Факторы, обусловливающие медитацию

1. Луч Эго или высшего "Я".

2. Луч Личности или низшего "Я".

3. Кармическое состояние тройственного человека.

4. Состояние каузального тела.

5. Потребность нынешнего периода времени и пригодность человека.

6. Группы на внутреннем и внешнем планах, с которыми он связан.

4 июня 1920

Мы обсудили значение медитации, и я привел вам четыре причины из многих, выявляющие необходимость этой практики. В настоящий период, когда многие из вас занимаются медитацией без руководства наставника, лично знакомого с вами на физическом плане, все, что можно сделать - это набросать план, который был бы достаточно безопасным и универсальным.

Если же есть наставник, может быть использована более дифференцированная практика, сообразная темпераменту ученика и обладающая определенными свойствами, которые делают такую медитацию линией наименьшего сопротивления от физического мозга личности к каузальному телу.

При изложении методов медитации должны быть учтены некоторые факторы. Я их сейчас перечислю. Я не собираюсь сообщать детали и методы, которым надо следовать, но покажу основные принципы, которыми руководствуется наставник при выборе метода, подходящего для ученика. Позднее, когда появится наставник и будет продемонстрирована научная применимость этого метода к индивидууму, вы сможете убедиться, фундаментальны или нет представленные здесь правила. Лишь эти основы и принципы я стремлюсь передать. Методы и детали должны выявляться благодаря различению, опыту, мужеству и настойчивости.

Шесть определяющих медитацию факторов рассматриваются наставником, если говорить лишь о главных. Они следующие:

1. Луч Эго или Высшего "Я." ученика.

2. Луч его Личности или низшего "я".

3. Кармическое состояние его тройной низшей природы.

4. Состояние его каузального тела.

5. Потребность нынешнего периода времени и пригодность человека.

6. Группы на внутреннем и внешнем планах, с которыми он может быть связан.

Рассмотрим их по порядку.

Луч Высшего "Я"

Луч, к которому принадлежит каузальное тело человека, эгоический луч, должен определять тип медитации. Каждый луч требует своего метода работы, так как задача всякой медитации это единение с божественным. На данном этапе мы разбираем единение с духовной Триадой, которая имеет свое наинизшее выражение на ментальном плане. Кратко проиллюстрирую:

Если эгоический луч есть Луч Могущества, метод работы должен заключаться в динамическом волевом воздействии на низшие проводники. Это в значительной мере то, что мы называем достижением с помощью интенсивного сосредоточения, предельной тотальности устремления, что сметает все препятствия и буквально пробивает канал, вводящий в Триаду.

Если эгоическим лучом является второй Луч Любви-Мудрости, то путь наименьшего сопротивления заключается в расширении, в постепенном включении. Это не столько продвижение вперед, сколько постепенное распространение из внутреннего центра и включение в себя своего окружения, близких душ и групп учеников каков-нибудь Учителя, пока все не будут включены в сознание. Доведенное до точки достижения, это расширение приводит к завершающему разлому каузального тела при четвертом Посвящении. В первом случае - движения по Лучу Могущества - порыв вперед и вверх приносит тот же результат: по открытому каналу нисходит поток силы или огня Духа, и каузальное тело со временем тоже разрушается.

Если эгоическим лучом является третий Луч Действия и Привлечения, то метод другой: не столько продвижение вперед, не столько постепенное расширение, сколько систематическое привлечение всех знаний и средств для выполнения поставленной задачи. Это в действительности процесс использования многого для одного; именно накопление нужного материала и качества для помощи миру, подбор информации на основе любви и различения приводят в конечном счете к разлому каузального тела. На этих "Лучах Аспекта" или божественного выражения, если можно их так назвать, разлом осуществляется в результате увеличения канала под действием движущего могущества воли - в первом случае; расширения низшего аурического яйца, каузального тела, благодаря включительности синтетического Луча Любви и Мудрости - во втором случае; и прорыва периферии каузального тела благодаря способности к аккумуляции и систематической абсорбции, свойственной Лучу Привлечения - в третьем случае.

