Лекция 1. Кадровая политика государства
Лекция 1. Кадровая политика государства
В связи со сложностью и многообразием задач управления современным социально-экономическими системами значение социальной политики, — равно как и ее важнейшей составляющей — кадровой политики выросло Социальная политика — важнейшее направление деятельности как государственной власти, так и крупных хозяйственно-промышленных систем.
Взаимосвязь кадровой и социальной политики показана в (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь кадровой и социальной политики
Общество, государство | Социальная политика государства Демографическая политика государства Управление трудовыми ресурсами (обеспечение занятости, регулирование безработицы, подготовка и переподготовка населения) |
Организация | Управление персоналом организации Управление профессиональным опытом организации |
Личность | Индивидуальная профессионализация (изменения, свойственные человеку при овладении им профессией) |
Какой же смысл вкладывается в понятие «политика»?
Как правило, политику рассматривают и определяют как отношения между различными социальными группами. Иногда ее определяют как деятельность. Политика не может жестко разграничивать объективное и субъективное содержание. С одной стороны, политика должна содержать в своей основе объективные процессы, происходящие в обществе и с этой точки зрения, следуя определению данным еще Аристотелем, она является отражением способа бытия и познания, что собственно и выводит на понимание политики как отношений между социальными группами. С другой стороны, политика формируется. Правительством, которое представляет экономические интересы определенных социальных групп общества и является деятельностью этих групп, которая направлена на организацию социального управления (понимаемого в этом случае, как реализация потребностей развития общества в достижении планируемых социальных состояний и показателей) в интересах этих групп и, следовательно, в этом смысле политика может быть определена как деятельность групп, обладающих государственной властью.
Довольно часто прибегают к более дробному делению (в зависимости от объекта воздействия), рассматривая особо экономическую, кадровую, демографическую, социальную, культурную политику и т.д. Такой подход позволяет эффективнее использовать имеющиеся возможности, точнее определить назревшие задачи, избегать ошибок в тех случаях, когда цели формируются без учета имеющихся средств и возможностей их изменения, или когда новые задачи не ставятся, так как возникшие возможности не учитываются и учитываются не в полной мере. Российская государственная политика разрабатывается по многим направлениям, но базовую основу ее составляет социальная политика, содержание которой приведено в (табл. 2),
Трудности и разночтения в освещении содержания социально-экономической политики и ее составляющей — кадровой политике, с одной стороны,
Таблица 2
Содержание кадровой и социальной политики
Политика | Уровень управления | |
макроэкономический | микроэкономический | |
Социальная Создание условий, позволяющих каждому дееспо- собному человеку поддерживать собственное благо- состояние своим трудом, предприим- чивостью | 1. Определение экономически эффективного объема производства услуг в социальной сфере как нормативной базы основанной на мировом опыте — сколько на душу населения расходуется средств на капитальные вложения в разных отраслях социальной сферы с целью выявления особо острого дефицита средств 2. Политика доходов населения. Определение степени влияния изменений в стоимости жизни на уровень доходов. Прожиточный минимум 3. Политика занятости населения 4. Комплекс социальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения. Социальная защита населения 5. Жилищная политика предусматривает создание общефедерального рынка жилья, стимулирование всех новых видов экономически эффективного жилищного строительства 6.Миграционная политика 7. Демографическая политика 8. Экологическая политика 9. Политика повышения качества жизни | 1. Социально-демографические группы в сфере занятости. Трудовая миграция населения. Безработица. Социально слабо защищенные профессиональные группы работников и особенности их социально-экономических отношений 2. Программы деятельности местных служб занятости. Деятельность профессиональных объединений в сфере социально-экономических отношений 3. Усиление социальной поддержки со стороны государства на местах, в первую очередь, слабо защищенных групп населения 4. Система мероприятий по реализации социальных гарантий, выплат и льгот работникам хозяйственных систем микроэкономического уровня. Социальное обеспечение 5. Изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг. |
