Система обеспечения безопасности личности в общей структуре обеспечения национальной безопасности российской федерации.
В настоящее время для Российской Федерации наступил качественно новый этап развития. Ситуация в стране крайне сложна и противоречива. Процессы реформирования в обществе и государстве протекают болезненно и трудно; порой они блокируются различного рода оппозиционными политическими движениями, экстремистскими группировками, представителями разрастающейся организованной преступности и коррумпированного чиновничества, подрывной деятельностью спецслужб отдельных иностранных государств.
В этих условиях необходимо выработать новую парадигму национальной безопасности, отвечающую принципиально новым национальным целям и задачам. Без этого немыслимо формирование органов и сил обеспечения национальной безопасности и в целом государственного управления.
Понятие «система обеспечения национальной безопасности» включает в себя два аспекта: наличие соответствующих структур (структурные компоненты системы) и определенных функций этих структур (функциональные компоненты системы). В соответствии со ст. 8 Закона «О безопасности» эту систему образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Научное понятие «система национальной безопасности» шире правового. Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных для достижения определенной цели структурных и функциональных компонентов. «Безопасность личности» - категория, отражающая сложное социальное явление, которое характеризуется органичной взаимосвязью человека, находящегося в состоянии опасности, с социальной средой, обществом. Социальный фактор имеет решающее значение в механизме возникновения и устранения опасности. Сам человек - существо в значительной степени социальное, его жизненно важные интересы и конкретные условия жизнедеятельности, в том числе и те, в связи с которыми он оказывается в опасной ситуации, социально обусловлены. Угрозы, формирующие опасность, также в основном имеют социальную природу (либо производны от различных социальных источников, то есть социогенны, либо получили возможность действовать благодаря социальной индифферентности, попустительству и нарушениям социальных норм). Отсюда следует, что общество обязано нести ответственность за судьбу человека, оказавшегося в опасности, а сам он имеет право на обеспечение его безопасности социальными средствами.
Таким образом, безопасность личности можно рассматривать как некоторую систему отношений, существующих между человеком, оказавшимся в опасном состоянии, обществом и государством. В связи с тем что речь идет о состояниях, угрожающих основополагающим, социально значимым, жизненно важным интересам человека, такие состояния носят относительно массовый характер, а обеспечение безопасности требует властных полномочий, отношения безопасности должны иметь правовое выражение и закрепление, то есть иметь форму правового отношения.
Безопасность как состояние предполагает в буквальном смысле наличие угроз и противодействие им; если таковых нет, то вроде бы проблема безопасности снимается. В ряде случаев безопасность действительно сводится к нейтрализации угрозы воздействия какого-либо опасного источника. Например, государственная безопасность состоит в том, чтобы сохранить существующие позитивные государственные устои, устранить угрозы, способные подорвать их. Безопасность человека имеет некоторое своеобразие, оно состоит не только в том, чтобы сохранить какую-то имеющуюся жизненно важную функцию от внешних угроз. Например, может быть поставлен вопрос при необхо-
димости защитить жизнь человека от посягательства преступника. Однако жизнь может подвергаться опасности и когда на нее никто не посягает, но в силу негативных факторов она оказалась под угрозой (человек лишился средств к существованию в результате потери работы или трудоспособности, остался без имущества в результате пожара, получил тяжелое ранение или заболевание и т.п.). В этих ситуациях защищать нечего, нужно принимать меры по восстановлению системы жизнеобеспечения, здоровья, жизнедеятельности.
Рассмотрим информационную безопасность. В этой сфере опасность может возникнуть либо от негативного информационного воздействия (в этой ситуации надо защищаться от чего-то, безопасность сводится к защите), либо от отсутствия необходимой информации (в этой ситуации опасность существует, но защищать нечего, необходимо получить нечто необходимое для существования. Понятие безопасности как состояния защищенности здесь неуместно). Так же обстоит дело применительно к иным сферам безопасности человека. Таким образом, определение безопасности должно охватывать как защиту нормального состояния объекта от воздействия факторов, угрожающих жизненно важным интересам, так и восстановление такого состояния.