Все три метода приводят к одному и тому же результату и, по сути, представляют собой вариации единого базового метода, применяющегося в эволюции любви или мудрости - конечной цели устремления в нынешней солнечной системе.

Имеем волю, влекущую человека к совершенству через реализацию Высшего и определяющую служение могуществом через любовь в действии. Имеем аспект мудрости или любви, влекущий человека к совершенству через реализацию своего единства со всем, что дышит, и определяющий служение любовью через любовь в действии.

Имеем аспект действия, влекущий человека к совершенству через привлечение всего на службу человеку: вначале привлечение всего для себя, затем последовательное привлечение всего для семьи, для тех, кого он лично любит, для своего окружения и так далее до тех пор, пока все не направится на служение человечеству.

Если эгоическим лучом является Луч Гармонии, четвертый луч, то метод заключается во внутренней реализации красоты и гармонии; он приводит к разлому каузального тела благодаря знанию Звука и Цвета и разрушающему эффекту Звука. Именно этот процесс приводит к реализации нот и тонов солнечной системы, ноты и тона индивидуума и к стремлению гармонизировать свою эгоическую ноту с эгоическими нотами других. Если эгоическая нота звучит в гармонии с другими эго, результатом является разлом каузального тела, отчуждение от низшего и достижение совершенства. Представители этого луча развиваются по линии музыки, ритма и живописи. Они уходят внутрь себя, чтобы уразуметь жизненную сторону формы. Внешнее проявление этой жизненной стороны выражается в мире через то, что мы называем искусством. Великие художники и блестящие музыканты во моих случаях достигают своей цели этим путем.

Если лучом человека является пятый луч, Луч Конкретной Науки или Знания, метод весьма интересный. Он заключается в интенсивном использовании конкретного ума для решения какой-то проблемы для помощи расе; это мобилизация всех ментальных качеств и контроль над низшей природой, так чтобы одним максимальным усилием прорваться через то, что препятствует нисхождению высшего знания. Он включает и элемент воли (чего следовало ожидать); в результате желаемая информация выхватывается из источника всякого знания.

По мере возобновления этого процесса прорыв периферии каузального тела становится столь частым, что в конце концов оно распадается и человек освобождается. Именно ментальность приводит человека к совершенству и заставляет его использовать все знания для любящего служения своей расе.

Луч Преданности это преимущественно луч жертвы. Если он является эгоическим лучом, метод работы через медитацию выражается в тотальной отдаче через любовь к какому-то индивидууму или идеалу. Человек учится быть включающим через любовь к человеку или идеалу. Он все свои способности и усилия направляет на созерцание того, что требуется, и в жертву во имя этого человека или идеала отдает даже свое каузальное тело, бросая его в огонь алтаря. Это метод божественного фанатизма, когда ничто не считается стоящим, кроме видения, и когда в конечном счете в жертву с радостью приносится вся целиком личность. Каузальное тело разрушается огнем, и освобожденная жизнь в божественном блаженстве устремляется ввысь, к Духу.

Если эгоическим лучом является седьмой луч, Луч Церемониального Закона или Магии, метод заключается в прославлении и постижении формы. Как утверждалось ранее, цель всех практик медитации это подход к божественному внутри каждого из нас и, в результате, - приближение к Самому Божеству.

Поэтому данный метод способствует тому, чтобы каждое действие в жизни совершалось согласно закону, порядку, правилу, и построению внутри каузального тела расширяющейся формы, ведущей к разлому этого тела. Это возведение по определенным правилам Молельни для приема Шекины; когда вспыхивает духовный свет, Храм Соломона сотрясается, расшатывается и разрушается. Это изучение закона и последующее постижение тощ как и почему действует этот закон; это конкретное приложение закона к телу причин, так что оно становится ненужным и разрушается. Результатом является освобождение, и человек избавляется от трех миров. В настоящее время приходят многие оккультисты этого луча, чтобы продолжить процесс освобождения. Это метод, который ведет человека к освобождению благодаря пониманию и разумному приложению закона к собственной жизни, и обеспечивает улучшение условий в теле человечества, тем самым делая из человека служителя своей расы.

Этого на сегодня достаточно.

