Факторы, обусловливающие реальный характер демократии

Несмотря на сложность и противоречивость демократии как явления и соответствующее к ней со стороны носителей различных, социальных интересов весьма неоднозначное отношение, демократия в любом об-

1 Цит. по: Тимошина Е.В. Записки по законоведению К.П. Победоносцева // Правоведение. 1997. № 1. С. 70.

2 Там же. С. 76.

ществе и государстве имеет свою, определенную ценность. Последняя в значительной мере возрастает особенно в тех общественных и государственно-правовых системах, где складываются традиции участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, где демократические идеи и принципы не только провозглашаются или конституционно закрепляются, но и где они хотя бы частично реализуются.

Социальная ценность демократии при этом проявляется в нескольких направлениях. А именно, во-первых, в том, что в условиях реально сложившихся в обществе демократических отношений гарантируется полное осуществление на практике прав и свобод граждан.Ведь, как справедливо отмечал еще Маркс, "на бумаге можно легко прокламировать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд и прежде всего на известный минимум средств существования. Но тем, что все эти великодушные желания написаны на бумаге, сделано еще не все; остается еще задача оплодотворения этих либеральных идей материальными и разумными социальными учреждениями"1.

Во-вторых, в том, что, охватывая собой значительную часть общественных отношений, институтов и учреждений и вовлекая в общественно-политическую жизнь страны значительные слои населения, демократия способствует тем самым расширению социальной базы политической системы общества и других общественно-политических институтов, возрастанию их социальной устойчивости, стабилизации всей государственной и общественной жизни.

В-третьих, социальная значимость демократии проявляется в том, что она способствует не только социальной стабилизации политической системы общества и ее отдельных элементов, но и содействует их дальнейшему совершенствованию, организационному и социально-политическому развитию. В связи с этим небезынтересно вспомнить апологетические слова В.И. Ленина в адрес социализма, написанные в 1917 г. в работе "Государство и революция", о том, что "как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле толь-кос социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни"2.

С социализмом у Ленина, так же как и у других основателей и сторонников этой теории, связывалось возникновение и развитие настоящей, "подлинной" демократии.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 687-688. '

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 99-100.

В-четвертых, социальная ценность и значимость демократии проявляется также в том, что, распространяясь на все сферы общественно-политической жизни и наполняя демократическим содержанием деятельность основных государственных и общественных институтов, она создает условия для непрерывного развития личности, роста общественного сознания; для повышения общественно-политической активности масс; для выявления и мобилизации на благо всего общества их потенциальных -» организаторских, интеллектуальных и иных способностей; для активного участия широких слоев общества в управлении государством, в решении наиболее важных государственных и общественных дел. Демократический порядок организации государственной и общественной жизни в стране способствует также самым непосредственным образом повышению социальной эффективности всей общественно-политической системы; ускоренному накоплению обществом материальных, культурных и иных ценностей; укреплению законности и конституционности.

Наконец, в-пятых, социальная роль и значимость демократии проявляется в том, что она выступает как единственно возможный путь выявления воли народных масс, как лучший способ выдвижения на руководящие государственные посты, а также в руководящие органы партийных, общественных и самодеятельных организаций наиболее достойных по своим морально-политическим и деловым качествам представителей народа.

Демократия в государственной и общественной жизни со всеми своими атрибутами и принципами выборности, сменяемости и подотчетности руководящих кадров в значительной мере способствует не только приходу к рьиагам власти наиболее достойных в моральном и профессиональном плане людей, но и отстранению от них людей случайных, ставящих свои личные интересы выше интересов общественных и государственных, людей аморальных. "А поглядите-ка вы на людей, ведущих такую политику", - с осуждением эгоизма и стяжательства среди государственных чиновников и политиков говорил еще афинский оратор Демосфен (384-322 it. до н.э.). Одни из них "сделались из нищих богачами, другие - из неизвестных уважаемыми, а некоторые соорудили себе частные дома такие, что они великолепнее общественных зданий. А в общем, насколько упало благосостояние государства, - заключил оратор, - настолько же возросли богатства у них" .

