Правовое государство: понятие, особенности становления и развития.

Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Правовому государству свойственны определённые признаки – основные идеи (требования), которые определяют в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. С позиции современных научных познаний можно выделить такие признаки правового государства:

1. Верховенство права.

2. Правовая защищённость человека и гражданина.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разделение государственной власти.

Понятие ,,правовое государство” тесно связано с категорией ,,гражданское общество”. Именно гражданское общество делает государство правовым, а правовое государство может существовать только при наличии гражданского общества.

4. Гражданское общество: принципы организации и функционирования.

Гражда́нское о́бщество — это один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Принципы организации гражданского общества:

  • Обеспечение равенства прав и свобод граждан.
  • гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
  • экономическая независимость индивидов;
  • гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
  • свобода создания и деятельности средств массовой информации;
  • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

Эффективное функционирование гражданского общества возможно лишь в случае:

· 1. Обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами, а также институтами гражданского общества.

· 2. Существования развитой социальной структуры, которая гарантирует удовлетворение интересов разных групп и слоёв населения.

· 3. Активного участия в общественной жизни государства негосударственных самоуправляемых общностей людей (семьи, трудового коллектива, этнических, конфессионных и других объединений людей).

· 4. Объединения интересов государства, общественных структур и отдельных граждан.

К сожалению, ни одно государство мира на современном этапе развития не смогло полностью реализовать данные принципы.

Для преодоления этих проблем необходимо:

- обеспечить чёткое разделение функций между органами государственной власти;

- добиться эффективного функционирования института местного самоуправления;

- расширить полномочия Уполномоченного по правам человека;

- создать комитет при парламенте и должность в администрации Президента по вопросам построения правового государства;

- проводить просветительную деятельность среди граждан.

В процессе построения правового государства важную роль играет не только работа государственных органов, но и деятельность общественных организаций, правозащитных групп, средст массовой информации, направленная на повышение правовой культуры граждан.

Хотя и существует точка зрения, что правовое государство – это всего лишь недостижимый идеал, но многие страны стали на путь построения этого идеала и действия, совершаемые ими в этом направлении, значительно приблизили их к цивилизованному, демократическому, гражданскому обществу.

Так же смотри вопрос выше и ниже, они взаимосвязаны.

5. Формирование гражданского о-ва в РБ.

Гражданское общество– общество, состоящее из свободных, независимых от произвола гос-ва граждан, способных защищать свои права и интересы.

Национальная идея и религиозное сознание являются двумя основными факторами, содействующими зарождению и развитию гражданского общества. Тем не менее, несмотря на определенные успехи национально-демократического движения, национальная идея еще не превратилась в Беларуси в форму артикуляции общества, альтернативную коммунистической.

- неправительственные организации и гражданские инициативы сталкиваются с бесчисленными ограничениями и препятствиями, исходящими от авторитарных властных структур, которые не заинтересованы в самоорганизации и развитии гражданского общества.

- в обществе не определились основные социальные группы со своими особыми материальными интересами.

- сохраняетсяразобщенность людей

- Отсутствует многочисленный и влиятельный средний класс.

- Попытки привлечь различные общественные группы к поддержке гражданских инициатив имеют слабую эффективность

- блокирование рыночных реформ в Беларуси

- крайне медленные темпы самоорганизации белорусского гражданского общества. Группы интересов малочисленны, не отличаются организационной сплоченностью, изолированы друг от друга. Политические партии в своем подавляющем большинстве являются политическими клубами, не имеющими должной организации, разработанной идеологии и социальной опоры. Что же касается системы социального представительства, то она приобрела черты авторитарного корпоративизма. Это свидетельствует о незавершенности процесса политического структурирования, низком уровне институализации в стране.

В итоге: Вместо коллективных действий, консолидации вокруг какой-либо идеи, социальная активность населения реализуется в индивидуальных усилиях по выходу из экономического кризиса. Это, поначалу естественное и положительное явление приняло характер долговременной тенденции. Поэтому процесс самоорганизации гражданского общества в Беларуси может затянуться на неопределенно длительный срок.

6. Институты гос. власти. Их характеристика. Проблема бюрократии и бюрократизма.

a) Институт президентства

В гос-вах с монархической формой правления монарх явл. главой гос-ва. По его воле дейтвует правительство, от его имени издаются законы и т.д.

В республиканских странах главой гос-ва явл. выборный президент. Его функция –представительская, он имеет некоторые полномочия в судебной, законодательной, внешнеполитической деятельности, в сфере гос. Управления

В РБ Президентявл. главой гос-ва, главнокомандующим ВС, главой Совета Безопасности, гарантом Конституции РБ.

В РБ Президент выполняет арбитражную функцию (т.е. он может разрешать споры, конфликты)

b) Исполнит. власть (Правительство)– высший орган государственной власти, призванный осуществлять повседневное текущее руководство внутр. и внеш. политикой своей страны.

Правительство бывает:

- Однопартийное

- Многопартийное

- Беспартийные

В РБ – Совет Министров РБ

c) Парламент (законодательная) – выборный коллегиальный высший орган гос-ва, который функционирует в условиях демократического правления и осуществляет законотворчество.

В РБ парламент наз Национальное собрание, кот состоит из 2-х палат:

верхняя палата – Совет Республики

нижняя палата – Палата Представителей

d) Суд:

-Конституционный

-Экономический

-Суды общей юрисдикции:

-Верховный суд РБ

-Областные суды

-Городские (районные) суды

-военный суд

e) Районные советы депутатов и местное самоуправление

7. Понятие, признаки, функции, типы политических партий.

Партия – добровольно созданное политическое объединение граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных на завоевание политической власти. (из методички)

Партия – политический институт, который занимает близкие с гос-вом позиции; важнейший политический институт гражданского общества (Путин диктовал на паре)

Признаки партии (Их назвал совр американский политолог Д. Лапаломбара в книге «Политические партии»):

А) наличие определенной идеологии

Б) поддержка народа или его части

В) наличие организационной структуры, кот существует более или менее продолжительное время

Г) цель – завоевание власти

Функции:

1) Представительство интересов граждан

2) Объединение граждан

3) Электоральная ф (участие в выборах)

4) Функция политического образования граждан

5) Политическая (осуществление власти)

6) Рекрутирование новых членов партии, установление связей с массами. При партиях существуют различные организации (молодежные, женские, профсоюзы и т.д.)

Типы партий:

1) поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

2) по территориальномупризнаку - федеральные, региональные и т.д.;

3) по социальнойбазе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

4) по отношению к социальнымпреобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

5) по участиюво власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

6) поорганизационному строению –кадровые, массовые

Первая партия в РБ появилась в начале 20в., многопартийность – в 1990-е гг.

Сейчас в РБ 15 партий, но все они носят пассивный характер

8. Партийные системы: понятие, основные разновидности.

Партийная система –совокупность политических партий, отношения между которыми характеризуются соперничеством или совместной борьбой за государственную власть.

Типы партийных систем:

1) Однопартийная

Государство с одной доминирующей и монопольно властвующей партией. Может быть в авторитарных (Куба, Китай) и тоталитарных (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия) режимах.

2) Двухпартийная

Система, где реальную борьбу на выборах ведут только 2 партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей. Выделяют 2 разновидности:

классический вариант (США, Великобритания) – главные партии собираю до 90% голосов избирателей

«система два плюс одна»– «третьи» партии располагают достаточной силой, чтобы действовать в качестве потенциального баланса власти (Канада, Австралия, Австрия).

3) Многопартийная

Система. В которой более 2-х партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов.

Наши рекомендации