Обсуждение, принятие и одобрение актов, определяющих основные направления государственной политики.
Большинство важнейших политических мер и правил, прежде чем обретут силу закона, должны быть хотя бы формально обсуждены и одобрены парламентариями.
3. Бюджетный контроль. Обычно парламенты контролируют решения правительства относительно распределения и расходования бюджетных средств.
4. Рекрутирование политической элиты. Данная функция ярко выражена в парламентских государствах.
Например, премьер-министр и члены правительства в Великобритании обязательно проходят довольно длительную «парламентскую школу», поскольку исполнительную власть формируют члены фракций, набравших большее количество голосов в ходе парламентских выборов.
В президентских и смешанных республиках функция рекрутирования политических элит ограничивается полномочиями парламентариев в сфере кадровых назначений высших должностных лиц.
5. Политический контроль над государственными элитами. Объектами такого парламентского контроля выступают глава государства и правительство, контрольными механизмами являются соответственно импичмент и вотум недоверия.
Так, импичмент используется в президентских системах;
вотум недоверия — в парламентских государствах,
оба механизма контроля — в смешанных формах правления.
В парламентских системах глава исполнительной власти, утративший поддержку парламента, может быть смещен в любое время через вотум недоверия.
В ФРГ в октябре 1982 г. канцлер Г. Шмидт, возглавлявший социал-демократическую партию, был смещен со своего поста христианским демократом Г. Колем; в Великобритании премьер-министра М. Тэтчер в 1990 г. сместила ее собственная консервативная партия, заменив Дж. Мейджором.
В президентских формах правления допускается отстранение президентов от должности до истечения установленного срока, в случае если удастся доказать их виновность в совершении серьезного преступления (обычно уголовного).
Однако импичмент может играть и деструктивную роль в системе власти, когда исполнительная и законодательная ветви контролируются партиями, враждебными по отношению друг к другу.
Тогда импичмент может быть употреблен в политтехнологических целях.
Чтобы предотвратить такое злоупотребление, процедура импичмента технологически усложнена, а конституционные требования для признания высшего должностного лица виновным крайне высоки.
Вот почему основным инструментом политической ответственности должностных лиц является не вотум недоверия или импичмент, а конкурентные периодически проводимые политические выборы, в ходе которых народные избранники должны подтвердить свои мандаты. Выборы являются важнейшим средством самоконтроля парламентариев.
6. Артикуляция и агрегация интересов общественности.Общепарламентские дебаты, открытые слушания могут выступать «рабочими площадками» для выражения и четкого оформления интересов и требований отдельных социальных групп (особенно если в парламенте представлено множество партий). Также парламентские прения могутбыть источником информирования общественности о политической жизни и выступать тем самым в качествеинститутов политической социализации.
При выполнении данной функции значимую роль играет даже не реальный вес парламента в политической системе, а его авторитет в глазах общественности.
По оценкам экспертов, наибольший политический вес в системе государственной власти европейских стран занимает парламент Италии; однако он является наименее популярным среди граждан государственным институтом.
Авторитет итальянского парламента подорван во многом благодаря тому, что он, имея весомые полномочия, не смог предотвратить правительственных кризисов в республике.
Вместе с тем парламент Исландии, практически не влияющий на выработку политического курса страны, пользуется наивысшим доверием в глазах общественности.
Таким образом, реальный вес парламента в национальной политической системе определяется множеством факторов, основными из которых являются:
· исторические традиции народного представительства,
· специфика формы правления и территориального устройства государства,
· тип политического режима.
Например, Конгресс США играет весьма активную роль в законотворческом процессе и контроле бюрократической элиты, тогда как Всекитайское собрание народных представителей собирается крайне редко, в основном для заслушивания заявлений партийных лидеров и утверждения решений руководящей партии.
Парламенты различаютсяпо структуре:
одно-
двухпалатные парламенты.
Верхняя палата легислатуры может формироваться по
- сословно-аристократическому (В настоящее время наследственный принцип формирования сохранился только в Великобритании.Однако и там палата лордов - крупнейшая наследственная палата парламента — подвергается радикальному реформированию, влекущему окончательную ликвидацию наследственной титулованной аристократии).
- территориально-представительному и функциональному признакам.
Данные признаки могут сочетаться в каждой отдельной стране.
В федеративных государствах (США, Россия) верхние палаты парламентов обеспечивают представительство территориальных единиц государства.
Так, в Сенате — верхней палате американского парламента — равным образом представлены все 50 штатов.
Вместе с тем наличие верхней палаты парламента характерно не только для федеративного государства.
В унитарных системах (например, во Франции) и функция верхней палаты легислатуры заключается в контроле над процессом определения государственной политики (одобрении законов, утверждении заключенных президентом договоров, кадровых назначений, утверждениях импичмента и т.д.).