Кроме названных существуют и другие возможные пути и формы проявления социальной роли и значимости демократии, основные направления ее воздействия на государственную и общественную жизнь. Однако их реализация, так же как и использование всего социального потенциала демократии, возможна лишь при одном непременном усло-

1 Демосфен. Речи / Пер. и примеч. С.И. Радцига. М., 1954. С. 29.

вии - не только провозглашения или же формально-юридического закрепления демократических принципов, идей и других атрибутов демократии, но и их реального, всесторонне гарантированного воплощения в жизнь.

В течение многих столетий развития теории демократического государства и общества основное внимание исследователей фокусировалось не только на формально-юридической, но и на фактической сторонах демократии. Центральным вопросом при этом неизменно оставался вопрос о факторах, обусловливающих реальный характер демократии, или - что одно и то же - о ее гарантиях.

Последние можно с определенной долей условности разделить на два вида: объективныефакторы, обусловленные реально существующими жизненными условиями, и субъективные,зависящие от воли, желания и иных субъективных устремлений рядовых граждан или должностных лиц1.

В научной и учебной литературе субъективнымфакторам, в силу сложившейся традиции, придается гораздо меньшее значение, чем они имеют на самом деле.Это, несомненно, является упущением. Ведь от того, кто стоит у власти, какую политику он формирует, как формирует (единолично или опираясь на мнение узкой группы своих сторонников или значительной части общества) и, главное, как ее реализует, во многом зависит представление о характере самого государства, его демократической или недемократической природе, о гарантированности или негарантированности провозглашаемых при этом прав и свобод.

Когда во главе государства, "где демократический строй и жажда свободы, - писал еще Платон, - доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде". В таком государстве граждан, послушных властям, "смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правители, похожие на подвластных, и подвластные, похожие на правителей, там восхваляются и уважаются как в частном, так и в общественном обиходе". Закончится такое правление со свободой "в неразбавленном виде" тем, заключает великий философ, что все "перестанут считаться даже с законами - писаными и неписаными". Именно из "этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания", ибо "все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону" .

Суть субъективных факторов, призванных обеспечить реальный характер демократии, заключается, таким образом, прежде всего в том, чтобы возложить на государственных и общественных деятелей той или

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 221-237.

2 Платон. Государство. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

иной страны правовые и моральные обязанности своими повседневными действиями проводить в жизнь, сохранять и охранять существующие или нарождающиеся в стране демократические принципы, идеи и традиции. Не случайным в свете сказанного представляется тот факт, что в некоторых странах обязанность высших должностных лиц соблюдать в своих действиях демократические принципы и охранять существующий или нарождающийся демократический строй закрепляется конституционно.

Так, сокласно Конституции России 1993 г., президент страны объявляется гарантом как самой Конституции, так и закрепляемых в ней прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Польши 1992 г. президент следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, неприкосновенности и неделимости его территории, а также соблюдения международных договоров. Согласно Конституции Румынии 1991 г., президент "является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны", а также "следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием государственных властей", осуществляет "функцию посредничества между властями государства", "между государством и обществом" .

Среди объективных факторов- гарантий реальной демократии в научной и учебной литературе выделяются и анализируются следующие: материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и др.

Понимая под гарантиями объективные условия и средства, обеспечивающие не только провозглашение и юридическое закрепление демократических признаков, идей, прав и проведение в жизнь, многие авторы обращают внимание при этом прежде всего на материальные гарантии.

Последние понимаются в самом широком смысе слова. А именно -как экономические условия жизни общества и различных его слоев, в отношениях между которыми устанавливаются демократические принципы; уровень жизни населения, позволяющий ему участвовать или, наоборот, не участвовать в управлении делами общества и государства; экономические и финансовые возможности государства, позволяющие или, наоборот, не позволяющие ему обеспечивать нормальное функционирование в стране демократических политических институтов; осуществление прав и свобод граждан, формирование выборных государственных органов на демократической основе.

