Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества вовне.

В зависимости от того, каким путем - прямым или косвенным - выражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это - формы представительной демократии(выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно3.

Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самых различных форм представительной и непосредственной демокра-

1 Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 82, 93.

2 Там же. С. 28.

3 Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. Выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. М., 1995.

тии. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание. Особенно когда речь идет о выборах в высшие и местные органы государственной власти и управления, а также о подотчетности и сменяемости должностных лиц.

Другим формам и институтам демократии уделяется гораздо меньшее внимание. Например, все или почти все авторы, исследующие проблемы демократии, традиционно и довольно много говорят и пишут о свободе слова, печати, ассоциаций, свободе доступа к информации и т.д. Но в то же время они полностью или почти полностью упускают из поля зрения такие немаловажные демократические институты, как право быть свободным от "всяких ассоциаций", право быть свободным от политических и иных речей и др.1 Подобные права и свободы приобретают особый смысл и значение в таких странах, как Россия и страны Восточной Европы, в условиях усиленной политизации общества, повсеместного создания самых разношерстных, нередко создающихся ради самих себя ассоциаций, в условиях бесконечно произносимых на всех уровнях государственной и общественной жизни, в подавляющем большинстве своем пустых и бесплодных речей.

В научной литературе и публицистике много говорят и пишут преимущественно о формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию форм непосредственной демократии -петициям, собраниям, сходам, всенародным опросам, референдумам и др. Не претендуя на полный охват всех этих форм, остановимся в качестве примера на рассмотрении правового аспекта референдума в системе западной демократии.Этот вопрос приобретает особую значимость для России особенно в связи с принятием законов и проведением первых референдумов в нашей стране на различных уровнях: на уровне Федерации, субъектов Федерации, а также на местном уровне.

Референдум в рамках западной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосударственных и межгосударственных проблем. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его "родиной" - Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых более ста только по конституционным вопросам .

Free Speech and Freedom from Speech: Hustler Magazine V.Falwall, The New York Times Actual Malice Standard, and International Infliction of Emotional Distress. - Indiana Law Journal, 1988. № 4. P. 877-897; The Washington Post, February 15, 1991.

2 Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М., 1964. С. 20-22.

18-6343

Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. Среди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом первой мировой войны и привлекших к себе внимание международной общественности, можно было бы назвать референдум 1905 г. в Норвегии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решался такой немаловажный для судьбы данного государства вопрос, как вопрос о его дальнейшем пребывании в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что решение данного вопроса было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии. Оценивая результаты проведенного референдума, В.И. Ленин писал в статье "Итоги дискуссии о самоопределении": при капитализме "удалось одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма осуществить неосуществимое самоопределение и даже без войны и революции (Норвегия, 1905 г.)"1.

Периодическое проведение референдумов практиковалось в западных странах не только в предшествовавшие первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX - начале XX в. и под ее влиянием в конституциях некоторых стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.

Так, в Конституции Швейцарии (ст. 89, п. 3) еще в 1912 г. было зафиксировано положение, в соответствии с которым требовалось проведение общенационального референдума для утверждения международных договоров на неопределенный срок или на срок свыше 15 лет.

Институт референдума нашел свое законодательное закрепление в конце XIX - начале XX в. и в конституционных актах ряда штатов США. Начиная с 1898 г., пишут в связи с этим некоторые американские политологи, отдельные штаты стали законодательно "позволять людям принимать непосредственное участие в процессе правотворчества" путем использования таких форм, как "инициатива и референдум"2.

Следует заметить, что время законодательного закрепления и использования референдума в политической и правотворческой практике США иногда оспаривается самими же американскими социологами и юристами. Считается, например, по словам Л. Липситса, что референдум в стране восходит к "американской революции, когда несколько штатов предоставили своим гражданам проекты конституций на рассмотрение и утверждение"3. Бытует мнение, что "идея народных кон-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 23.

2 Magruder's American Government. Boston, 1980. P. 631.

3 Lipsitz L. American Democracy. N.Y., 1986. P. 303.

сультапий" в виде референдумов, проводившихся в связи и по поводу "основных конституционных вопросов", появилась несколько позднее1.

Однако не в конкретных датах или периодах сейчас дело. Важно другое, а именно, что институт референдума законодательно закреплялся уже на ранних стадиях развития капитализма в этой стране.