Кадровая Регулирование сферы отношений работников, обладающих рабочей силой и процесса их производственной деятельности, ориентированных на сближение целей функционирования социально- экономических систем с личными целями работников в достижении максимальных экономических результатов | l. Определение типа власти в обществе '(охлократия, т.е. господство толпы, |автократия, т.е. неограниченная власть в обществе одного лица (тирания, диктатура, монархия) и демократия, а также интеркурсивная и интегративная, изотропная и анизатропная, моно и поливласть) 2. Стиль руководства, определяемый типом власти 3. Кадровое регулирование хозяйственных систем на макроэкономическом уровне (Конституция, Указы, Постановления Правительства, Законы, подзаконные '[акты, отраслевые тарифные соглашения, распорядительные документы, инструкции и т.д.) 4. Философия управления деятельностью хозяйственных систем, определение их миссии 5. Внешняя среда социально-экономических, хозяйственных систем 6. Анализ ситуации на национальном рынке труда 7. Политика организационной культуры 8. Национальная политика, направленная на приобщение малых народностей к общественно полезному труду, как фактору повышающему жизнеобеспеченность в современных условиях | \. Внутренняя среда социальных, экономических, хозяйственных систем, сильные и слабые стороны их деятельности 2. Анализ рабочих процессов, планирование, найм, выбор, (размещение рабочей силы, политика занятости работников 3. Политика обучения, подготовка работающих, продвижение по работе, оценка выполнения, практическое обучение и повышение квалификации 4. Условия найма, методы и стандарты оплаты труда, совершенствование политики оплаты труда, компенсаций, пособий и льгот 5. Условия работы, формальные и (неформальные связи, безопасность и здоровье) 6. Политика производственных отношений, консультирование производственных отношений, трудовые отношения, дисциплина, оценка действий персонала 7. Разработка и внедрение программ по привлечению квалифицированного персонала в районы нового экономического развития |
объясняются многозначностью терминов «социальный», «экономический» и «кадровый», с другой, — тесной взаимосвязью, взаимодействием, взаимопроникновением экономической, социальной, кадровой, политической и духовной сфер. Чтобы осуществить подробный анализ, необходимо выяснить, какие явления и процессы мы относим к социально-экономическим, образующим социальную и экономическую сферу жизнедеятельности системы как объекта социально-экономической политики современного способа производства, а затем вычленить элементы кадровой политики.
Понятие «социально-экономические отношения» отражает такие отношения между людьми, различными общностями, учреждениями, предприятиями и институтами, которые определяются их социальным статусом, местом и ролью в системе общественного производства, отношениями собственности, обмена и распределения в обществе. Это отношения между производителями и потребителями, управляющими и управляемыми, вообще между различными иерархическими структурами («по вертикали»), а также между работником и производственным коллективом, между различными социальными группами внутри одного и того же предприятия («по горизонтали»). В этой сфере необходимо учитывать отношения и взаимодействие демографических, профессиональных групп, трудовых коллективов, акционеров, их интересы, социальное самочувствие.
Кадровая политика — это совокупность наиболее важных теоретических положений и принципов (принципиальные основы), официальных требований и практических мер, определяющих основные направления и содержание работы с персоналом, ее формы и методы в условиях развития социально-экономических процессов. Она определяет генеральное направление и основы работы с кадрами, общие и специфические требования к ним в сфере управления соответствующими объектами (государством, территориальными системами, организациями и т.д.).
Кадровая политика должна основываться на целостной, фундаментальной теоретико-методологической базе, отражающей сложные социальные, экономические, научно-технические, технологические, социально-психологические и другие процессы, протекающие в сфере трудовой деятельности. Ее концептуальные положения должны находить отражение в законодательстве, иметь механизмы, надежно защищены законом, в сфере государственного управления, так как принципы, методы, формы, направления кадровой политики, не опирающиеся на фундаментальные теоретико-методологические основы профессиональной деятельности — суть голые абстракции, пользование которыми зависит всего лишь от настроения субъекта управления. Отсутствие теоретической базы кадровой политики приводит к господству в ее практике субъективизма и волюнтаризма.
