Дореволюционный этап развития федеративного устройства в России
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет | … |
Специальность/направление подготовки | ….. |
Специализация/профиль/программа | бакалавриат |
Кафедра | ….. |
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Конституционное право |
на тему: |
Особенности федеративного устройства современной России |
Автор работы: | |||
студент … курса | |||
группы … | |||
очной формы обучения | |||
…. | |||
подпись__________ | |||
Проверил: | |||
….. | |||
…… | |||
Оценка:__________ | |||
Подпись:__________ | |||
Дата:__________ |
Владимир 2015
Содержание
|
Введение
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация политической власти, в которой одним из важных решений является выбор той или иной формы государственного устройства. В настоящее время выделяют три формы государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. В современном мире федеративная система существует более чем в двух десятках стран. Россия не стала исключением. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия - федеративное государство.
Актуальность данной темы исследования определяется особенностями современного федеративного устройства России, сочетающего в себе как национальный, так и территориальный принцип устройства страны.Федерация достаточно молодая форма государственно устройства, но имеет большие перспективы развития. Для таких крупных и многонациональных государств как Россия, именно эта форма государственно-территориального устройства способна обеспечить стабильность, целостность и процветание государства. Федерализм в России во многом уникален, но далеко не идеален. В настоящее время Россия переживает сложный переходный период в экономическом, политическом, социальном развитии, приобретая демократические формы, сталкиваясь с нерешенностью многих проблем. В первую очередь, это «вечный» национальный вопрос, обострение межнациональных конфликтов, проблема разграничения компетенции Российской Федерации и её субъектов, а также ряд других вопросов. Нерешенность этих проблем, перспективы развития также определяют актуальность выбранной темы исследования.
Значимостьработы, прежде всего, заключается в том, что в настоящее время, в федеративном устройстве России существует множество проблем, в условиях которых происходит развитие нашего государства в разных сферах деятельности, а также стоит острая необходимость преодоления этих проблем и дальнейшее преобразование российского федерализма
Степень изученности данной темы представлена в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.
Работы иностранных исследователей, в которых изучалось федеративное устройство в целом: Ж.Бодена, М.Вебера, Т.Гоббса, Г.Еллинека, М.Зейделя, А.Лабанда, Ш.Монтескье, Д.Мэдисона, Ж.Ж.Руссо, А.Токвиля.
Работы дореволюционных российских государствоведов: Н.М. Коркунова, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского.
Хотелось бы отметить труды таких ученых как: Алексеев А.И. - Истоки федерализма, Федоров А.Ф. - Российский федерализм: исторический опыт и современность, Смирнягин Л.B. - Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки.
В настоящее время число научных публикаций, посвященных проблемам и особенностям федеративного устройства России, растет. Отмечу молодых ученых таких как: A.C. Автономов, A.M. Арбузкин, H.A. Умнова, И.В. Лексин, К.Т. Курашвили, Н.М. Добрынин, A.A. Жученко Баглай М.В., Чиркин В.Е., Иванов И.Я., Энтин Л.М., Ильин И.А., Лейбо Ю.И., Кашкин С.Ю, O.E. Кутафин, Е.И. Козлова и другие.
Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и развития федеративного устройства в России.
Предметом исследования – федеративное устройство в современной России.
Цель данной работы: изучить федеративное устройство в России, особенности, проблемы и перспективы его развития.
Для реализации цели я поставила перед собой следующие задачи:
ü Рассмотреть становление и развитие федеративного устройства в России на разных исторических этапах.
ü Дать понятие и изложить принципы федеративного устройства.
ü Определить особенности федеративного устройства современной России.
ü Проанализировать проблемы и перспективы развития федеративного устройства России.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы: общенаучные методы исследования, системный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ нормативно-правовой базы и некоторые другие методы.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования, и включает в себя: титульный лист, содержание, введение, две основные главы, содержащие в себе по три параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Становление и развитие федеративного устройствав России
Заключение
Обобщая исследуемый материал, можно сделать вывод, что федеративное устройство России имеет глубокое историческое развитие. Начиная формироваться еще в дореволюционную эпоху, российский федерализм стал детально развиваться начиная лишь с советского периода, причем длительный промежуток времени в составе другой федерации – СССР, в условиях тоталитарного режима и национального гнёта.Совершенствование продолжается и по настоящее время.
