И государства в работе с кадрами
Основные элементы механизма взаимоотношений партий и государства | Факторы влияния партий на формирование депутатского корпуса | Факторы влияния партий на кадры исполнительных органов власти |
Замещение правящей партией высших государственных должностей исполнительной власти Введение института политических чиновников как правового и организационного механизма работы с кадрами Подготовка в партиях политико- административных элит и политических лидеров Установление цивилизованных отношений между правящей партией и оппозицией, основанных на правовых нормах Согласование с парламентом (партиями) назначений на ключевые посты исполнительной власти | Роль парламента в политической жизни общества Тип партии, характеризующий ее отношение к парламенту Система выбора в органы власти, права и обязанности партий в их организации Требования к уровню профессионализма депутатов и их соответствие этим требованиям Механизм взаимоотношений партий со своими депутатами Характер распределения мест в парламенте между партиями и их права в организации его деятельности | Степень политической нейтральности государственных служащих Правовое регулирование процесса «департизации» госслужбы. Характер отношений между «политиками» и «управленцами» в ходе реализации задач государственной власти «Переход лояльности» чиновников от бывшей к новой власти Разграничение функций между «политиками» и «управленцами» Степень проникновения аполитической партии в аппарат государственного управления Форма государственного правления |
Объект государственной кадровой политики — это то, на что направлена практическая деятельность субъекта: кадры, их отдельные категории и группы, трудовые ресурсы, кадровые отношения, кадровые процессы и механизм Управления ими. Лишь государство, как главный субъект кадровой политики, в качестве объекта своего воздействия имеет все кадры общества, все трудовые ресурсы, многие кадровые процессы.
Объект государственной кадровой политики можно структурировать, причем по самым различным критериям: управляющие и управляемые; правящая элита, государственные служащие и муниципальные служащие; работники федерального, регионального и местного уровня; руководители, специалисты и работники массовых профессии: кадры различных отраслей производства и сфер жизнедеятельности общества и т. д.
Предметом особого внимания и объектом непосредственного государственного управления является персонал государственной службы, кадры аппарата органов власти, кадры государственных и в значительной степени смешанных предприятий. На другие кадры государство воздействует опосредованно, через разрешенные законом механизмы и технологии.
Государственное регулирование кадровых процессов в негосударственной сфере, особенно в предпринимательских структурах не имеет характера прямого вмешательства в принятие кадровых решений, а приобретает характер координации, политического влияния, гибкого взаимодействия, социального партнерства. На первый план выходят функции планирования и стимулирования кадровых процессов, законодательного и материально-финансового обеспечения выборных кампаний, сертификации учебных заведений и стандартизации подготовки специалистов, социальной защиты и обеспечения безопасности труда, контроля за соблюдением трудового законодательства, воспитание ответственности за принятые кадровые решения.
Эффективность ГКП во многом определяется ее социальной базой, т. е. теми классами и слоями населения, на которые опирается государство при разработке и реализации своей кадровой политики, интересы которых она выражает и которые оказывают государству свою поддержку в работе с кадрами, в том числе в выборах Президента РФ, губернаторов, мэров, глав местного самоуправления. Успех ГКП обеспечивается устойчивостью социальной направленности этой политики, открытостью и гласностью кадровых технологий. ГКП должна опираться на большинство народа, а не на отдельный класс или слой (будь то рабочий класс, средний слой или частные собственники), не на отдельную партию. Только на основе гармонизации и диалектического соединения личных групповых и общественных интересов возможна эффективная политика в кадровой сфере.
Кадровые отношения — это совокупность целенаправленных, социально мотивированных взаимодействий как между субъектами и объектами кадровой политики так и внутри них.
Понятие «кадровый процесс» используется, как правило, для характеристики продвижения, смены состояния кадровых отношений, связей, количественных и качественных параметров. Это прежде всего объективно возникающая повторяемость кадровых явлений и качеств. Одновременно кадровый процесс есть и результат воздействия субъективных факторов, сознательного и организованного регулирования кадровых отношений и связей.
Качественная особенность кадровой политики — ее многосубъектность и разнообъектность. В условиях становления демографического, социального, федеративного государства субъектами разработки и реализации кадровой политики становятся многие социально-правовые институты: государственные, политические и общественные организации, хозяйственные и предпринимательские структуры, самостоятельно хозяйствующие субъекты, органы местного самоуправления и др. В кадровой сфере в условиях демократии монополизм одного социального института, даже самого авторитетного и властного, недопустим. Направления государственной кадровой политики представлены на (рис. 1).