Материальные и в особенности финансовые возможности являются весьма важными атрибутами реальной демократии не только для госу-

1 Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992). Сборник конституций / Под ред. ДЛ. Златопольского. М., 1996. С. 125, 156.

2 См.: Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1994; Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1992.

дарства и общества, но и для отдельных граждан. Они позволяют им, в частности, полнее по сравнению с неимущими реализовывать свое право на образование (более широкий выбор форм образования, отечественных и зарубежных вузов, дающих образование на платной основе, и т.п.), право на участие в выборах (быть избранными в государственные органы или на высшие государственные должности), право на медицинское обслуживание, жилье, отдых и т.д.

Зная не понаслышке о роли денег в жизни государства, общества и отдельных лиц и всегда испытывая их недостаток, известный французский писатель, романтик Ф. Шатобриан (1768-1848) отнюдь не случайно слагал им целые гимны и сентенции. "О деньги, которые я так сильно презирал и которые никогда не научусь любить! - восклицал он. - Я вынужден признать, что и у вас есть свои достоинства: вы - источник свободы, позволяющий разрешить тысячи проблем, без вас не разрешимых. Есть ли на свете такая вещь - за исключением славы, - которую нельзя было бы купить за деньги? Благодаря деньгам всякий человек становится прекрасным, юным, обольстительным; уважение и почести, достоинства и добродетели - он обретает все". Вы скажете, продолжал автор, что деньги дают лишь видимость всех этих сокровищ. Не важно, "ведь я могу верить этой лжи словно истине! Обманите меня как следует, и я все вам прощу: разве вся жизнь - не ложь? Тот, у кого нет денег, зависит от всех и вся"1. И в заключение в адрес конкретных людей: "Счастливцы евреи, торговцы распятьем, правящие сегодня христианским миром, решающие, быть войне или миру, торгующие старыми шляпами и покупающие на вырученные деньги свинину, вы уродливы и грязны, но вас любят короли и красавицы! Ах! Если бы вы захотели поменяться местами со мною! Если бы, по крайней мере, я мог взломать ваши сундуки и унести все, что вы украли у дворянских сыновей, я был бы счастливейшим из смертных"2.

Среди факторов, обусловливающих реальный характер демократии, особое внимание обращается также на юридические гарантии.Они представляют собой совокупность юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию формально декларируемых демократических принципов, идей, прав и свобод граждан.

Юридические гарантии, справедливо отмечал известный отечественный ученый Л.Д. Воеводин, "не следует ни отрывать, ни тем более противопоставлять другим видам гарантий". Роль и значение указанных гарантий можно правильно понять и оценить, лишь анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая их как часть единого целого. Системный подход к юридическим гарантиям позволяет правильно определить их место и роль. С одной стороны, не следует преувеличивать роль и значение юридических гарантий, в частности в обеспечении,

1 Шатобриан Ф. Замогильные записки. М., 1995. С. 459.

Там же.

охране и защите конституционных прав и свобод, выдвигая их на решающее место, как это наблюдается в современной России. А с другой стороны, их нельзя рассматривать в качестве некоего "довеска" ко всем остальным гарантиям1. Это же следует сказать и в отношении других гарантий.

Юридические гарантии весьма многочисленны и разнообразны. Они содержатся как в конституционных актах, так и в текущих (обычных) законах и также в подзаконных актах. Значительную роль юридические гарантии играют в правоприменительной деятельности.

В качестве примеров конституционного закрепления юридических гарантий может служить ч. 1 ст. 29 действующей Конституции России, где говорится о том, что "каждому гарантируется свобода мысли и слова"; ст. 43, согласно которой "гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях"; ч. 1 ст. 44, в соответствии с которой "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом".