Федеративное устройство – это способ территориальной организации государства, в котором административно-территориальные единицы являются субъектами федерации, которые обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Данное государственное устройство было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в которой нашли отражение основополагающие начала функционирования федеративного государства, способствующие успешному развитию России.
Историческое развитие, закрепленные принципы во многом определяют особенности федеративного устройства России, которое является уникальным. Но эта уникальность, в свою очередь, и порождает массу проблем, к которым можно отнести асимметричность, межнациональные конфликты, проблемы разграничения предметов ведения и др. От решения этих проблем во многом зависит государственная целостность территории, экономическая, политическая, социальная стабильность, устойчивость развития как общества, так и государства в целом.
В настоящее время, в Российской Федерации одним из значимых является вопрос дальнейшего реформирования федеративного устройства, которое включает в себя, в первую очередь, решение множества накопившихся проблем, а именно:
· Создание благоприятных условий для развития различных регионов.
· Проведение национальной политики, направленной на защиту прав каждой этнической группы, языка, культуры, обеспечения безопасности проживания народов.
· Укрепление федеративных отношениймежду «центром» и другими регионами.
· Стремлению к реальному принципу равноправия субъектов Российской Федерации.
Необходимость именно федеративного устройства России не ставится под сомнение, ведь для такой территориально большой, многонациональной страны именно эта форма государственно-территориального устройства способна обеспечить целостность, устойчивость развития государства.
Федеративное устройство России перспективное явление. Да существуют проблемы, которые иногда становятся заметны лишь спустя какой-то промежуток времени, но в нашем государстве есть необходимый потенциал, а значит и будет решение проблем, достижение высоких результатов.
Библиографический список
Законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // «Свод законов РСФСР», т. 1, с. 13, 1988 г.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 N 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» // «Российская газета», N 218, 12.11.1997
Монографии, диссертации, научные сборники, учебники:
4. Абдулатипов Р.Г. Судьбы народов России в XXI веке: Стратегия государственной национальной политики: / Р.Г. Абдулатипов, В.А. Михайлов.- Махачкала: издательский дом «Эпоха», 2013.- 192 с.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай.- М.: Норма, 2013.- 783 с.
6. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай.- М.: Норма, 2004.- 832 с.
7. Безруков А.В. Конституционное право России / А.В. Безруков.- М.: Юстицинформ, 2015.- 304 с.
8. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова.- М.: Проспект, 2009.- 630 с.
9. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян.- М.: НОРМА, 2001.- 352 с.
10. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации / С.И. Носов.- М.: Статут, 2014.- 391 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
11. Бураева К.Т. Истоки современного федерализма в России / К.Т. Бураева // Вестник Владикавказского научного центра.- Владикавказ, 2015.- С. 21-25
12. Бакунин М.А.Государственность и анархия / М.А. Бакунин.- переработана под издательством «Книговек», М.: 2014.- 640 с.