Рис. 1 Направления государственной кадровой политики
Государственная кадровая политика наполняется конкретным содержанием и проводится на разных уровнях: общегосударственном, федеральном, региональном, местном, где общее реализуется в многообразии конкретного, специфического.
Сила государства и эффективность власти напрямую зависят от работы государственного аппарата, компетентности и честности самих проводников государственной политики. В 1997 и 1998 годах поставленные Президентом в предыдущих Посланиях задачи совершенствования организации системы государственной службы получили практическое воплощение. Наиболее важный шаг в этом направлении — подготовка проекта Кодекса Российской Федерации о государственной гражданской службе, который должен стать настоящим Кодексом поведения «человека власти». Его принятие позволит повысить результативность функционирования государственного аппарата, сделать его более восприимчивым к современным требованиям, а также создать эффективные антикоррупционные механизмы. В целях укрепления государственного аппарата необходимо внимательнее отнестись к проблемам развития трудовых отношений, в том числе при принятии Трудового кодекса.
Укрепление вертикали государственной власти и совершенствование системы ее организации — сложный, многогранный процесс, требующий длительного согласованного участия государства и всего общества. И главными инструментами при решении этой задачи по-прежнему являются законодательное регулирование, бюджетный процесс и продуманная кадровая политика. Немаловажным моментом в работе с кадровым корпусом остаются ротация госслужащих из регионов в центр, повышение их управленческой квалификации и учет регионального и национального факторов.
Национальная (и не только кадровая) политика всегда была важнейшим инструментом укрепления федеративного государства. От того, насколько взвешенно и сбалансировано она будет проводиться, зависит развитие федеративного государства и укрепление национальной безопасности и целостности России.
Одной из концептуальных основ государстве иной кадровой политики выступает положение, что Государственная кадровая политика должна быть единой для всей РФ, ее равноправных субъектов, всей системы государственной власти. Общероссийская государственная кадровая политика, выражая волю всего народа, может стать политикой не только федеральных органов, государства, но и всею народа, всего общества, те общенациональной политикой. Общенациональная политика носитель - наиболее общих начал кадровой деятельности (целей, приоритетов, принципов единых, научно обоснованных стандартов, критериев обучения кадров их оценки и отбора), что придает ей целостность и сущностную определенность. Общие принципы и приоритеты, закрепленные в Конституции РФ (п. 4 ст. 32 о равном доступе граждан к государственной службе и п. 2 ст. 19, гарантирующей гражданам равенство прав и свобод независимо от должностного положения), а также в других нормативно-правовых актах, конкретизируются на уровне субъектов Федерации и местном уровне с учетом региональных задач, условий и возможностей. Они служат исходной базой, основой для взаимодействия и координации работы с персоналом всех государственных и негосударственных структур.
Федеральная и региональная (субъектов РФ) кадровая политика важнейшие направления государственной кадровой политики. Федеральная кадровая политика в условиях становления новых демократических федеративных отношений, взаимного согласования интересов центра и субъектов Федерации должна играть ведущую роль в государственном регулировании кадровых процессов. Как основа государственной кадровой политики, она призвана обеспечивать, прежде всего, осуществление федеральных полномочий и компетенции в отношении кадров.
Главной стратегической задачей федеральной кадровой политики может стать формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного государственного аппарата, способного обеспечить решение определенных законом задач, исполнение функций и полномочий федеральных органов власти. Федеральная кадровая политика, отражая и защищая интересы и потребности субъектов Федерации, добивается их гармоничного согласования и единства с федеральными интересами. В то же время она призвана добиваться ликвидации излишне централизованного государственного управления кадровой деятельностью, передавая по возможности больше прав, полномочий и ответственности региональным и местным органам, поощряя поиск рациональных технологий принятия кадровых решений. В современных условиях, когда идет процесс децентрализации государственного управления, укрепления самостоятельности субъектов РФ. когда каждый из них решает свои кадровые вопросы, необходима единая государственная кадровая политика. Это принципиально важно для сохранения и укрепления целостности России. Такая политика объединяет позиции федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ по кадровым вопросам, всех, кто участвует в ее разработке и реализации, с учетом федеральных, региональных и местных интересов.