Сторонами (субъектами) правового отношения безопасности личности являются человек, оказавшийся в опасном состоянии, и государство в лице его органов. Содержание данного правоотношения образуют права и обязанности сторон: человек, находящийся в состоянии опасности, имеет право на защиту государством своих жизненно важных интересов от различных угроз, а государство обязано принять адекватные, соответствующие его возможностям меры по их устранению.
При этом человек, оказавшись в опасном состоянии, обязан предоставить государственному органу всю необходимую объективную имеющуюся в его распоряжении информацию о возникающих угрозах, оказывать органам возможное содействие, выполнять необходимые и обусловленные проводимыми мероприятиями требования.
Система норм, регулирующая права и обязанности сторон в отношениях, связанных с безопасностью, разнообразна. Она должна включать нормы об основах обеспечения безопасности человека. Таким актом мог бы стать федеральный закон о безопасности человека. Эта система норм должна быть дополнена отраслевыми (по видам источников опасности, например, и соответственно безопасности) специальными законодательными актами. Совокупность этих правовых норм образует законодательство в сфере безопасности человека.
Предметом законодательства в сфере безопасности являются отношения безопасности, возникающие между человеком, оказавшимся в опасном состоянии, и государством в лице его компетентного органа. Способ регулирования этих отношений - реализация прав и обязанностей сторон. Юридическим фактом (поводом) для возникновения правовых отношений безопасности человека является возникновение опасного для жизненно важного интереса человека состояния. Под опасным состоянием следует понимать воздействие на человека фактора (факторов), способного (способных) при отсутствии противодействия привести к гибели человека, утрате им (или значительному ослаблению) функциональных, жизненно важных способностей, а также результат такого воздействия. Опасность должна быть реальной и действительной. Негативные поражающие факторы должны либо начать свое негативное воздействие, либо угрожать таким действием, опасность может быть сохранена и после прекращения воздействия негативных факторов, когда одни факторы воздействия трансформируются в другие (например, лишение средств к существованию вызывает голод, заболевание и т.д.)
Цель правового регулирования отношений, связанных с безопасностью, состоит в исключении опасных состояний, в которых может оказаться человек. В конкретном случае опасного состояния применение норм права необходимо для того, чтобы устранить опасность, угрожающую жизненно важным интересам конкретного человека, восстановить утраченные человеком способности и (или) компенсировать их утрату, ликвидировать либо нейтрализовать источник опасности. Проблема безопасности человека находит свое отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Этот документ следует рассматривать как первую попытку выделить безопасность человека в самостоятельную проблему и соотнести ее с другими составляющими национальной безопасности. В нем обозначены основные угрозы, вызывающие опасные состояния человека, и определены некоторые направления работы по их устранению. Отдельные положения сформулированы в качестве общей национальной задачи, однако очевидно, что они имеют первостепенное отношение к безопасности человека (например, положения о преступности, вооруженных конфликтах и т.д.). Концепция четко определила триединство объекта национальной безопасности РФ: личность, общество и госу-
дарство, причем интересы личности поставлены на первое место. Это ко многому обязывает. При таком подходе, в частности, предполагается, что интересы общества в целом и государства должны учитывать в первую очередь интересы человека, ни в коем случае не противоречить им и не удовлетворяться за их счет.
К сожалению, раздел IV Концепции, в котором обозначены основные направления национальной безопасности РФ, отступает от приоритета интересов человека, хотя формально, казалось бы, отстаивает их. На протяжении всего раздела говорится о задачах в области государственного строительства, законодательства, экономики, политики, торговли, банковской деятельности и только потом - о проблемах, более близких к безопасности человека (преступность, духовность и экология), а затем вновь речь идет о безопасности государства - в оборонной сфере (проблеме оборонной безопасности уделено 50% текста разд. IV). Надлежащего внимания проблема человека и его безопасности не получила: если в Концепции говорится о его интересах, то только в производном смысле, человек фигурирует как составляющая общественных и государственных интересов.