Нельзя не согласиться с утверждением отечественных ученых-юристов о том, что в начале нынешнего века референдум практиковался лишь в Швейцарии на всех уровнях, а также в США (на штатном и местном уровнях) и в Австралии. После первой мировой войны институт референдума вошел в конституции целого ряда европейских государств. При этом помимо своего традиционного назначения, заключающегося в утверждении или отклонении предложенных актов, он получил новую функцию - роль арбитра в конфликте между конституционными органами государства. Впервые это назначение референдума закрепила Веймарская конституция .

В последующий период, и особенно после второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности западных стран получила еще более широкое распространение. Был дан новый мощный толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических странах. Трудно назвать в настоящее время страну, где референдум в той или иной степени не применялся или, по крайней мере, не рассматривался. Причем заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80-е годы.

Например, в США, где законодательством предусматривается проведение референдумов на уровне почти каждого штата (кроме Делавера) и на местном уровне, количество обращений к данному институту ежегодно насчитывает от 12 до 15 тысяч случаев. В странах Западной Европы (исключая Швейцарию) количество референдумов, проведенных только на национальном уровне за время их конституционного закрепления, насчитывает более 100 случаев. В Швейцарии, стоящей на первом месте по использованию референдумов на федеральном или "общенациональном" уровне, таких случаев, по подсчетам швейцарских государствоведов и правоведов насчитывается, начиная с 1843 г., более 2403.

1 Y., Gordon Ш. D. Magleby Pre-Election Judicial Review of Initiatives and Referendum // Notre Dame Law Review. 1989. № 3. P. 298.

Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. Т. 2 / Отв. ред. В.А.Туманов. М., 1987. С. 203.

3 Lipsitz L. Op. cit. P. 303; Butler L. and Ranney A. (eds.). Referendums: A Comparative Study of Practice and Theory. Wash., 1978. P. 14-46: Zeitschrift fur Schweizerisches Recht. 1972. № 5. S. 492-494.

Каждый референдум является уникальным в своем роде явлением и каждый по-своему вызывает тот или иной общественный резонанс. В послевоенной Франции, например, значительный резонанс получили референдумы, касающиеся принятия Конституции страны (1958 г.), прекращения войны в Алжире (1961 г.), изменения положений Конституции относительно порядка избрания президента республики (1962 г.), реформы Сената и учреждения регионов (1969 г.), расширения Европейского экономического сообщества за счет принятия в него Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии (1972 г.) и др.

В Англии мировое общественное внимание привлекли референдумы, касающиеся вступления, а затем пребывания (в 1975 г.) этой страны в Европейском экономическом сообществе, а также проводившийся в 1979 г. в Шотландии и Уэльсе референдум, на котором рассматривался вопрос о расширении местной автономии.

В Испании в последние годы огромный общественный резонанс получил проводимый в 1986 г. общенациональный референдум по вопросу об участии этой страны в структуре НАТО. В Швейцарии - референдум 1985 г. по вопросу о вступлении этого нейтрального государства в ООН и др.1

Особое внимание мировой общественности фокусировалось в 80-90-х годах на референдумах, проводившихся в Канаде. Они касались политического и правового статуса провинции Квебек. Вопрос, по существу, затрагивал будущее всей федерации, поскольку на повестку дня правительством провинции в очередной раз (после обсуждения на выборах 1976 г.) была поставлена проблема предоставления субъектам канадской федерации права на самоопределение вплоть до отделения2.

Наряду с широким использованием института референдума в капиталистических странах он нашел широкое применение также в развивающихся и бывших социалистических странах. В качестве примера активного использования референдума в странах, освободившихся от колониальной зависимости, можно сослаться на Алжир. Референдумы в этой стране проводились: в 1962 г. по вопросу о предоставлении независимости стране и народу; в 1963 г. - по поводу утверждения первой Конституции Алжирской Народной Демократической Республики; в 1976 г. - по поводу принятия второй Конституции страны и в 1989 г. -по поводу принятия третьей со дня получения независимости Конституции страны.

В политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково.Нередко, например, он отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматри-

Подробнее об этом см.: Современное буржуазное государственное право. С. 203-211.

2 Hogg P. (ed.). Constitutional Law Canada. Toronto, 1985. P. 101.

вается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер1.

