Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации

Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации, выполнению учебных заданий во время аудиторных заня­тий, но и необходимость интенсивной самостоятельной работы по изу­чению рекомендованной литературы. Обсуждение теоретических и при­кладных аспектов изучаемой проблематики, которое проводится на каж­дом семинарском занятии, позволяет корректировать процесс усвоения конкретного материала и добиваться активного участия каждого члена группы в учебном процессе. Важнейшим методическим элементом пре­подавания курса и эффективным средством его должного усвоения слу­жит требование подготовки нескольких письменных работ (от одной до полутора страниц текста) в форме аналитических справок, содержащих результаты прикладного анализа оригинального информационного ма­териала по политической проблематике. Подготовка этих работ обычно проводится в коллективном формате (коллективный проект), после чего происходит презентации их результатов.

В этой связи основным требованием к освоению курса является при­обретение навыков устного обсуждения проблем методического обеспе­чения политических исследований, овладение базовой терминологией и пониманием основных проблем, существующих в этой области. Одно­временно ключевым критерием оценки результатов освоения курса яв­ляется также приобретение первичного опыта коллективной и индиви­дуальной аналитической работы с информацией.

Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Содержание курса

Лекционные занятия

1.Предмет и специфика исследований политических ситуаций и про цессов (2 ч).

2. Информационные аспекты методического обеспечения политиче­ских исследований (2 ч).

3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес­сов (2 ч).

4. Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес­сов (2 ч).

5. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуа­ций и процессов (2 ч).

6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и про­цессов (2 ч).

7. Анализ персональных коммуникативных связей в политических ис­следованиях (2 ч).

8. Применение математических средств в политических исследовани­ях (2 ч).

9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследо­ваний политической проблематики (2 ч).

Семинарские занятия

1.Предмет и специфика исследований политических ситуаций и про­цессов (2 ч).

2. Информационные аспекты методического обеспечения политичес­ких исследований (2 ч).

3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес­сов (2 ч).

4. Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процес­сов (2 ч).

5. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).

6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и про­цессов (2 ч).

7. Анализ персональных коммуникативных связей в политических ис­следованиях (2 ч).

8. Применение математических средств в политических исследовани­ях (2 ч).

9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследова­ний по политической проблематике (2 ч).

Тематический план лекционных занятий

Тема 1 Предмет и специфика исследований политических ситуаций и процессов

Понятие фундаментального и прикладного научного знания в сфере внутренней и международной политики. Переход от историко-описатель-ных к аналитико-прогностическим исследованиям. Общеметодологичес­кие принципы познания действительности и предметная специфика по­литических исследований. Изучение политических ситуаций и процессов с позиции системного подхода.

Методическое обеспечение политических исследований. Монодисцип­линарный и междисциплинарный инструментарий научного поиска. Ме­тоды и методики. Определение. Типология. Примеры.

Тема 2. Информационные аспекты методического обеспечения по­литических исследованийИнформация как особый ресурс научной деятельности. Формирова­ние информационного подхода к изучению различных аспектов полити­ческой жизни. Информация в структуре фундаментальных и прикладных политических исследований. Теоретическая и эмпирическая информация о политике. Источники информации и их основные типы. Состав и типы информационных данных в структуре исследовательских проектов. Пер­вичные и вторичные данные. Критерии отбора и верификации данных. Составление банка данных. Основные этапы информационно-аналити­ческой работы.

Информационные технологии в практике политических исследова­ний. Информационно-аналитические технологии и информационно-про­гнозные технологии. Роль Интернета в спектре технологических средств информационного обеспечения политических исследований.

Тема 3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и

процессовКонтент-анализ. Определение, основные понятия. Ранний опыт пере­вода текстовой информации в количественные показатели. Целесообраз­ность применения контент-анализа в прикладных исследованиях полити­ческих ситуаций и процессов.

Виды контент-анализа. Различия количественного и качественного кон­тент-анализа текстовой информации по политической проблематике. Осо­бенности подготовки информационной базы прикладных исследований. Условия отбора информационного материала. Основные этапы примене­ния процедуры контент-анализа. Определение смысловых единиц анализа текстовых массивов и различные варианты решения этой задачи. Особенно­сти проведения контент-анализа, направленного на определение целей субъектов внешнеполитической деятельности. Построение проблемного графа содержания информационного массива и его нормативные уровни.

Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Кодирование и квантификация смысловых единиц текстового масси-за. Обобщение и интерпретация результатов проведенного исследования. Проблема верификации. Сочетание описательной и графической формы тредставления в итоговых документах.

«Встроенность» разработок, выполненных на основе контент-анали­за, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.

Тема 4. Ивент-анализ в исследованиях международных ситуаций и процессов

Ивент-анализ. Определение, основные понятия. Отечественный и за­рубежный опыт применения ивент-анализа в прикладной политологии. Попытки выявления универсальных закономерностей поведения субъек-гов политических отношений.

Виды ивент-анализа, применяемого для слежения за развитием по­литических (в том числе международных) ситуаций и процессов. Направ­ленный и ненаправленный ивент-анализ. Особенности создания инфор­мационной базы прикладных проектов. Условия отбора информационно­го материала. События и акции. Основные этапы применения процедуры ивент-анализа. Установление пространственно-временного классифика­тора акций. Кодировка акций. Заполнение классификатора. Математичес­кая обработка информационного массива. Возможности применения вы­числительной техники. Обобщение и интерпретация результатов.

Особенности подготовки аналитических документов, опирающихся на результаты исследований динамики политических событий. Сочетание текстовых и графических средств описания. Проблема верификации зак­лючений, полученных на основе ивент-анализа.