Нижняя палата парламента всегда олицетворяет всенародное политическое представительство и потому обычно формируется одинаковым образом. Территория государства делится на равные по численности населения избирательные округа, и от каждого округа в парламент избираются депутаты по мажоритарной или пропорциональной системе голосования.
До 1866 г. парламент Швеции насчитывал четыре палаты, нижняя из которых была организована для крестьянства и представляла основную массу населения.
Полномочия между верхней и нижней палатой распределяются неодинаковым образом в различных государствах.
В большинстве двухпалатных парламентских систем одна палата доминирует, а другая наделяется более ограниченными полномочиями.
Французский Сенат в основном занимается представительством и защитой региональных интересов, тогда как Палата Общин наделена основными полномочиями в сфере законотворчества и контроля за бюрократической элитой.
В парламентских государствах безусловно доминирует палата представителей всего населения, поскольку именно из ее состава формируется кабинет министров и именно ей подотчетно правительство.
Внутренняя структура палат парламента дифференцируетсяпо
· идеологическому (партийные фракции, депутатские блоки)
· функциональному (парламентские комитеты комиссии, рабочие группы) принципам.
Фракцией называется количество мест в парламенте, замещаемых членами определенной политической партии.
Депутатские блоки формируют независимые парламентарии, попавшие в палату на основе мажоритарных выборов.
Комитеты парламента — это внутренние организационные единицы легислатуры, образованные по отраслевому принципу деятельности парламентариев (в сфере здравоохранения, социального обеспечения, бюджетной и налоговой политики и т.д.).
Парламентские комиссии и рабочие группы — это более динамичные формирования, которые создаются в структуре парламента по текущим вопросам (совместная работа над законопроектом после его отклонения верхней палатой или главой государства, расследование вопроса о снятии депутатской неприкосновенности или выдвижения обвинения президенту и т.д.).
Знаменитые слова М. Вебера о том, что политика есть профессия и призвание, материализуются в каждой стране по-разному.
Специализированные школы для парламентариев-политиков отсутствуют, поэтому вехами депутатского мастерства выступают
· парламентские трибуны,
· опыт представительства в региональных либо муниципальных легислатурах,
· работа в профильных комитетах и комиссиях,
· встречи с избирателями и т.д.
В так называемых молодых демократиях парламентарии, как правило, не имеют опыта работы в легислатурах и потому руководствуются интуицией.
Во многом благодаря этому парламенты молодых демократий переизбираются обычно на 30—45% своего состава.
В системах с укоренившимся парламентаризмом уровень ротации депутатского корпуса составляет 15—20%.
Три четверти депутатов стран Европы имеют, как правило, 15—25-летний опыт парламентской практики на региональном или местном уровне до того, как они приходят в общенациональный парламент.
История российского парламентаризма формально начинается в апреле 1906 г., с созыва первой Государственной думы Императором Николаем II.
Вместе с тем традиция российских представительных учреждений имеет гораздо более глубокие корни.
Это и племенная демократия древних славян,
· и вечевые учреждения Руси,
· и Земские соборы,
· и деятельность Уложенной комиссии в XVIII в.,
· и земское представительство в XIX в.,
· и крестьянское самоуправление на уровне общины.
Сословно-представительные учреждения на Руси и в России служили важнейшим публичным механизмом преодоления кризисов национальной государственности.
Земский собор в начале XVII в. прекратил «смуту» на Руси и легитимизировал царскую династию Романовых;
в начале XX в, именно с созывом Государственной думы открылась новая, конституционно-правовая, страница истории Российской Империи;
в августе — сентябре 1998 г., в период кризиса легитимности президентской власти, именно парламент стал посредником между президентом и общественностью.
Запоздалая (по сравнению с западноевропейскими странами и США) институционализация российского парламента при наличии столь древних и прочных традиций сословного представительства — это один из феноменов национальной государственности.
Обилие неблагоприятных факторов и внешних угроз, всегда сопровождающих развитие России, слишком часто требовало концентрации властных полномочий у главы государства в ущерб народному представительству.
Вот почему парламент России всегда был, по словам ряда современных исследователей, «нелюбимым дитятей» как для русских монархов, так и для первого президента.
События октября 1993 г., названные в публицистике «расстрелом российского парламента», попытки инициирования Верховным Советом РФ импичмента Б.Н. Ельцину с очевидностью свидетельствуют, что взаимоотношения первого российского президента и депутатов не были безоблачными.
Александр I не согласился с проектом М. М. Сперанского, который предложил в 1802 г. сформировать сословно-представительное учреждение в системе государственной власти Российской Империи.
Вместо этого царь-«освободитель» учредил Государственный совет, имевший статус совещательного, консультативного органа при государе.
Государственный совет просуществовал без коренных изменений целый век (!).
В это самое время сословное представительство в западноевропейских странах и США развивалось полным ходом.