Поэтому не удивительно, что между декларированными принципами кадровой политики и реальной практикой управления персоналом в конкретных организациях, органах государственной власти образуются непреодолимые противоречия. Почему так происходит?
Одна из причин в том, что кадровая политика, особенно на высших уровнях государственного управления, пока что рассматривается как инструмент сохранения властных возможностей команд, группировок, а не как инструмент рационального использования профессионального опыта людей в интересах всего общества. Кадровая политика должна выступать важнейшим управленческим ресурсом государства и организаций по эффективному накоплению и реализации ценнейшего национального достояния — трудового потенциала человека, его профессиональных возможностей.
Государственная кадровая политика должна быть:
— научно обоснованной, созидательной, учитывающей потребности государства в кадрах в переходный период, но в то же время определять последовательность и этапность решения стратегических задач. До последнего времени на государственную службу нередко приходили люди с «разрушительными», антикоммунистическими устремлениями, увлеченные популизмом, но не способные профессионально решать управленческие задачи. Государственная кадровая политика должна быть ориентирована на возрождение и устойчивое развитие России, на привлечение к государственной и муниципальной службе людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими созидательными устремлениями и мотивами;
— комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм, и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых вопросов (экономические, социальные, политические, нравственные, социально-психологические и др.);
— единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, местной), охватывающей весь кадровый корпус, многие кадровые процессы при различных механизмах и степени государственного воздействия на них;
— перспективной, имеющей упреждающий и опережающий характер, рассчитанной на формирование кадров первого десятилетия XXI века с учетом социального прогресса, в том числе изменения содержания и характера труда чиновников;
— демократической по целям, социальной базе и механизму решения кадровых проблем;
— духовно-нравственной, воспитывающей в каждом работнике, особенно в государственном служащем, человеколюбие, честность, убежденность в правоте и гражданскую ответственность за порученное дело и личное поведение;
— правовой, осуществляемой и рамках и на основе закона, создающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.
Сегодня лишь примитивно воспринимающие проблему кадровой политики руководители могут предпочесть профессионализму преданность и политическую ангажированность профессиональным доводам — лесть и угодничество. Эта опасность в России реальна. Об этом свидетельствуют такие данные: профессионализму государственных служащих сегодня отдают предпочтение всего лишь 18% руководителей.
Поданным западных источников, творческий потенциал среднестатистического японца используется примерно на 60—75%, американского и европейского работника на 45—55%. Если считать, что по производительности труда Россия уступает американским структурам в среднем в 3 раза, то соответственно несложный подсчет показывает: возможности наших отечественных работников используются в лучшем случае на 15—20, а с учетом сегодняшней ситуации в экономике на 5—10%.
Если исходить из интересов общественного развития трудовой деятельности человека вообще, то смысл всяких преобразований в кадровой политике сводится к одному — сделать так, чтобы человек мог трудиться и выполнять свои обязанности качественно, рационально, эффективно.
Понимание кадровой политики как искусства управления способностями и профессиональными возможностями человека обусловлено рядом тенденций.
Общественная производительность труда может возрастать наиболее быстрыми темпами за счет человеческой составляющей только тогда, когда наибольшее количество граждан занято на тех должностях, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям и квалификации. Эту тенденцию наиболее точно выразил один из известных российских исследователей труда К.Х. Кекчеев, который еще в 20-е годы XX в. писал: «является также аксиомой, многими лицами, к сожалению, еще не понятой, что производительность труда всей нации тогда ближе к максимуму, когда наибольшее число лиц занято в профессиях, наиболее соответствующих их способностям»1.
По мере развития и разделения трудовой деятельности, усложнения ее содержания, увеличения количества видов профессиональной деятельности процесс включения человека в сферу профессионального труда все больше обретает системный характер.
Участие человека в профессиональных видах труда сопряжено с постоянным ростом капиталоемкости профессионального опыта человека — его знаний, умений, навыков, без которых ни одно общество, ни одно предприятие не может рассчитывать на высокие темпы развития, конкурентоспособность, благосостояние.
