Характерные черты развития архитектуры, иконописи и живописи.
- Усиление светских мотивов (внешняя нарядность, усиление декоративного начала) в церковном зодчестве первой половины XVII в.
- Отход от традиционного крестово-купольного стиля в первой половине XVII в. Тенденции стремления к внешней нарядности, декоративности убранства в шатровом стиле церквей. (Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (Москва) (1631-1634), церковь Рождества Богоматери в Путинках (Москва) (1649-1652) и др.)
- Попытка отказа от шатрового стиля и сохранение традиционного пятиглавия в середине – второй половине XVII века. (Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650), Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (Ярославль) (40-80-е гг. XVII в.), церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль) (1671-1687), Патриаршьи палаты и собор Двенадцати апостолов в Московском Кремле, резиденция митрополита в Ростовском кремле (60-70-е гг. XVII в.) и др.).
Особо ратовал и боролся за отказ от шатрового стиля и «украшательства» как отхода от строгих церковных канонов («обмирщения» церковного зодчества) патриарх Никон. В 50-х гг. XVII в. он запретил возводить шатровые храмы, требуя соблюдать традиционное пятиглавие.
- Появление стиля «московского» или «нарышкинского» барокко в конце XVII в. после смещения Никона, в архитектурных образцах которого были использованы элементы западноевропейского барокко (колонны, наличники, фигурные фронтоны, цветные изразцы, белокаменная резьба и др. элементы). (Храм Покрова в Филях (1693-1694), колокольня Новодевичьего монастыря в Москве, трапезная Троице-Сергиева монастыря.)
- Усиление декоративного начала в строительстве светских зданий государственного, частного и церковного предназначения. (Надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624-1625), Теремный дворец в Московском Кремле (1635-1636), построенный Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным, декоративная отделка стен и башен Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и др. монастырей, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевой набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском перулке Москвы, купеческие здания в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и др. городах.).
- Совершенствование традиций деревянного зодчества. (Дворец в селе Коломенском (1667-1681), построенный Семёном Петровым и Иваном Михайловым, деревянное церковное и светское строительство на севере России.)
- Сосуществование традиционных форм в иконописи («годуновская школа») (первая половина XVII в.) и поиск новых путей развития станковой живописи (Становление высокохудожественной «строгановской школы» иконописи: Никифор Савин, Прокопий Чирин (конец XVI-начало XVII вв.)
- Формирование новой школы русского иконописи под влиянием европейской живописи. Выдвижение Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым новых принципов «иконного писания», в основе которого лежало «живоподобие», попытка отражения земной красоты в искусстве. (Иконы Ушакова «Спас Нерукотворный», «Архиерей Великий», «Богоматерь Кикская», «Троица» и др.).
- Становление портретной живописи светского характера. Постепенный отход от иконописной манеры в изображении людей и развитие реалистического письма в европейской манере. (Портреты на дереве («парсуны») царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича (авторы Е. Елин и Л. Смолянинов), князя М. В. Скопина-Шуйского. Портреты на холсте масляными красками князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина и др.)
Возникшее на рубеже XVI-XVII вв. искусство портрета, или, как тогда говорили парсуны (от слова «персона») к концу XVII в. прошло путь от полуиконных форм до вполне реалистических портретных изображений. В портрете старались запечатлеть свой образ все именитые люди страны, а царские иконописцы Симон Ушаков, Федор Юрьев, Иван Максимов писали не только иконы, но и портреты различных высокопоставленных лиц. Парсуны второй половины – конца XVII в. (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, стольника В.Ф. Люткина, дяди и матери Петра I) предначертали особенности русского портрета грядущего столетия. Земной реализм, присущий светскому искусству, начал влиять и на иконопись. В трактатах крупнейшего художника Симона Ушакова и его друга Иосифа Владимирова утверждалось новое понимание искусства и его призвания точно отражать окружающую действительность. В свете посюстороннего реализма Симон Ушаков писал и некоторые иконы, что приводило его к отходу от строго православной иконографической традиции. Это заметно в таких его работах, как «Нерукотворный спас» и «Насаждение древа государства Российского».
- Развитие фресковой живописи. (Фрески церкви Троицы в Никитниках, в храмах Ростовского кремля, в церквях Ярославля, Костромы и др. городах.)
Наиболее замечательным явлением в истории русской живописи XVII в. стала школа ярославских мастеров, на высокохудожественном уровне совместившая в себе традиционное религиозное и «мирское» начала. Её наиболее известным представителем были Гурий Никитин и Сила Савин. Шедеврами фресковой росписи ярославской школы стали росписи церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и др.
Музыка и театр.