ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 20-30-е ГОДЫ XX в.

· Общая характеристика

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ

· 1. Генуэзская конференция.

· 2. Международное признание СССР.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мир­ного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервен­ции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского госу­дарства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обост­рились противоречия между самими крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских госу­дарств — Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемствен­ность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

Первое положение — принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий взаимную помощь в борьбе международного рабо­чего класса и антикапиталистических национальных движений в слабо­развитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую со­циалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интерна­ционал (Коминтерн). В него вошли многие левосоциалистические пар­тии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунисти­ческие) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих госу­дарств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение — принцип мирного сосуществования с капитали­стической системой — определялось необходимостью укрепления пози­ций Советского государства на международной арене, выхода из поли­тической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом. Противо­речивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследо­вательность внешнеполитических акций молодого Советского государ­ства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую поли­тическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственно­сти, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, про­никновения в нее иностранных капиталов и товаров.

На верх

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ

На верх

В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом пре­терпели значительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевист­ской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстанов­ления разрушенного народного хозяйства.

В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обяза­тельства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советско­го государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах ре­шались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглаша­лись принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установ­ление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ- Батора.

На верх

Генуэзская конференция.

На верх

В 1921 г. Советское правительство пред­ложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Совет­ской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: ком­пенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собст­венность на территории бывшей Российской империи; отменить моно­полию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудниче­ство на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политиче­скому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со сто­роны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономи­ческого сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внут­ренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

На верх

Международное признание СССР.

На верх

В 1924 г. Англия, крайне заин­тересованная в торговле с Россией, первой официально признала Совет­ское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широ­ким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924—1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капита­листических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и меж­дународной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападе­нии и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с деклара­цией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. — с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад от­верг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана — Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспе­чить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интерна­ционализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сип (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьда- новского правительства привела к разрыву советско-китайских отноше­ний. Летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и ар­мией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономиче­ского характера.

Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала ди­пломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правитель­ства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку со­ветских товаров в свои страны.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определив­ший основные направления внешней политики Советского правительст­ва. Он констатировал усиление напряженности в международных отно­шениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политиче­ским противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибоч­ными. Фактически они привели к самоизоляции международного ком­мунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил.

На верх

Наши рекомендации