Способности человека и особенно его профессиональные качества и профессиональный опыт обретают характер национального достояния и требуют пристального внимания на всех уровнях социального управления и постоянного внимания науки. В этой связи отечественные учёные Охотский Е.В. и Сулимов В.А., утверждают, что кадровая политика имеет свою объективную логику, отражая уровень развития, потребности и возможности российского общества и государства и должна базироваться на научных основах, своего рода философии кадровой политики2.
Постоянное возрастание потребностей в эффективной деятельности, направленной на управление человеческими ресурсами как на уровне государства, так и на уровне конкретных организаций. Только за последние полтора столетия возникли десятки научных школ, теорий, самостоятельных наук, которые стали активно исследовать проблемы взаимосвязи «человек-труд», «человек-экономика», «управление-человек».
Кадровая политика существовала с тех пор, как люди осознали потребность властвования, власти. С тех пор кадровая политика начинает выполнять функцию инструмента власти. Это ее исторически первая форма, в содержании которой преобладают элементы стихийности. Однако потребность в содержании кадровой политики меняется по мере развития и разделения труда и в обществе, и в государственном управлении. И речь уже идет не о том, есть ли кадровая политика или ее нет. Она существовала издавна. Речь должна идти о том, какова эта политика, насколько она адекватна задачам общественного развития, общенациональным интересам, а не пришедшим к власти политическим силам, насколько сориентирована эта политика на рациональное включение людей в сферу трудовой деятельности в соответствии с их способностями.
Научно-обоснованная кадровая политика не является исключительно инструментом власти. Это деятельность, детерминированная объективным процессом усложнения труда, обретения им профессионального характера, развитием общественных процессов и самого человека.
Большое влияние на кадровую политику оказывают макроэкономические факторы: жесткость кредитно-денежной политики, динамика объемов производства, свертывание убыточных производств, процессы приватизации и акционирования, структурные изменения в производстве; внутриэкономические проблемы: спад производства, снижение его эффективности, растущая безработица, натурализация хозяйственных связей, кризисы в сфере платежей, уровень падения доходов населения и другие, самым непосредственным образом связанные с действием макро- и микроэкономических факторов.
Ранее существовавшая система централизованно-плановой экономики во многом искажала структуры цен, способствовала неэффективному распределению ресурсов, создавала благоприятные условия для нерентабельных убыточных хозяйств. Снижение степени экономического вмешательства государства в реализацию экономической самостоятельности предприятий привело к усилению требований к кадровому потенциалу этих предприятий.
Важное место в реализации кадровой политики отводится преодолению реальных противоречий: между правами граждан и интересами государства; между потребностью в стабилизации кадрового потенциала и актуальностью его постоянного обновления; между необходимостью жесткой регламентации порядка исполнения государственных должностей и творчески подходом к многообразию жизненных проявлений.
Огромное сдерживающее воздействие на реализацию всех составляющих государственной политики оказывает отсутствие опытного, профессионально подготовленного, квалифицированного персонала для работы с рыночными организациями. В ходе экспертных опросов установлено, что такие основные понятия, как исследование рынка труда, маркетинг рабочей силы, организационное поведение, креативный менеджмент и другие незнакомо большинству экспертов регионального уровня.
Таблица 3
Таблица 4
Рис. 1 Направления государственной кадровой политики
Государственная кадровая политика наполняется конкретным содержанием и проводится на разных уровнях: общегосударственном, федеральном, региональном, местном, где общее реализуется в многообразии конкретного, специфического.