5 июня 1920

Луч Личности

Мы обсудили первый фактор - эгоический луч, - определяющий метод медитации. Сегодня разберем определяющую этот метод функцию личностного луча. Как вы знаете, личностный луч всегда является подлучом духовного луча и изменяется с большей частотой, чем эгоический луч. У развитых эго, с какими можно соприкоснуться в среде мыслителей расы и выдающихся работников во всех областях мировой деятельности повсеместно, личностный луч может варьироваться от жизни к жизни так, что каждая жизнь базируется на особой ноте и демонстрирует особый оттенок. Таким образом каузальное тело оснащается быстрее. Когда перевоплощающаяся единица достигает точки, когда она может сознательно выбирать свой способ выражения, она вначале обозревает свои прошлые жизни и на основе обретенного знания выбирает следующую жизнь. Перед воплощением она издает свою эгоическую ноту и отмечает ее возможное отсутствие полноты или разлад; после этого она решает, на какой ноте основывать свою будущую личностную вибрацию.

Поэтому целая жизнь может быть посвящена изданию одной конкретной ноты и стабилизации одной конкретной вибрации. Эта нота должна издаваться, и эта вибрация должна стабилизироваться в самых разнообразных обстоятельствах. Отсюда необходимость частых перемен в жизни стремящегося или ученика, и в этом объяснение очевидного состояния изменчивости и явного хаоса, в которых такие жизни проходят.

После тот, как разлад устранен и вибрация стала устойчивой и неподверженной изменению, требуемая работа подходит к концу. Эго вновь может отозвать свои силы, перед тем как продолжить работу совершенствования каузального тела и достижении точности и чистоты звучания желаемого аккорда. Поэтому отметьте необходимость адаптировать метод медитации к нуждам личности и в то же время синхронизировать его с первым фактором, лучом Эго.

Практическая иллюстрация

Позвольте проиллюстрировать, чтобы я мог пояснить проблему, потому что желательно добиться четкого понимания.

Предположим, что эгоический луч у А является Лучом Любви или Мудрости, а лучом его низшего "я" является пятый луч, Луч Конкретного Знания. В прошлых жизнях А демонстрировал любовь и достиг реального прогресса в использовании метода синтетического луча, метода расширения. Он сильно любит и с достаточной легкостью расширяет свое сознание, включая в него необходимую часть того, что его окружает. Однако, хотя он и обладает средним разумом, ему не хватает той стабилизирующей вибрации, что свойственна пятому лучу. У него нет той способности к концентрации, которая обязательно приводит к результатам, и ему настоятельно нужны факты, прежде чем он сможет мудро и безопасно продвигаться дальше. Мудрый наставник в предвидении этой необходимости использует метод расширения, присущий эгоическому лучу, применяя его для расширения ментального тела. Он находит способ сделать так, что способность к расширению через любовь (употреблявшаяся до сих пор лишь для того, чтобы включать в себя других) приводит к расширению сферы действия целенаправленного усилия и стяжанию, тем самым, большего знания. После чего каждое усилие в личностной жизни может очевидно (в одном конкретном воплощении) посвящаться наработке научного подхода и развитию ума. Несведущему наблюдателю может показаться, что интеллектуальный прогресс имеет первостепенное значение; все же, несмотря ни на что, работа продолжается, как того желает внутренний водитель, и только последующая жизнь демонстрирует мудрость эгоического выбора.

Благодаря приложению методов второго луча к работе по пятому лучу достигается интеллектуальное расширение. Прояснил ли я данный вопрос? Я добиваюсь ясности, так как тема медитации является жизненно важной для многих.

Итак, после вдумчивого размышления становится понятно, что чем больше человек знает, тем меньше он судит. Человек может быть хорошо развитым в аспекте любви, однако в каком-то конкретном воплощении этот аспект может временно бездействовать и направление развития самым явным образом может быть чисто интеллектуальным. Сдержанность в оценках - вот лучший способ действия для мудрого наблюдателя, поскольку он еще не обладает ни внутренним видением, чтобы видеть цвет, ни оккультным слышанием, чтобы распознавать ноту.

7 июня 1920

Наши рекомендации