Во многих монографиях и словарях, напротив, подчеркивается различие между референдумом и плебисцитом, с одной стороны, и всеобщими выборами - с другой. Референдум при этом рассматривается как обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. А плебисцит (лат. -plebiscitum, от plebs - народ и scitum - решение, постановление) - как опрос населения с целью установления судьбы определенной территории, как метод решения территориальных споров в международной практике, когда населению предоставляется возможность путем прямого голосования определять, к какому государству или государствам должна принадлежать территория, на которой оно проживает .

Что же касается различия между референдумом и всеобщими выборами, то они чаще всего сводятся, во-первых, к тому, что в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель отвечает "да" или "нет" на поставленный вопрос. И во-вторых, если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии.

Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порой трудноуловимы. Ибо и в случаях с выборами, и с референдумом приглашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус. Нередко используется одна и та же процедура и один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения референдумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика3.

Не случайным в силу сказанного представляется тот факт, что в некоторых зарубежных и отечественных актах референдум представляется не иначе как народным (ст. 75 Конституции Италии) или всенародным (ст. 921 Конституции Испании) актом и напрямую ассоциируется с выборами, голосованием или опросом.

Так, в упомянутой ст. 75 Конституции Италии говорится, в частности, что вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании(выделено мною. - М.М.) принимало участие большинство имеющих на это право и если предложение собрало болыпин-

1 Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. С. 5.

2 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 252, 320; Dictionary of Sociology and Related Sciences. Totowa, 1968. P. 222.

3 Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. С. 203.

ство голосов, признанных действительными. В Законе СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (ст. 2) указывалось, что "решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)"(выделено мною. - ММ.)1.

При выяснении специфических особенностей референдумов, а также при определении их места и роли в политической системе общества важным представляется не замыкаться на одном из каких-либо видов или подвидов референдумов, а учитывать все их многообразие. В научной литературе широко распространено, например, подразделение референдумов на конституционные, законодательные и консультативные.При этом за основу их классификации берутся их предмети содержание.Однако вместе с данным подходом используется и иная классификация, иное их подразделение2.

В частности, в соответствии с государственно-правовой теорией и политической практикой по способу проведенияреферендумы подразделяются на обязательные (императивные),без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе, и факультативные,которые проводятся лишь по усмотрению законодательного или любого иного компетентного на то органа.

Наконец, по сфере примененияреферендумы классифицируются на общенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.).

Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений несомненно является достоянием не одной нации или народа, а всего человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность.В силу этого представляется не только возможным, но и жизненно необходимым широкое использование зарубежного позитивного опыта специального законодательного закрепления и проведения референдумов в России в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах общества.

Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсо-

См.: Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". М., 1990.

2 Gordon Y., Magleby D. Pre-Election Judicial Review of Initiatives and Referendums // Notre Dame Law Review. 1989. № 3. P. 298-320.

лютизировать. Этого не следует делать и с опытом использования референдума в западных странах. Нельзя, в частности, забывать, что, несмотря на широкое использование референдумов в практике политической жизни Испании, Италии, США и других западных стран, отношение к ним со стороны различных слоев общества всегда было и остается далеко неоднозначным. Противоречивость отношения господствующих кругов к референдумам, особенно после второй мировой войны, объясняется, во-первых, тем, что существует возможность использования их, помимо воли и желания господствующего слоя или класса, в интересах других слоев и классов. Возможность эта, как правило, весьма незначительная, в силу доминирующего положения правящих кругов во всех сферах жизни общества и в средствах массовой информации, но она всегда сохраняется. Во-вторых, тем, что в довоенный период институт референдума в значительной степени был дискредитирован в глазах мировой общественности, будучи активно используемым фашистской Германией в 1933 г. при решении вопроса о выходе Германии из Лиги Наций, в 1934 г. - при решении вопроса о соединении поста президента с постом фюрера и рейхсканцлера и в 1938 г. - при решении вопроса о присоединении Австрии к Германии. И в-третьих, тем, что правящие круги некоторых западных стран усматривают в институте референдума угрозу институту парламентаризма, опасность замены власти "цивилизованного" парламента властью "невежественной" толпы. Именно в этом заключается, судя по западным источникам, одна из причин продолжительной неприемлемости института референдума, например, в Англии.

Противоречивость отношения к референдуму со стороны других слоев общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю демократичность и привлекательность, он далеко не всегда знаменовался успехами прогрессивных сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического щита для прикрытия официальных антидемократических акций.