«Встроенность» разработок, выполненных на основе ивент-анализа, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной про­блематике.

Тема 5. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов

Субъективные психологические моменты во внутриполитической и внешнеполитической практике. Отечественный и зарубежный опыт приклад­ного анализа психологических аспектов принятия политических решений.

Применение когнитивного картирования для установления особен­ностей политического мышления индивидуальных и групповых субъектов международных отношений.

Основные понятия и процедура применения когнитивного картиро­вания.

Особенности создания информационной базы, ее характеристика, предварительная обработка. Выделение ключевых точек содержания выс­туплений политических деятелей. Установление причинно-следственных связей между ключевыми точками (понятиями) содержания этих выступ-

лений. Графическое отображение ключевых точек и их взаимосвязей в рамках когнитивных карт. Анализ когнитивных карт. Пространственно-вре­менная группировка зафиксированной информации.

Содержательная интерпретация результатов когнитивного картирова­ния. Обобщение результатов анализа когнитивных карт. Возможности кванти-фикации и применения вычислительной техники. Проблема верификации результатов, полученных на основе проведения когнитивного картирования. «Встроенность» разделов, выполненных на основе когнитивного кар­тирования, в прикладные проекты по переговорной и конфликтной про­блематике.

Тема 6. Экспертные оценки в исследовании политических ситуаций

и процессовРоль экспертных заключений во внутриполитической и внешнеполи­тической практике. Отечественный и зарубежный опыт применения экс­пертных оценок в анализе политических ситуаций и процессов. Достоин­ства и недостатки применения методики экспертных оценок. Виды экс­пертных оценок и направления их использования. Индивидуальная и коллективная экспертиза.

Процедура проведения прикладного исследования на основе экспер­тных оценок. Формулирование главной задачи исследования. Условия от­бора экспертов и правила их работы. Построение проблемного графа ис­следуемой ситуации или процесса («дерево целей»).

Ситуационный анализ. Определение. Создание предварительного ана­литического сценария. Правила высказывания и учета мнений участников ситуационного анализа. Роль руководителя (руководителей) проекта. Под­готовка заключительного документа.

Экспертное совещание как особый вид коллективной экспертизы в сфере политической практики. Подготовка совещания. Описание исследу­емой (проблемной) ситуации в исходном документе. Проведение совеща­ния, возможности осложнений при принятии коллективных решений. Роль руководителя совещания. Отличия экспертного совещания от имитацион­ной игры. Обобщение и анализ результатов совещания. Составление ито­гового документа.

«Встроенность» разделов, выполненных на основе экспертных оценок, в прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.

Тема 7. Анализ персональных коммуникативных связей в приклад­ных политических исследованиях

«Человеческий фактор» как объект прикладного изучения политичес­ких ситуаций и процессов. Отечественный и зарубежный опыт. Политико-психологическое портретирование лидеров.

Понятие «команды» как особого типа политического актора. Правила подбора «команды» и ее подготовки к решению поставленных задач. Фор­мальные и неформальные моменты групповых коммуникативных связей.

Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Требования к уровню освоения содержания курса. Требования к уровню освоения курса предполагают не только доб­росовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации - student2.ru Зарубежный опыт игрового моделирования «командного» и персо-іального поведения в условиях переговорного процесса. Специфика «ко-іандной» подготовки к ведению переговоров по политической проблема-ике. Основные ролевые функции участников. Варианты оптимизации функционального поведения ключевых фигур переговорного процесса. Нормирование коммуникативного стиля.

Учет национально-культурных и тендерных характеристик участии-:ов переговоров.

«Встроенность» разделов, выполненных на основе анализа персональ-іьіх коммуникативных связей, в прикладные проекты по переговорной и юнфликтной проблематике.

Тема 8. Применение математических средств в политических иссле­дованиях

Распространение математических методов исследования в сфере со-ременного гуманитарного знания. Проблемы интеграции гуманитарного і математического знания. Типология основных математических средств, [рименяемых в прикладных политических исследованиях. Специфика кван-ификации качественных аспектов социальной действительности. Кван-ификация и формализация содержательных моделей.

Квантифицированные методики обработки и анализа информации: нализ при помощи простых и сложных индикаторов, факторный анали-а, анализ корреляций, анализ регрессий, анализ тенденций, спектраль-[ый анализ, экстраполяция.

Зависимость подбора математических средств анализа от характера сследуемых ситуаций и процессов.

Тема 9. Подготовка итоговых документов прикладных проектов в сфере политической проблематики

Отличие итоговых документов прикладных аналитических разработок т фундаментальных исследований. Информационный и аналитический азделы прикладного проекта. Оптимальные размеры текстового материа-а. Структура описания проведенного исследования. Включение графи-еских схем, количественных данных и других иллюстративных материа-ов. Основная часть проекта и приложения.

Правила подготовки аналитических выводов и практических рекомен-аций. Адекватность логических заключений. Конкретность и реалистич-ость предлагаемых действий. Необходимость соотнесения предлагаемых ействий с временными и материальными ресурсами потенциальных ини-иаторов внешнеполитических акций. Оценка степени политического риска краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Специфические особенности стиля написания аналитических доку-іентов, ориентированных на потребности внешнеполитической практи-и. Краткость, простота и содержательная емкость предложений. Правиль-ое определение абзацев, недопущение слишком дробного или слишком литного оформления подаваемого материала. Желательность выделения

(с помощью подчеркивания) пяти—семи ключевых идей по ходу изложе­ния материала. Соблюдение правил орфографии и пунктуации.

Наши рекомендации