В числе принципов обеспечения национальной безопасности нет ни одного, касающегося интересов человека. Правда, на первое место поставлен принцип соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ «при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности», что, как будто, предполагает защиту прав и свобод личности. Между тем создается впечатление, что интересы личности - не главное в системе национальной безопасности, а нечто побочное, какое-то досадное условие, которое надо учитывать при решении глобальных задач. Среди принципов обеспечения национальной безопасности следовало бы указать в числе первостепенных меры не только политического, экономического и информационного, но и духовного характера. Фактор духовности в принципах обеспечения безопасности не представлен, его определяющее значение показано в содержании национальных интересов (разд. II). В документе также ставятся задачи достижения национального и общественного согласия, духовного прогресса, подчеркнута важнейшая роль Русской православной церкви и церквей других конфессий в сохранении традиционных и духовных ценностей. Однако структура и значение этих ценностей в механизме обеспечения национальной безопасности, способы их сохранения, укрепления и приумножения не исследуются.
В преамбуле Концепции содержится замечание о том, что безопасность личности, общества и государства предполагается обеспечивать «с учетом имеющихся ресурсов и возможностей». Само по себе указание на «возможности» необходимо, однако, если не выделять приоритетность безопасности человека, последняя будет обеспечиваться, как и прежде, по остаточному принципу. Российская действительность такова, что о человеке вспоминают только тогда, когда существующие угрозы начинают реализовываться. Чиновничий государственный аппарат сориентирован на своеобразный «запах крови», пока этого нет, он ведет вялотекущую работу, игнорируя существующие угрозы, не желая знать об их существовании. Последующие экстренные меры по затратам намного превышают те, которые следовало бы принять в порядке предупреждения угроз. Почти каждое происшествие, о котором мы узнаём из СМИ (авария на шахте, столкновение поездов, крушение самолета с многочисленными жертвами), дешевле было бы предотвратить, чем ликвидировать его последствия.
Само появление Концепции свидетельствует о том, что государство официально признало положение, в котором находится Россия, как опасное, что обязывает принимать экстренные меры по его исправлению. Вместе с тем в Концепции понятие об опасности довольно расплывчато. Если исходить из того, что опасность означает наличие угроз, ведущих к гибели объекта либо утрате им своих жизненно важных качеств или функций, то следует признать, что в документе грань этой опасности, по крайней мере применительно к обществу и государству, не определена. Прежде чем говорить о том, что угрожает обществу и государству, нужно определить, каковы эти общество, государство сегодня и какими они должны быть, куда они идут. Если этого не сделать, то факторы, выдаваемые за опасность, кем-то могут признаваться благом. В Концепции перспективы России не определены. Применительно к человеку здесь больше ясности, потому и характеристика опасных состояний человека представлена более основательно.
Среди положений, непосредственно относящихся к безопасности человека, следует отметить указание на содержание интересов личности. К ним отнесены: реальное обеспечение конституционных прав и свобод, личная безопасность, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Ставится задача достичь такого экономического потенциала, который бы исключил «бедность как социальное явление», обеспечил «достойную жизнь ветеранам, инвали-
дам и людям преклонного возраста», доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг. Заслуживают внимания объективные оценки угроз безопасности человека. Кризисным признано состояние физического здоровья нации. Его истоки «лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства...», - утверждается в документе. Называются следующие угрожающие факторы:
• стремительный рост потребления алкоголя и наркотических веществ;
• резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей;
• деформация демографического и социального состава общества;
• подрыв трудовых ресурсов, фундаментальной ячейки общества - семьи;
• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества;
• увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;
• расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан;
• усиление социальной напряженности;
• снижение интеллектуального и производительного потенциала;
• сокращение численности населения;
• истощение основных источников духовного и экономического развития.
Знаменателен и сделанный в Концепции вывод о последствиях, к которым может привести нарастание негативных проявлений: утрата демократических завоеваний. Отсюда вытекает предложение о выработке общенациональной социальной программы.
Среди источников угроз национальной безопасности названы в качестве основных следующие: экономические, экологические, политические, духовные, криминальные (преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию); военные (нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией, наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, угроза нового военно-политического раскола континента и т.д.) и др. Названа, но не исследована угроза информационного характера, хотя в разделе направлений обеспечения безопасности поставлены задачи, связанные с всеобщей информатизацией и развитием информационных технологий.
