Модели социального управления.
Система управления как совокупность социальных отношений.Особенности и типологизация социальных отношений.Управленческие отношения.Три модели социального управления: субординация, реординация, координация.
Управление и манипулирование.Способы воздействия субъекта управления на объект. Управление и манипулирование. Сущность и методы манипулирования. Интересы общие, частные и корыстные. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.
Управление в условиях агрессивной среды.
Среда управления. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. Адаптация к внешней среде. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Способы управления в агрессивной социальной среде. Управленческий менталитет.
Государство как основной субъект социального управления.
Государство как субъект и объект управления. Свойства и функции государственного управления. Специфика государственно-управленческих отношений в обществе. Государственное и политическое управление.
Государственный интерес во времени и пространстве.
Объективный характер государственного интереса. Естественный и искусственный государственный интерес. Механизм разработки государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. Государственный интерес во времени и пространстве. Вектор времени и пространства для государственного интереса. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.
Менталитет и идеология. Менталитет и ментальность. Структура менталитета Национальный менталитет и национальный характер. Характерные черты российского менталитета. Национальная идея: определение и значение. Требования к содержанию национальной идеи. Критерии качества национальной идеи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабосов, Е.М. Социология управления. [Текст] : ТетраСистемс, 2010. – 272 с.
2. .Тощенко, Ж.Т. Социология управления [Текст] : учебник. – М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.
3. Ксенофонтова, Х.З. Социология управления [Текст] : учебное пособие. - М. : КноРус, 2010 . - 288 с.
4. Гулиев, М. А. Социология и психология управления [Текст] : учебное пособие / М.А. Гулиев, С.Н. Епифанцев, С.И. Самыгин. - Ростов-н/Д : Феникс, 2006. – 409 с.
5. Зборовский, Г.Е. Социология управления [Текст] : учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина - М. : Гардарики, 2007. – 270 с.
6. Граждан В.Д. Социология управления [Текст] : учебник – М. : КноРус, 2009 – 512 с.
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ
Сущность и содержание «маркетинга территории». Субъекты территориального маркетинга.
Маркетинг территории — вид некоммерческого маркетинга. Маркетинг территории как фактор регионального управления. Роль маркетинга территории в разработке и эффективной реализации стратегических планов развития территории. Основные группы субъектов маркетинга территории. Органы власти как основной субъект маркетинга территории.
Понятие и элементы внутренней среды территории.
Элементы внутренней среды территории: ресурсы территории, достигнутый уровень социально-экономического развития, ситуационные факторы внутри соответствующих органов законодательной и исполнительной власти на территории. Возможность развития внутренней среды территории. Качество территориального управления как основной элемент внутренней среды территории.
Понятие и элементы внешней среды территории.
Внешняя микросреда территории: потребители ресурсов территории и общественных услуг, предоставляемых исполнительным органом власти территории; другие территории, с которыми территория сотрудничает, соседствует и которые выступают как конкуренты в борьбе за привлечение ресурсов на свою территорию; головные организации и учреждения, филиалы и структурные подразделения которых осуществляют свою деятельность на территории; вышестоящие органы исполнительной власти, которые осуществляют возложенные на них функции, на данной территории. Внешняя макросреда территории: политико-правые факторы; макроэкономические факторы; социокультурные факторы; технологические факторы.