13. Вологина Э.А. Конституционные принципы российского федерализма / Э.А. Вологина, С.М. Бахшалиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.- Волгоград, 2011.- С. 131-135
14. Гайдукова И.Б. Регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации : Проблемы и перспективы / И.Б. Гайдукова, Ю.Ю. Годунова // Духовная ситуация времен. Россия XXI век.- Курск, 2014.- С. 48-52
15. Григорян В.В. Федерализм в конституционном праве / В.В. Григорян // Теоретические и практические аспекты развития современной науки.- М., 2015.- С. 152-157
16. Григорьев Н.А. Современный этап эволюции системы отношений «центр - регионы» / Н.А. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К, Аммосова.- Якутск, 2014.- № 1.- С. 157-165
17. Дмитриев Ю.А. О форме государственного устройства / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Актуальные вопросы образования и науки.- Архангельск, 2015.- № 3.- С. 23-27
18. Казаков А.Г. Межнациональные конфликты в Российской Федерации в начале XXI в. Как фактор нестабильности федеративного государства / А.Г. Казаков // Актуальная теология.- Омск, 2014.- С. 71-77
19. Кокотов А. Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти / А.Н. Кокотов // Журнал российского права.- М, 2002.- № 8.- С. 27-33
20. Коломейцева Т. А. К вопросу о проблемах федерализма в России / Т.А. Коломейцева, И.А. Куцури // Теоретические и прикладные аспекты современной науки.- СПб, 2015.- № 8.- С. 59-69
21. Романов Ю.А. Проблема этнополитической составляющей Российского Федерализма / Ю.А. Романов // Наука и мир.- Волгоград, 2015.- № 1.- С. 155-158
22. Сюткина Н.С. Об особенностях Российского федерализма / Н.С. Сюткина // Наука, техника и образование.- Иваново, 2015.- С. 70-72
23. Тимченко Д.В. Асимметрия Российского федерализма : конституционно-правовой аспект / Д.В. Тимченко // Вопросы политической науки.- М., 2015.- С. 24-29
24. Уханкин В.В. Формирование федеративной государственности в России в советский период / В.В. Уханкин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.- Калининград, 2015.- С. 60-63
25. Федореноко С.П. Современный российский федерализм как фактор устойчивого развития политической и правовой систем / С.П. Федоренко, Курилкина О.А. // Философия права.- Ростов, 2015.- С. 43-48
26. Федорец М.Н. О модернизации государственно-территориального устройства Российской Федерации / М.Н. Федорец // Государство и право.- Тюмень, 2015.- № 4.- С. 98-101
27. Филиппов О.А. Становление и развитие федеративных отношений в России / О.А. Филиппов // Правовое государство: теория и практика.- Уфа, 2015.- С. 132-137
28. Хабирова А.В. Категориальный статус и проблемно-теоретическое поле понятия «федерализм» / А.В Хабирова // ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки.- Казань, 2007.- № 3.- С. 68-84
29. Хаматханова М.М. Федерализм и проблемы оптимизации отношений «центр – регионы» в современной России / М.М. Хаматханова / Вестник поволжского института управления.- Москва, 2015.- С. 54-60
30. Хусаинов С.М. Истоки идей федерализма в России и башкирская народная публицистика XVIII века / С.М. Хусаинов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015.- С. 191-196
31. Шайхеев Т. И. Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации / Т.И. Шахеев // Государственная власть и местное самоуправление.- М., 2015. № 6. С. 3-8.
Электронные ресурсы
32. Грудинин Н.С. К вопросу о сущности современного российского федерализма // Naukarastudent.ru. – 2015. – № 09 (21) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/21/2877/
33. Комсомольская правда // Эксперт об убийстве дагестанца у «Галереи».-СПб., 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://m.spb.kp.ru/daily/26354.5/3236043/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет | |
Специальность/направление подготовки | |
Специализация/профиль/программа | бакалавриат |
Кафедра |
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента … курса очной формы обучения гр…
……
по дисциплине:
… |
на тему: |
Особенности федеративного устройства современной России |
СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
От 18 до 21 балла – «хорошо»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет | … |
Специальность/направление подготовки | ….. |
Специализация/профиль/программа | бакалавриат |
Кафедра | ….. |
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Конституционное право |
на тему: |
Особенности федеративного устройства современной России |
Автор работы: | |||
студент … курса | |||
группы … | |||
очной формы обучения | |||
…. | |||
подпись__________ | |||
Проверил: | |||
….. | |||
…… | |||
Оценка:__________ | |||
Подпись:__________ | |||
Дата:__________ |
Владимир 2015
Содержание
|
Введение
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация политической власти, в которой одним из важных решений является выбор той или иной формы государственного устройства. В настоящее время выделяют три формы государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. В современном мире федеративная система существует более чем в двух десятках стран. Россия не стала исключением. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия - федеративное государство.