Изложенные угрозы и опасные состояния, из которых не все относятся к человеку непосредственно, но, безусловно, влияют прямо или косвенно на его безопасность, служат основой для постановки самой проблемы, самостоятельной концепции и законодательной базы обеспечения безопасности человека.
Они подтверждаются имеющимися данными и могут быть использованы в качестве аргументов в пользу содержащихся в работе положений, выводов и предложений.
Цель системы обеспечения национальной безопасности состоит в том, чтобы создать механизм, позволяющий вырабатывать политику и стратегию государства и общества в этой области и реализовывать ее в конкретных функциях сил, отдельных органов и лиц. В самом общем виде формирование в государстве системы обеспечения национальной безопасности служит для противодействия угрозам национальным интересам. Параметры такой системы - надежность, обеспечивающая выполнение целей системы в полном объеме; разумная достаточность сил и средств, ограниченная возможностями государства формировать и содержать систему; соответствие органов, сил, средств, принципов системы ее функциональному предназначению (целям).
Системный подход к обеспечению национальной безопасности предполагает глубокое и всестороннее изучение процессов, протекающих в обществе и государстве, тенденций их развития, роли различных объективных и субъективных факторов, установление внутренних связей между ними. Политические кризисы и конфликты в Российской Федерации связаны с воздействием факторов экономического, военно-политического, социального, демографического, культурного, религиозного, психологического и иного порядка. Более того, одни и те же факторы в разные исторические периоды могут вызвать неодинаковые последствия.
Наибольшие трудности в изучении системы обеспечения национальной безопасности вызывает то обстоятельство, что не все ее элементы сегодня исследованы в равной мере полно. Нет комплексных исследований системы обеспечения национальной безопасности, подсистем этой большой системы - систем структурных и функциональных компонентов.
Сущность системного подхода в исследовании проблем национальной безопасности заключается прежде всего в том, что деятельность личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности рассматривается как открытая динамическая система в совокупности с ее важнейшими внутренними и внешними взаимосвязями для нахождения путей оптимизации этой системы. Личность, общество и государство, объединяясь в процессе решения стоящих перед ними задач по достижению конкретных целей (например, по реализации какого-то интереса), направляют свои усилия на получение определенного результата. Эта цель определяет все взаимоотношения между компонентами системы, ее структуру и функции, а также конкретные задачи управления по поддержанию безопасности на определенном уровне или изменению ее состояния.
Рассмотрим отдельные компоненты системы обеспечения национальной безопасности. В качестве структурных компонентов системы можно выделить следующие:
• цели системы как отражение объективной потребности личности, общества и государства в надежной защите их интересов внутри страны и за ее пределами;
• интересы личности, общества и государства как осознанные потребности в безопасном существовании и прогрессивном развитии;
• ценности личности, общества и государства как совокупность материальных и духовных ценностей страны со своими мировоззренческими, историческими, культурологическими, социальногеографическими и демографическими признаками;
• силы и средства обеспечения национальной безопасности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• органы, соответствующие целям системы, владеющие необходимой информацией, средствами и силами для воздействия на изменения состояний системы в целях приведения ее в состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
• субъекты, испытывающие потребность в обеспечении национальной безопасности (личность, общество, государство);
• объекты национальной безопасности (личность, общество, государство);
• ресурсы обеспечения национальной безопасности.
Основные связи структурных компонентов, возникающие в процессе функционирования системы, отражаются в функциональных компонентах. Системный подход концентрирует внимание на пяти основных функциональных компонентах:
• гностическом, включающем действия, связанные с накоплением и анализом новых знаний, информации о реальных и потенциальных угрозах;
• проектировочном, включающем действия, связанные с планированием деятельности органов в направлении достижения целей системы;
• конструктивном, включающем действия по отбору и композиционному построению воздействия на систему с помощью сил и средств на каждом этапе достижения целей, определению особенностей деятельности по обеспечению безопасности в каждой сфере на конкретном этапе;
• коммуникативном, включающем действия, связанные с установлением целесообразного взаимодействия между органами, силами и средствами системы в процессе ее функционирования;
• организаторском, включающем действия по реализации конкретного воздействия на угрозы интересам личности, общества и государства с целью их устранения (парирования, локализации).
