Саранчук Ю.М. Негосударственные структуры безопасности в гражданском обществе

Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединений граждан негосударственными средствами. Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур гражданского общества, так и от органов власти <1>.
--------------------------------
<1> См.: Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву, 2007 г. М., 2008. С. 5 - 25; Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории "гражданское общество" в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 45 - 48.

Значительный интерес в рассматриваемом вопросе представляет работа Л.Ю. Грудцыной, связанная с исследованием профессиональных юридических сообществ, оказывающих квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации, как элементов гражданского общества <2>. Автор условно подразделяет всю совокупность общественных отношений на три сферы: политическую (государственную) сферу, сферу отношений в рамках гражданского общества, сферу отношений частной (личной) жизни, - и определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных) между индивидами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений.
--------------------------------
<2> Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор. 2008 // СПС "КонсультантПлюс".

Любое общество может эффективно функционировать только тогда, когда обеспечена защита жизненно важных интересов его субъектов, следовательно, к одной из социально значимых функций в гражданском обществе можно отнести и обеспечение безопасности, что подтверждается, например, положениями Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, приоритетной задачей которой провозглашается защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина <3>.
--------------------------------
<3> СПС "КонсультантПлюс".

Современное российское законодательство не содержит определения понятия "безопасность" (определявший данное понятие Федеральный закон утратил силу), тем не менее Стратегия национальной безопасности (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, содержит систему понятий в сфере национальной безопасности: национальные интересы Российской Федерации; угроза национальной безопасности; система обеспечения национальной безопасности; силы обеспечения национальной безопасности; средства обеспечения национальной безопасности <4>. Данный понятийный ряд можно спроецировать и на систему отношений в рамках гражданского общества.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2009. N 88. 19 мая.

Безусловно, государство выступает важнейшим элементом в системе обеспечения безопасности во всех сферах деятельности, однако в настоящее время в России сложилась достаточно мощная система негосударственных субъектов обеспечения безопасности (далее - НСБ) и ее эффективная деятельность во взаимодействии с государством во многом определяет уровень обеспечения безопасности в обществе.
По данным Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов по состоянию на 1 января 2012 г., в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678600 граждан Российской Федерации. Из них каждый второй имеет опыт государственной службы: в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96600 человек, внутренних войск МВД России - 10100 человек, органов безопасности - 8400 человек, других правоохранительных органов - 7300 человек, военнослужащих Министерства обороны Российской федерации - 37300 человек. Частные охранные организации охраняют 542800 объектов различного назначения. В их числе промышленные предприятия, объекты кредитно-финансовой сферы, торговли, высшей и средней школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и т.д. Более 32500 охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии <5>.
--------------------------------
<5> URL: http://www.rasi.ru/print.php?id=947&funky=print.

На наш взгляд, в составе НСБ можно выделить следующих субъектов: частные охранные организации, частные детективы, объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, казачьи общества. Подробнее остановимся на рассмотрении роли и места указанных субъектов в обеспечении безопасности.
Частные охранные организации. Часть 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <6> определяет перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.
--------------------------------
<6> Российская газета. 1992. N 100. 30 апреля.

Следует отметить, что законодатель наряду с указанными выше услугами в сфере охраны предоставил право организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" <7>. В соответствии с данными Правилами деятельность частной охранной организации регламентируется соглашением об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом или его структурным подразделением. В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления таких обязанностей, как участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий; содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности и др.
--------------------------------
<7> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 506.

Частные детективы. Частью 1 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <8> в целях сыска разрешено предоставление следующих видов услуг: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Частные детективы могут заключать соглашение о содействии правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
--------------------------------
<8> Российская газета. 1992. N 100. 30 апреля.

Объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Формы участия граждан в охране общественного порядка определены в Главе 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <9>: содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (одной из форм такой деятельности является народная дружина).
--------------------------------
<9> URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.04.2014).

Отдельно необходимо отметить участие граждан в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О добровольной пожарной охране" <10>, который предусматривает организацию деятельности добровольной пожарной охраны в формах: общественных объединений пожарной охраны - созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированных общественных объединений физических лиц и (или) юридических лиц, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ; общественных организаций пожарной охраны - основанных на членстве общественных объединений пожарной охраны, созданных физическими лицами и (или) юридическими лицами для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей; общественных учреждений пожарной охраны - не имеющих членства общественных объединений пожарной охраны, созданных в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.
--------------------------------
<10> Российская газета. 2011. N 98. 11 мая.

Казачьи общества. В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <11> под казачьими обществами понимаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
--------------------------------
<11> Российская газета. 1996. N 14. 24 января.

Часть 4 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственной службе российского казачества" предоставляет право казачьим сообществам оказывать содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ; организовывать военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом. Добавим, что в соответствии со ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 82 <12> войсковому казачьему обществу, внесенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, предоставлено право учреждения частной охранной организации.
--------------------------------
<12> Российская газета. 2010. N 42. 2 марта.

Одним из принципов обеспечения безопасности является принцип взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности <13>. В этой связи следует отметить важную роль в координации деятельности НСБ и повышении эффективности взаимодействия НСБ с государственными органами, таких организаций как Общественная палата Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В структуре Общественной палаты Российской Федерации создана Комиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. В рамках работы комиссии проводятся слушания, круглые столы, посвященные месту и роли НСБ в системе обеспечения безопасности <14>. Одной из главных тем слушаний является выработка рекомендаций по дальнейшему развитию отрасли частного охранного бизнеса, реализация его миссии, под которой следует понимать создание безопасных условий для жизни человека и ведения бизнеса, предоставление качественных и комплексных услуг в сфере охраны и безопасности. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации успешно действует Комитет по безопасности предпринимательской деятельности <15>, его целью является выработка идеологии защиты предпринимательской деятельности на основе единой концепции государственной политики и способствования созданию благоприятных условий для развития цивилизованной предпринимательской деятельности в России.
--------------------------------
<13> Российская газета. 2010. 29 декабря.
<14> URL: http://www.rasi.ru/print.php?id=947&funky=print.
<15> URL: http://www.tpprf.ru/ru/interaction/committee/kombez/about/.

Н.Н. Терехова

Наши рекомендации