Правовое государство: понятие, особенности становления и развития.
Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Правовому государству свойственны определённые признаки – основные идеи (требования), которые определяют в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. С позиции современных научных познаний можно выделить такие признаки правового государства:
1. Верховенство права.
2. Правовая защищённость человека и гражданина.
3. Единство права и закона.
4. Правовое разделение государственной власти.
Понятие ,,правовое государство” тесно связано с категорией ,,гражданское общество”. Именно гражданское общество делает государство правовым, а правовое государство может существовать только при наличии гражданского общества.
4. Гражданское общество: принципы организации и функционирования.
Гражда́нское о́бщество — это один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром.
Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.
Принципы организации гражданского общества:
- Обеспечение равенства прав и свобод граждан.
- гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
- экономическая независимость индивидов;
- гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
- обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
- свобода создания и деятельности средств массовой информации;
- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.
Эффективное функционирование гражданского общества возможно лишь в случае:
· 1. Обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами, а также институтами гражданского общества.
· 2. Существования развитой социальной структуры, которая гарантирует удовлетворение интересов разных групп и слоёв населения.
· 3. Активного участия в общественной жизни государства негосударственных самоуправляемых общностей людей (семьи, трудового коллектива, этнических, конфессионных и других объединений людей).
· 4. Объединения интересов государства, общественных структур и отдельных граждан.
К сожалению, ни одно государство мира на современном этапе развития не смогло полностью реализовать данные принципы.
Для преодоления этих проблем необходимо:
- обеспечить чёткое разделение функций между органами государственной власти;
- добиться эффективного функционирования института местного самоуправления;
- расширить полномочия Уполномоченного по правам человека;
- создать комитет при парламенте и должность в администрации Президента по вопросам построения правового государства;
- проводить просветительную деятельность среди граждан.
В процессе построения правового государства важную роль играет не только работа государственных органов, но и деятельность общественных организаций, правозащитных групп, средст массовой информации, направленная на повышение правовой культуры граждан.
Хотя и существует точка зрения, что правовое государство – это всего лишь недостижимый идеал, но многие страны стали на путь построения этого идеала и действия, совершаемые ими в этом направлении, значительно приблизили их к цивилизованному, демократическому, гражданскому обществу.
Так же смотри вопрос выше и ниже, они взаимосвязаны.
5. Формирование гражданского о-ва в РБ.
Гражданское общество– общество, состоящее из свободных, независимых от произвола гос-ва граждан, способных защищать свои права и интересы.
Национальная идея и религиозное сознание являются двумя основными факторами, содействующими зарождению и развитию гражданского общества. Тем не менее, несмотря на определенные успехи национально-демократического движения, национальная идея еще не превратилась в Беларуси в форму артикуляции общества, альтернативную коммунистической.
- неправительственные организации и гражданские инициативы сталкиваются с бесчисленными ограничениями и препятствиями, исходящими от авторитарных властных структур, которые не заинтересованы в самоорганизации и развитии гражданского общества.
- в обществе не определились основные социальные группы со своими особыми материальными интересами.
- сохраняетсяразобщенность людей
- Отсутствует многочисленный и влиятельный средний класс.
- Попытки привлечь различные общественные группы к поддержке гражданских инициатив имеют слабую эффективность
- блокирование рыночных реформ в Беларуси
- крайне медленные темпы самоорганизации белорусского гражданского общества. Группы интересов малочисленны, не отличаются организационной сплоченностью, изолированы друг от друга. Политические партии в своем подавляющем большинстве являются политическими клубами, не имеющими должной организации, разработанной идеологии и социальной опоры. Что же касается системы социального представительства, то она приобрела черты авторитарного корпоративизма. Это свидетельствует о незавершенности процесса политического структурирования, низком уровне институализации в стране.
В итоге: Вместо коллективных действий, консолидации вокруг какой-либо идеи, социальная активность населения реализуется в индивидуальных усилиях по выходу из экономического кризиса. Это, поначалу естественное и положительное явление приняло характер долговременной тенденции. Поэтому процесс самоорганизации гражданского общества в Беларуси может затянуться на неопределенно длительный срок.
6. Институты гос. власти. Их характеристика. Проблема бюрократии и бюрократизма.
a) Институт президентства
В гос-вах с монархической формой правления монарх явл. главой гос-ва. По его воле дейтвует правительство, от его имени издаются законы и т.д.
В республиканских странах главой гос-ва явл. выборный президент. Его функция –представительская, он имеет некоторые полномочия в судебной, законодательной, внешнеполитической деятельности, в сфере гос. Управления
В РБ Президентявл. главой гос-ва, главнокомандующим ВС, главой Совета Безопасности, гарантом Конституции РБ.
В РБ Президент выполняет арбитражную функцию (т.е. он может разрешать споры, конфликты)
b) Исполнит. власть (Правительство)– высший орган государственной власти, призванный осуществлять повседневное текущее руководство внутр. и внеш. политикой своей страны.
Правительство бывает:
- Однопартийное
- Многопартийное
- Беспартийные
В РБ – Совет Министров РБ
c) Парламент (законодательная) – выборный коллегиальный высший орган гос-ва, который функционирует в условиях демократического правления и осуществляет законотворчество.
В РБ парламент наз Национальное собрание, кот состоит из 2-х палат:
верхняя палата – Совет Республики
нижняя палата – Палата Представителей
d) Суд:
-Конституционный
-Экономический
-Суды общей юрисдикции:
-Верховный суд РБ
-Областные суды
-Городские (районные) суды
-военный суд
e) Районные советы депутатов и местное самоуправление
7. Понятие, признаки, функции, типы политических партий.
Партия – добровольно созданное политическое объединение граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных на завоевание политической власти. (из методички)
Партия – политический институт, который занимает близкие с гос-вом позиции; важнейший политический институт гражданского общества (Путин диктовал на паре)
Признаки партии (Их назвал совр американский политолог Д. Лапаломбара в книге «Политические партии»):
А) наличие определенной идеологии
Б) поддержка народа или его части
В) наличие организационной структуры, кот существует более или менее продолжительное время
Г) цель – завоевание власти
Функции:
1) Представительство интересов граждан
2) Объединение граждан
3) Электоральная ф (участие в выборах)
4) Функция политического образования граждан
5) Политическая (осуществление власти)
6) Рекрутирование новых членов партии, установление связей с массами. При партиях существуют различные организации (молодежные, женские, профсоюзы и т.д.)
Типы партий:
1) поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
2) по территориальномупризнаку - федеральные, региональные и т.д.;
3) по социальнойбазе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
4) по отношению к социальнымпреобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
5) по участиюво власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
6) поорганизационному строению –кадровые, массовые
Первая партия в РБ появилась в начале 20в., многопартийность – в 1990-е гг.
Сейчас в РБ 15 партий, но все они носят пассивный характер
8. Партийные системы: понятие, основные разновидности.
Партийная система –совокупность политических партий, отношения между которыми характеризуются соперничеством или совместной борьбой за государственную власть.
Типы партийных систем:
1) Однопартийная
Государство с одной доминирующей и монопольно властвующей партией. Может быть в авторитарных (Куба, Китай) и тоталитарных (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия) режимах.
2) Двухпартийная
Система, где реальную борьбу на выборах ведут только 2 партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей. Выделяют 2 разновидности:
классический вариант (США, Великобритания) – главные партии собираю до 90% голосов избирателей
«система два плюс одна»– «третьи» партии располагают достаточной силой, чтобы действовать в качестве потенциального баланса власти (Канада, Австралия, Австрия).
3) Многопартийная
Система. В которой более 2-х партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов.