня и провоцируют рост цен на все виды товаров и услуг. Декларируя борьбу с инфляцией и размещая средства Стабилизационного фонда (с 2008 года — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) в ценных бумагах западных стран под низкие процентные ставки, правительство фактически вычитает эти средства из экономического потенциала собственной страны. Отечественные корпорации вынуждены занимать деньги у зарубежных банков под высокие проценты, что приводит к росту совокупного внешнего долга России.

Мы выдвигаем следующие основные задачи:

- Связать денежную эмиссию с целями и задачами экономического развития. Денежная политика Банка России должна быть скоординирована как с обычными для антиинфляционной политики денежными ограничениями, так и с задачами структурной реформы. Мы не считаем борьбу с инфляцией борьбой за развитие.

- Банку России следует перейти к политике гибкого денежного предложения, регулируемого ставкой рефинансирования. При этом основным каналом денежного предложения должно стать рефинансирование коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий, государственных корпораций и институтов развития.

- Реализовать программу репатриации капиталов, прекратить отток капиталов из <

Наши рекомендации