Сила государства и эффективность власти напрямую зависят от работы государственного аппарата, компетентности и честности самих проводников государственной политики. В 1997 и 1998 годах поставленные Президентом в предыдущих Посланиях задачи совершенствования организации системы государственной службы получили практическое воплощение. Наиболее важный шаг в этом направлении — подготовка проекта Кодекса Российской Федерации о государственной гражданской службе, который должен стать настоящим Кодексом поведения «человека власти». Его принятие позволит повысить результативность функционирования государственного аппарата, сделать его более восприимчивым к современным требованиям, а также создать эффективные антикоррупционные механизмы. В целях укрепления государственного аппарата необходимо внимательнее отнестись к проблемам развития трудовых отношений, в том числе при принятии Трудового кодекса.
Укрепление вертикали государственной власти и совершенствование системы ее организации — сложный, многогранный процесс, требующий длительного согласованного участия государства и всего общества. И главными инструментами при решении этой задачи по-прежнему являются законодательное регулирование, бюджетный процесс и продуманная кадровая политика. Немаловажным моментом в работе с кадровым корпусом остаются ротация госслужащих из регионов в центр, повышение их управленческой квалификации и учет регионального и национального факторов.
Национальная (и не только кадровая) политика всегда была важнейшим инструментом укрепления федеративного государства. От того, насколько взвешенно и сбалансировано она будет проводиться, зависит развитие федеративного государства и укрепление национальной безопасности и целостности России.
Одной из концептуальных основ государстве иной кадровой политики выступает положение, что Государственная кадровая политика должна быть единой для всей РФ, ее равноправных субъектов, всей системы государственной власти. Общероссийская государственная кадровая политика, выражая волю всего народа, может стать политикой не только федеральных органов, государства, но и всею народа, всего общества, те общенациональной политикой. Общенациональная политика носитель - наиболее общих начал кадровой деятельности (целей, приоритетов, принципов единых, научно обоснованных стандартов, критериев обучения кадров их оценки и отбора), что придает ей целостность и сущностную определенность. Общие принципы и приоритеты, закрепленные в Конституции РФ (п. 4 ст. 32 о равном доступе граждан к государственной службе и п. 2 ст. 19, гарантирующей гражданам равенство прав и свобод независимо от должностного положения), а также в других нормативно-правовых актах, конкретизируются на уровне субъектов Федерации и местном уровне с учетом региональных задач, условий и возможностей. Они служат исходной базой, основой для взаимодействия и координации работы с персоналом всех государственных и негосударственных структур.
Федеральная и региональная (субъектов РФ) кадровая политика важнейшие направления государственной кадровой политики. Федеральная кадровая политика в условиях становления новых демократических федеративных отношений, взаимного согласования интересов центра и субъектов Федерации должна играть ведущую роль в государственном регулировании кадровых процессов. Как основа государственной кадровой политики, она призвана обеспечивать, прежде всего, осуществление федеральных полномочий и компетенции в отношении кадров.
Главной стратегической задачей федеральной кадровой политики может стать формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного государственного аппарата, способного обеспечить решение определенных законом задач, исполнение функций и полномочий федеральных органов власти. Федеральная кадровая политика, отражая и защищая интересы и потребности субъектов Федерации, добивается их гармоничного согласования и единства с федеральными интересами. В то же время она призвана добиваться ликвидации излишне централизованного государственного управления кадровой деятельностью, передавая по возможности больше прав, полномочий и ответственности региональным и местным органам, поощряя поиск рациональных технологий принятия кадровых решений. В современных условиях, когда идет процесс децентрализации государственного управления, укрепления самостоятельности субъектов РФ. когда каждый из них решает свои кадровые вопросы, необходима единая государственная кадровая политика. Это принципиально важно для сохранения и укрепления целостности России. Такая политика объединяет позиции федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ по кадровым вопросам, всех, кто участвует в ее разработке и реализации, с учетом федеральных, региональных и местных интересов.
Лекция 1. Кадровая политика государства
В связи со сложностью и многообразием задач управления современным социально-экономическими системами значение социальной политики, — равно как и ее важнейшей составляющей — кадровой политики выросло Социальная политика — важнейшее направление деятельности как государственной власти, так и крупных хозяйственно-промышленных систем.
Взаимосвязь кадровой и социальной политики показана в (табл. 1).
Таблица 1