Структурные и функциональные компоненты представляют принципиальную теоретическую модель системы обеспечения национальной безопасности в самом общем виде, которая удовлетворяет всем формальным признакам любой социальной системы: связности (цельности), предполагающей ограничение исследования выделением существенных зависимостей между объектными областями; константности (стабильности), предполагающей воспроизводимость (моделируемая система может быть обнаружена в разнообразных условиях и оказывается инвариантной при изменении ряда параметров явления); технологичности (модель должна проверяться в реальном эксперименте или наблюдении); наблюдаемости (возможности связать ключевые моменты теоретической модели с реальными эффектами, которые можно фиксировать в изучаемой области объектов); обозримости (включение в модель по возможности минимального и, во всяком случае, обозримого числа параметров).
Для изучения системы обеспечения национальной безопасности могут использоваться любые методы, хорошо зарекомендовавшие себя при изучении социальных систем. Однако при этом необходимо учитывать, что национальная безопасность и составляющие ее подсистемы относятся к клас-
су особо сложных систем, поэтому изучение системы обеспечения национальной безопасности, ее структурных и функциональных компонентов - подсистем должно охватывать значительное число разнообразных методов добывания, обработки, анализа и обобщения научных данных. Общую стратегию и направления исследований во всех сферах безопасности определяют организационные методы. Для анализа эффективности национальной безопасности, уровней защищенности интересов личности, общества и государства, подготовленности управленцев к деятельности по обеспечению национальной безопасности, на наш взгляд, могут с успехом использоваться сравнительный и комплексный методы.
Среди эмпирических методов в исследованиях проблем национальной безопасности, безусловно, можно применять метод наблюдения в его прямой и косвенной формах. Данный метод позволяет проанализировать состояние исследуемых объектов в зависимости от временного фактора, делать соответствующие прогнозы развития безопасности по сферам жизнедеятельности, увидеть динамику формирования и развития угроз национальным интересам. В ряду методов исследования проблем национальной безопасности особая роль принадлежит методу оценивания (рейтинг). Этот метод позволяет не только на логическом уровне определять приоритетность интересов, угроз, но и подразумевает использование математического аппарата при обработке результатов экспертной оценки целого спектра проблем, прямо или косвенно влияющих на национальную безопасность, построении моделей безопасности в различных сферах, а также при оптимизации управленческих решений, выработке критериев безопасности по сферам жизнедеятельности.
В последнее время учеными при исследовании различных аспектов безопасности личности, общества и государства с успехом используются социологические методы: опрос, анкетирование, интервью. Опросы позволяют выявить мнения не только специалистов, но и различных групп, общностей людей по многим проблемам обеспечения безопасности. Так, опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения, помогли сформулировать жизненно важные интересы личности и общества на переходном этапе развития Российской Федерации.
Исследование проблем обеспечения национальной безопасности невозможно без системного изучения и анализа различных информационных источников, в том числе документов и материалов разведывательных органов. Поэтому использование контент-анализа как одного из методов исследования проблем обеспечения национальной безопасности представляется обоснованным и необходимым. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в целом методологические аспекты исследования проблем национальной безопасности разработаны еще крайне слабо. Без решения общих методологических вопросов трудно рассчитывать на успех и в разрешении частных проблем обеспечения национальной безопасности.
Под обеспечением национальной безопасности в Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан, по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им как обязательное и непременное условие защиты национальных интересов России. Главная цель обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - создание и поддержание необходимого уровня защищенности всех объектов безопасности, такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое создавало бы благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало бы опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права и подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации на международной арене. Данная цель достигается через решение целого ряда задач обеспечения национальной безопасности:
• подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного курса;
• совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
• формирование гармоничных межнациональных отношений;
• обеспечение международной безопасности России;
• укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;
• обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом
мире.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации выступают:
• законность;
• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
• взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
• интеграция с международными системами безопасности;
• соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
• единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
• приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;
• реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;
• соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);
• сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности в соответствии с федеративным устройством России и разграничение полномочий в этой области между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Основные направления обеспечения национальной безопасности в различных сферах деятельности государства детально изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Законодательную основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.