Актуальность данной темы исследования определяется особенностями современного федеративного устройства России, сочетающего в себе как национальный, так и территориальный принцип устройства страны.Федерация достаточно молодая форма государственно устройства, но имеет большие перспективы развития. Для таких крупных и многонациональных государств как Россия, именно эта форма государственно-территориального устройства способна обеспечить стабильность, целостность и процветание государства. Федерализм в России во многом уникален, но далеко не идеален. В настоящее время Россия переживает сложный переходный период в экономическом, политическом, социальном развитии, приобретая демократические формы, сталкиваясь с нерешенностью многих проблем. В первую очередь, это «вечный» национальный вопрос, обострение межнациональных конфликтов, проблема разграничения компетенции Российской Федерации и её субъектов, а также ряд других вопросов. Нерешенность этих проблем, перспективы развития также определяют актуальность выбранной темы исследования.
Значимостьработы, прежде всего, заключается в том, что в настоящее время, в федеративном устройстве России существует множество проблем, в условиях которых происходит развитие нашего государства в разных сферах деятельности, а также стоит острая необходимость преодоления этих проблем и дальнейшее преобразование российского федерализма
Степень изученности данной темы представлена в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.
Работы иностранных исследователей, в которых изучалось федеративное устройство в целом: Ж.Бодена, М.Вебера, Т.Гоббса, Г.Еллинека, М.Зейделя, А.Лабанда, Ш.Монтескье, Д.Мэдисона, Ж.Ж.Руссо, А.Токвиля.
Работы дореволюционных российских государствоведов: Н.М. Коркунова, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского.
Хотелось бы отметить труды таких ученых как: Алексеев А.И. - Истоки федерализма, Федоров А.Ф. - Российский федерализм: исторический опыт и современность, Смирнягин Л.B. - Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки.
В настоящее время число научных публикаций, посвященных проблемам и особенностям федеративного устройства России, растет. Отмечу молодых ученых таких как: A.C. Автономов, A.M. Арбузкин, H.A. Умнова, И.В. Лексин, К.Т. Курашвили, Н.М. Добрынин, A.A. Жученко Баглай М.В., Чиркин В.Е., Иванов И.Я., Энтин Л.М., Ильин И.А., Лейбо Ю.И., Кашкин С.Ю, O.E. Кутафин, Е.И. Козлова и другие.
Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и развития федеративного устройства в России.
Предметом исследования – федеративное устройство в современной России.
Цель данной работы: изучить федеративное устройство в России, особенности, проблемы и перспективы его развития.
Для реализации цели я поставила перед собой следующие задачи:
ü Рассмотреть становление и развитие федеративного устройства в России на разных исторических этапах.
ü Дать понятие и изложить принципы федеративного устройства.
ü Определить особенности федеративного устройства современной России.
ü Проанализировать проблемы и перспективы развития федеративного устройства России.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы: общенаучные методы исследования, системный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ нормативно-правовой базы и некоторые другие методы.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования, и включает в себя: титульный лист, содержание, введение, две основные главы, содержащие в себе по три параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Становление и развитие федеративного устройствав России
Дореволюционный этап развития федеративного устройства в России
Российский федерализм имеет глубокие исторические корни. Если окунуться в историю России, то можно заметить две тенденции в становлении государства. Одна заключается в стремлении удельных княжеств и земель к самостоятельности, сохранению самобытности, а другая — к созданию и укреплению сильного централизованного (унитарного) государства. В период феодальной раздробленности все удельные княжества лишь формально были объединены под властью Киевского князя, что привело к внешнеполитической слабости и уязвимости. Большая территория и разнохарактерность славянских племен создавали много трудностей в объединении их в единое централизованное государство. В первую очередь, татаро-монгольское нашествие и последующая борьба за независимость окончательно определили исторический путь России как централизованного унитарного государства. Последующее расширение Российской империи проходило именно в рамках унитарного централизованного государства.