О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует также практика проведения их на территории бывших союзных республик, России, в отдельных регионах страны. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

Следует заметить, что кроме сугубо классовых или узкосоциальных причин разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных групп и слоев западного общества к референдуму есть и другие, условно говоря, "общесоциальные" причины. Среди них выделяются прежде всего следующие.

1. Утвердившееся среди различных слоев населения, социальных групп и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как

дестабилизирующий фактор в обществе,способствует ускоренному расслоению и противопоставлению различных составных частей общества друг другу, порождает дополнительную нагрузку и ограничения на сложившуюся парламентскую систему.Для многих политических партий, отмечают в связи с этим западные ученые Ст. Бергланд и Дж. Боард, проведение или участие в референдумах является с политической точки зрения "гораздо более рискованным и дорогостоящим мероприятием', чем проведение ими или участие в регулярно проводимых всеобщих выборах"1.

Учитывая дестабилизирующий потенциал, заложенный в референдумах, западный законодатель вполне осознанно и целенаправленно ограничивает их проведение в ряде случаев. Яркой иллюстрацией в этом отношении может служить ст. 4 Закона "О регулировании различных видов референдума" в Испании. Она, в частности, гласит, что "референдум не проводится в любом его виде ни в одной из территориальных единиц, в которых должен осуществляться опрос, во время действия чрезвычайного и осадного положения, а также в течение 90 дней после их отмены. Если в день объявления упомянутых положений проведение референдума назначено, то он отменяется и назначается новый день его проведения"2. Эта же статья "запрещает проведение референдумов в течение 90 предшествовавших и 90 дней, следующих за днем проведения на той же территории всеобщих парламентских выборов или выборов в местные органы или проведения другого референдума" .

2. Сложившееся среди интеллектуальных слоев западного общества, выступающих с радикальных позиций, представление о различных формах и институтах непосредственной демократии, и прежде всего о референдумах, как о средстве обычного, "повседневного усовершенствования", но не радикального изменениясуществующей политической системы, подготовки и проведения радикальных политических или иных реформ.

Отдавая должное прямой демократии в США и других западных странах и считая, что она способствует "восстановлению подлинного смысла и значения нашей демократии", "вовлечению большого количества людей в избирательный процесс" и "обогащению института гражданства", некоторые западные политологи и социологи в то же время настоятельно подчеркивают, в частности, применительно к США, что большинство американцев рассматривают прямые демократические процессы отнюдь не как радикальные меры, направленные на глубинные изменения основного или "базового характера американской формы правления", а как рутинные, "умеренные" меры, направленные на

1 St. Berglund, J. Board. Managing Public Opinion // The Referendum in Sweden. Manuscript. Adrhus, 1982. P. 1.

2 Испания. Конституция и законодательные акты. С. 101.

3 Там же.

совершенствование системы представительных институтов, на создание и укрепление гарантий того, чтобы они постоянно оставались "и представительными и подотчетными".

3. Утвердившееся среди значительных слоев населения западных стран, и особенно в США, мнение, что профессиональной политикой должны заниматься не любители, а профессионалы и что на первом плане должен стоять не популизм, а профессионализм.

В то время как многие американцы, пишет политолог из Колорадо Т. Кронин, стремятся ко все большему участию в процессе принятия решений на национальном уровне и на уровне отдельных штатов, не меньшее их число "проявляет" озабоченность по поводу своей слишком глубокой и непосредственной вовлеченности в политику1.

4. Традиционное для населения ряда западных стран представление о силе и приоритетах институтов представительной демократииперед институтами прямой непосредственной демократии. В США, например, как об этом свидетельствуют опросы различных слоев населения, довольно значительная часть общества предпочитает направлять свои усилия на совершенствование системы представительных органов, включая Конгресс и легислатуры штатов, чем на установление и законодательное закрепление общенациональных референдумов. 67% из числа опрошенных считают, что в плане усиления роли и ответственности Конгресса и его палат следовало бы внести изменения в Конституцию США, закрепив за избирателями право отзыва не оправдавших доверие или допустивших аморальные поступки выборных лиц не только на уровне отдельных штатов, но и на уровне федерации в целом. 55% считают, что такое же право (наряду с импичментом) должно быть закреплено и в отношении президента страны2.

Иными словами, согласно опросам и сложившемуся общественному мнению, большая часть населения США отдает предпочтение на федеральном уровне представительным органам и представительной демократии перед референдумом и другими формами непосредственной демократии.

Совсем иная картина складывается на уровне штатов. Здесь граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели "передоверять" и отдавать их на "откуп" представительным органам.