Последний император России Николай II относился к Думе негативно, вспоминал Манифест о ее учреждении как «кошмар октября 1905 г.», неоднократно предпринимал попытки превратить парламент в законосовещательный орган, гораздо более доверяя Государственному совету.
Первая Дума в Российской Империи просуществовала 72 дня, а вторая — 104.
В свою очередь, и российские представительные органы местного самоуправления часто были настроены к главе государства и высшему чиновничеству не просто крайне враждебно, но порой беспочвенно, воспринимая их не в качестве коллег по созиданию национальной государственности, а как непримиримых идейных врагов.
Успех развития российского парламента и сегодня во многом определяется способностью и желанием конструктивного взаимодействия главы государства и депутатов в сферах народного представительства и законотворчества.
Российский парламент — Федеральное Собрание РФ - является одним из органов государственной власти (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Поскольку этот статус парламента закреплен в главе «Основы конституционного строя Российской Федерации», изменить его возможно только, пересмотрев базовые принципы организации современной демократической государственности России.
Парламент России состоит двух палат.
Порядок формирования нижней палаты — Государственной ДумыФедерального Собрания РФ — определяется федеральными законами от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 12.06.2002 Мв 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выборы в Госдуму назначаются Президентом РФ раз в пять лет и осуществляются на пропорциональной избирательной модели относительного большинства, что предполагает:
• деление всей территории РФ на избирательные округа с приблизительно одинаковым числом избирателей в каждом и установление избирательного барьера (с 2007 г. процентный барьер на выборах повышен с 5 до 7%, однако на выборах 2016 г., в связи с поправками в законодательство о выборах, принятыми в октябре 2011 г., избирательный барьер вновь составит 5%);
• составление политическими партиями списков кандидатов в депутаты;
• проведение выборов и распределение парламентских мандатов в соответствии с их результатами.
Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте.
Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Госдуме.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации(далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.
225 депутатов Государственной Думы избираются поодномандатным избирательным округам (один округ - один депутат),образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федеральногозакона.
225 депутатов Государственной Думы избираются пофедеральному избирательному округу пропорционально числу голосовизбирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Выборы в Госдуму пройдут по смешанной системе 18 сентября 2016 года.
Структура Государственной Думы представлена депутатскими объединениями, к которым относятся
· фракции
· депутатские группы.
Фракциями называются объединения депутатов, сформированные на основе партии или избирательного блока.
Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы.
Согласно постановлению Госдумы от 29.12.2003 регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов.
Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России» в Госдуме шестого созыва, избранной 4 декабря 2011 г., четыре партии сформировали свои фракции:
«Единая Россия» (238 чел)
КПРФ (92 чел.),
«Справедливая Россия» (64 чел.),
ЛДПР (56чел).
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» верхняя палата российского парламента — Совет Федерации Федерального Собрания РФ — формируется путем пропорционального представительства от каждого субъекта РФ: по одному члену от законодательного и исполнительного органов государственной власти.
Парламент субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа.
Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий.
Представитель от исполнительной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (либо руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
До 2000 г. в Совет Федерации входили главы субъектов РФ и спикеры региональных парламентов по должности.
В 2000 г. всенародно избранный Президент РФ В.В. Путин обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой проверки действовавшего на тот момент порядка формирования верхней палаты парламента на соответствие нормам Конституции РФ.
По мнению В. В. Путина, при прежнем способе формирования Совета Федерации участие глав субъектов РФ в реализации федеральной законодательной власти являлось антиконституционным, так как противоречило принципу разделения властей.
Поскольку руководитель субъекта РФ является главой исполнительной власти субъекта Федерации, он никак не может осуществлять законотворческую деятельность на уровне верхней палаты парламента.
Более того, эффективную работу Совета Федерации способны обеспечить лишь постоянно работающие на своих местах депутаты, а не губернаторы, изредка собирающиеся на заседаниях.
Конституционный Суд РФ согласился с Президентом, следствием чего стало изменение порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Функциональная структура палат парламента России представлена их
· руководством (председателем и его заместителями),
· советом палат,
· комитетами и комиссиями.
Каждый парламентарий обязан вступить в какой-либо комитет или комиссию — структурное образование парламента, объединяющее депутатов в определенной сфере деятельности
· комитет по природным ресурсам и природопользованию,
· по делам национальностей;
· комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции,
· счетная комиссия и т.д.
Из числа руководителей палат, лидеров фракций или руководителей комитетов и комиссий образуется совет палаты — орган, определяющий очередность рассмотрения законопроектов, повестку дня и т.д.
Руководят палатами председатель и его заместители, которые избираются на срок полномочий палаты.
Статья 94 Конституции РФ определяет статус российского парламента в качестве представительного и законодательного органа власти Российской Федерации.
Как представительный орган Федеральное Собрание РФ