Выражает политические интересы и волю граждан Российской Федерации, которые обеспечиваются путем демократических выборов.

Депутаты нижней палаты российского парламента — Государственной Думы Федерального Собрания РФ — выступают от имени своих избирателей — граждан Российской Федерации, независимо от их экономического, социального положения, происхождения и вероисповедания,

а члены верхней палаты парламента — Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представляют субъекты РФ пропорциональным образом (по два человека от каждого субъекта РФ).

Таким образом, все субъекты РФ равноправны с точки зрения представительства вне зависимости отих

· экономического положения (донор или реципиент),

· конституционного статуса (республика, край, область, автономный округ, город федерального значения)

· численности населения.

Как законодательный орган РФ парламент обладает исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции РФ) юридической силы.

Кроме парламента правом законотворчества не может обладать никто.

В рамках своей исключительной законотворческой компетенции российский парламент обладает самостоятельностью и независимостью, что соответствует принципам народного представительства и разделения власти в правовом демократическом государстве.

Вместе с тем в процессе своей законодательной деятельности Федеральное Собрание РФ взаимодействует с другими ветвями власти; Президентом РФ, Правительством РФ, судебной системой.

Это взаимодействие осуществляется в ходе законотворческого процесса, предполагающего следующие обязательные этапы:

· внесение законопроекта в Госдуму;

· подготовка законопроекта к рассмотрению;

· обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона;

· рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение;

· промульгация закона.

Рассмотрим подробнее данный алгоритм.

1. Внесение законопроектов в Госдуму Федерального Собрания РФ (или законодательная инициатива).

В России воспользоваться данным правом могут:

· Президент РФ,

· Совет Федерации,

· члены Совета Федерации,

· Госдума,

· депутаты Госдумы,

· Правительство РФ,

· законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ.

По вопросам своего ведения правом законодательной инициативы обладают:

· Конституционный Суд РФ,

· Верховный Суд РФ,

· Высший Арбитражный Суд РФ.

Законодательные предложения иных субъектов также могут быть переданы в Госдуму, но палата не обязана их рассматривать, в отличие от материалов, представленных субъектами права законодательной инициативы.

Перечень субъектов права законодательной инициативы в России широк по сравнению с иными государствами.

В развитых демократиях правом законодательной инициативы обладают преимущественно органы и должностные лица исполнительной власти, которые, реализуя государственную политику, лучше осведомлены о необходимости и работоспособности законов в той или иной сфере.

При внесении законопроекта в Госдуму предоставляют пакет документов, содержащий:

· пояснительную записку,

· текст законопроекта,

· список федеральных законодательных актов, которые утрачивают юридическую силу либо будут изменены с принятием данного закона;

· финансово-экономическое обоснование;

· заключение Правительства РФ на законопроект (если предлагаемый акт затрагивает финансовые аспекты деятельности государства).

Подготовка законопроекта к рассмотрению.

На данном этапе Совет Госдумы направляет законопроект в профильный комитет, который и отвечает далее за его судьбу в рамках палаты, и вносит работу над проектом в программу законодательной деятельности палаты.

Одновременно законопроект вносится на рассмотрение всемсубъектам права законодательной инициативы.

Если законопроект касается высших судов РФ или относится к предметам совместного ведения субъектов РФ, то он направляется и в эти органы государственной власти.

Результаты рассмотрений законопроекта возвращаются в комиссии для изучения, после чего составляется один законопроект, который и будет вынесен на первое чтение, а также разослан субъектам права законодательной инициативы.

Остальные варианты остаются в качестве поправок и дополнений.

Наши рекомендации