Аналогичный настрой общественного мнения в целом сохраняется не только в США, но и в некоторых других странах. Более того, как своеобразное предостережение от последующего принятия и законодательного закрепления референдума на национальном уровне в США в неко-

1 Th. Cronin. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and

Recall. Cambridge, 1989. P. 1-24. 2 Ibid. Ch. 9.

^

торых другах федерациях высказываются призывы и предложения не спешить с решением данного вопроса в масштабе федерации, предварительно не разрешив все противоречия, связанные с использованием института референдума на уровне отдельных субъектов федерации. До тех пор, пишет в связи с этим Т. Кронин, пока мы окончательно не убедимся в том, что демократические институты и "приспособления", именуемые референдумами, хорошо срабатывают на уровне отдельных штатов и на локальном уровне, мы "должны быть очень осторожны в своих действиях, направленных на их инкорпорацию и закрепление в национальной конституции"1.

5. Укоренившееся в сознании различных слоев западного, и особенно американского, общества опасение, что в условиях расширения прямой демократии и периодического проведения референдумов значительно возрастет роль денег, а вместе с тем и влияние "весьма состоятельных индивидов или отдельных групп" на результаты голосования и на сам избирательный процесс. 86% из числа опрошенных в 1982 г. американцев были уверены в том, что "состоятельные" группы давления или группы интересов обязательно используют открывающиеся в случае установления общенационального референдума возможности для проведения в жизнь своих интересов и усиления своей "неофициальной власти". Причем 82% выразили убеждение в том, что эта власть и интересы не будут иметь ничего общего ни с властью, ни с интересами всего населения. Это будет власть большого бизнеса и "основных денежных вкладчиков"2 .

Конечно, рассуждают по этому поводу некоторые американские исследователи, деньги сами по себе не всегда играли и играют во время выборов или всенародных опросов решающую роль. Однако "исследования за исследованиями", проводившиеся в этой области, убедительно доказывают, что влияние больших, к тому же рационально истраченных на предвыборную рекламу и решение других избирательных проблем, денежных сумм нельзя недооценивать. Деньги всегда играли и продолжают играть весьма важную, труднооценимую роль в реализации почти всех сторон и аспектов прямой демократии. Они всегда выступали и выступают если не самым важным, то по крайней мере одним из самых важных указателей того, "кто выиграет, а кто проиграет в протекающих или будущих всенародных опросах и выборах"3. В целях ограничения влияния "больших денег" на институты непосредственной демократии, включая референдум, 63% из числа опрошенных в США по этому поводу в 1987 г. высказались за строгое ограничение денежных расходов при их осуществлении как со стороны государственных органов, так и

со стороны частных лиц. 28% высказались против каких бы то ни было ограничений1.

Наряду с названными причинами противоречивого или сдержанного отношения граждан некоторых западных государств к референдуму есть и другие причины. В их числе можно указать, в частности, на такие, как понимание сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов на национальном уровне, требующих от их участников специальных знаний и подготовки; высокая стоимость для налогоплательщиков референдумов и плебисцитов; недостаточная компетентность и информированность рядовых граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть активными участниками протекающих на национальном уровне процессов; и др.2

Анализ причин и факторов, обусловливающих весьма неоднозначное и противоречивое отношение различных слоев западного общества к референдуму, позволяет глубже понять не только его социальную природу и характер, но и его место и роль в системе демократии, реальные возможности воздействия института референдума на конкретную политическую и социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной мере пагубных для политической теории и практики крайностей в оценке значимости референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в политической системе того или иного общества или, наоборот, препятствующие их усилению. Это имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение.

Референдум в любой стране будет эффективным лишь в том случае, если он, по природе своей как весьма важный демократический институт, будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью при решении политических и иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

Важное, труднооценимое значение для эффективности референдумов имеет строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры их проведения и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно-правовых актов.

1 Th. Cronin. Public Opinion and Direct Democracy. P. 618.

2 Ibid. P. 616.

3 Ibid. P. 618.

1 Th. Cronin. Public Opinion and Direct Democracy. P. 617.

2 Alderson St. Yea or Nay? Referendum in the United Kingdom. L., 1975. P. 89-105; Magleby D. Taking the initiative: Direct Legislation and Direct Democracy in the 1980 // Political Science and Politics. 1988. № 3. P. 600-611.

Наши рекомендации