Юридические гарантии различных проявлений демократии, в частности прав и свобод граждан России, закрепляются не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституционных актах (конституциях, уставах) субъектов Федерации. Так, например, в Уставе Курганской области от 1 января 1994 г. говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность органов государственной власти и местного самоуправления области" (ст. 24). Устав Оренбургской области от 10 октября 1994 г. провозглашает, что "область гарантирует финансирование целевых областных программ охраны и укрепления здоровья населения области и участвует в финансировании федеральных программ" (ч. 1 ст. 116). В Уставе Пермской области от 6 октября 1994 г. указывается на то, что данным документом "гарантируются идеологическое и политическое многообразие, свобода объединений и многопартийность, равенство общественных объединений и политических партий перед законом" (ч. 1 ст. 7) .

Юридическим гарантиям демократии всегда уделялось значительное внимание не только в России, но также и в других странах; не только в современном мире, но и на ранних стадиях развития государства, права и общества. "Можно ли назвать что-либо иное, кроме законов, - зада-

1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. С. 231.

2 Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1996. С. 82, 282, 259.

вались вопросом еще в древних Афинах ораторы и философы, - на которых прежде всего были бы основаны благосостояние нашего государства, его демократическое устройство и свобода?" И тут же отвечали, что на этот вопрос "каждый с уверенностью ответит отрицательным образом"1.

Следует заметить, что на ранних стадиях развития демократии ее юридические гарантии, сами нередко нуждающиеся в дополнительных материальных и иных гарантиях, зачастую сопровождались своеобразными (в виде клятв, присяг, заклинаний и т.п.) религиозными, а точнее, ритуальными гарантиями.

"Нужно, чтобы вы понимали, граждане, - обращался к своим соотечественникам Ликург (IX-VIII вв. до н.э.), известный спартанский законодатель и оратор, - что клятва является основой демократии. Ибо трое составляют сущность государственного строя - правитель, судья и частный человек. Каждый из них приносит эту клятву верности. И это вполне справедливо - ведь многие, обманув других людей и оставшись незамеченными, не только избежали опасности в настоящее время, но и впредь остаются безнаказанными за совершенные преступления. А если кто-нибудь нарушил клятву, данную богам, он не скроется от них и не избежит наказания. И если не он сам, то дети его и весь род клятвопреступника попадут в большие беды"2.

По свидетельству историков и археологов, занимающихся изучением древнего мира, такого рода клятвы - гарантии нарождавшейся, а позднее - устоявшейся демократии - играли свою весьма заметную роль. В более поздний период и особенно на современном этапе развития государственной и общественно-политической жизни клятва, несомненно, утратила свое прежнее значение определенной гарантии или "основы демократии".

Но она сохранилась в современном обществе и государстве как некий морально сдерживающий приносящего эту клятву ритуал.Не больше. Ведь за нарушение клятвы, приносящейся, например, президентами России и США при вступлении их в должность, прямо не предусматривается фактически никакой юридической ответственности.

Принося присягу "народу" в "торжественной обстановке", Президент России, в частности, клянется "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Ответственность же президента, связанная с его отстранением от должности, наступает не за

Демосфен. Речи / Под ред. Е.С. Голубцовой, Л.П. Маринович, Э.Д. Фролова. Т. 1. М., 1994. С. 5.

Ликург. Речь против Леократа // Вестник древней истории. 1962. № 2.

С. 79.

нарушение принесенной народу клятвы "верно служить" ему, а лишь "только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления"1.

Аналогично обстоит дело с выполнением клятвенных обещаний и юридической ответственностью президента США. Здесь также имеются существенные расхождения. В соответствии с Конституцией страны (ст. II, разд. 1) президент США клянется "честно выполнять" свои обязанности и "по мере своих сил охранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов". Ответственность же его наступает "при осуждении в порядке импичмента" лишь за конкретные противоправные деяния, а именно - за "взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки"2.

Что же касается юридической ответственности за невыполнение данных при вступлении в должность обещаний, иными словами, за нарушение клятвы, то ни в Конституции США, ни в текущих законах о ней даже не упоминается. Помимо всего прочего это говорит о том, что клятвы, торжественные обещания и пр. высших должностных и иных лиц, претендующих на роль гарантов демократии, играют в настоящее время, как показывает практика России и США, не юридическую, а чисто символическую, моральную роль.

Наши рекомендации