В дореволюционной России уже при Петре I прослеживаются тенденции к децентрализации государственной власти. В первую очередь это проявлялось в реформе 1708 года, в результате которой территория Российского государства делилась на 8 губерний. Также это проявлялось в реформе Екатерины II в 1775 году, в результате которой количество губерний увеличилось до 50, которые практически в неизменном виде просуществовали до революции.
Идеи федерализма в России более основательно возникают в начале XIX века.Следует подчеркнуть, что о федерализме в России мечтали известные ученые-обществоведы второй половины XIX века. Среди них следует выделить М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева, Б.Н. Чичерина и других.[1]
Новым этапом в разработке этой теории явилась эпоха деятельности декабристов. Определенный вклад в развитие теории федерализма внесло «Северное общество» декабристов во главе с Н. М. Муравьевым.[2]В обоих проектах Конституции Никиты Михайловича Муравьёва содержался подробный план федеративного устройства России.
Среди ученых, мыслителей России XIX века выделялись и противникифедерализма. Из декабристов наиболее принципиальную, радикальную позицию занимал П. Пестель. Он был уверен в том, что федеративное устройство государства несет в себе «почву для саморазрушения», «скрытые причины» развала, а для России он особенно непригоден, так как она самая большая страна, где проживают слишком разнородные народы, многие из которых являются малочисленными и отставшими в своем экономическом, политическом и культурном развитии.П. Пестель считал недопустимым всерьез изучать проблемы федерализма.[3]
Вслед за П. Пестелем такие же позиции и проповедовал русский ученый А. Ященко. Он находил достаточные аргументы, убеждая своих читателей и единомышленников в том, что для России федерализм будет саморазрушающимся
элементом.А. Ященко считал, что федерализм как политическое средство объединения различных народов для России не является актуальной проблемой. он исходил из того, что в России давно сложилось общее политическое пространство, где имеется надежная государственность со всеми вытекающими отсюда возможностями.[4] Ошибочность мнений П. Пестеля и А. Ященко, а также их единомышленников, по поводу федеративного устройства раскрывается тогда,когда проблемы преобразования России на федеративных началах
приобрели особо актуальный характер.
Развитию идей федерализма способствовали и национально-освободительные движения на окраинах России. Это движение постоянно подпитывало, не давало угаснуть данной идее. Среди мыслителей, пропагандировавших идеи федеративного устройства России, были Н. Огарев, А. Герцен, И. Франко. Сторонниками федерализма были также М. Бакунин, П. Чаадаев, Н. Чернышевский.
Высоко ценил идею федерализма А. Герцен, который признавал право на отделение и самобытность не только народов, но и отдельных регионов, например, Сибири. Он предлагал распространить самоуправления на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли.
На пражском съезде славян в 1848 г. М. Бакунин выдвинул идею федерализации славянских народов. Он предлагал объединить все славянские народы в общий союз во главе с центральным славянским советом, которому принадлежала бы высшая политическая и судебная власть. Целью своей деятельности М. Бакунин считал русскую революцию и дальнейшее создание республиканской федерации. «По мере развития своих анархистских идей М. Бакунин все больше склонялся к конфедеративному союзу общин, призванному заменить современные государства. Федеративный принцип М. Бакунин рассматривал как панацею от могущества грозной централизации, способной задавить свободу.»[5]
Взгляды М. Бакунина и Герцена оказали сильное влияние на всю радикальную оппозицию самодержавию, в частности, на программу газеты «Народное Дело», в которой содержалось требование «полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей», на политическую линию газеты П. Лаврова «Вперед», группы «Общины», организаций «Черный передел», «Народная Воля» и другие. У народников тема федерациибыла неизменной частью проектов революционного переустройства страны, которую они и развивали на протяжении своей деятельности.
Таким образом, на основе изложенного материала можно сделать вывод, что российский федерализм берет свои истоки еще в дореволюционной России, не смотря на то, что государстворазвивалось в качестве унитарного. Реформы Петра I, Екатерины II, а также идеи Н.С. Муравьева, М. Бакунина, Герцена служат тому доказательством. И хотя данные идеи не были реализованы на практике, но они заложили основу и уже спустя десятки лет, Россия, пусть и формально, стала федеративным государством.