Любовь к отеческим гробам —
эти бессмертные строки А. С, Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст ф. Искандера «Дедушкин дом».
Нужно быть очень осторожным в выборе цитаты для построения вступительной части рассуждения. Высказывание писателя в данном случае должно будет содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на анализ его идейного звучания и проблематику. Иллюстрацией выхода через цитату на проблематику всего текста является первый пример.
Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.
Таким образом:
· Если знаете что-либо об авторе, можно написать
· Написать о впечатлении, которое произвел текст.
Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
· Можно обрисовать типичную (аналогичную
изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
· Конструкцией «именительной темы»: «Любовь…
Сколько о ней сказано!…» Так можно начинать сочинения на «вечные» темы.
Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими. Следует особо отметить, что вступление сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части. Не забудьте, что любое вступление держится на трех китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.
С целью самопроверки попытайтесь определить в приведённых вариантах вступления функции последних предложений по отношению к содержанию абзаца и по отношению к возможным последующим частям сочинения-рассуждения. .Какие средства связи этих предложений с предыдущими использовали авторы?
Попробуйте составить тематические предложения частей, которые могли бы последовать за вступлениями, приведёнными, в содержании главы, Какие средства связи абзацев вы использовали?
Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста
Как заканчивать сочинение?
Как уже было отмечено, хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. Последняя часть сочинения строится из двух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступления и шаг в сторону актуальности. Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказывания знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими - чужие мысли не должны заменять ваших собственных.
Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, поскольку вы можете очаровать того, кто будет проверять ваше сочинение, своим современным восприятием поставленной проблемы.
В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме (проблематике), могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения.
1) Позиция автора во многом близка мне, но я считаю,
что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование — фундамент взаимоотношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.
Мы должны стать лучше, чтобы не повторить ошибок предыдущих поколений, а жить мирно и счастливо, и именно образование способно помочь нам в этом,
2) В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
3) История готовит нас к будущему, поучая прошлым,—вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках и будем достойны
этой памяти!
Таким образом,экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение:
· Выражением собственного отношения к авторской позиции.
· 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление.
Минимум сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта критериев, заключение. Можно каждый приведенный аргумент начать с нового абзаца.
Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
1. Вступление.
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).
Методика «ключевых фраз» при написании ЕГЭ (задание С).
Анализируя критерии оценки задания С и опыт выполнения его ранее, убедилась в эффективности методики «ключевых фраз» для планировании и грамотного оформления письменного высказывания. На наш взгляд, она открывает возможность тренировать навык четкого, убедительного и образного изложения мыслей учащимися при работе в любом из вышеперечисленных жанров. Доведенные в течение учебного года до автоматизма навык перефразирования вопроса, или пункта плана, способность опираться на текст при развертывании ответа и умение ярко за счет выражения собственного мнения начать и окончить творческую работу позволяют даже среднему учащемуся-«негуманитарию» логично, полно и интересно раскрыть предложенную тему.
План написания любого сочинения.
Эпиграф.
I. ВСТУПЛЕНИЕ (1/5 часть)
1. Почему я выбрал данную тему?
2. Что я знаю о писателе и его творчестве, о данном произведении и его месте в литературном процессе?
3. Краткий пересказ сюжета (не более 5 предложений).
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (3/5 части)
1. Мысль (идея, постулат, тезис, исходная позиция), которую буду доказывать.
2. Аргументы (доказательства), подкрепленные цитатами из произведения. Тропы в языке писателя при создании образа (цитаты-примеры).
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1/5 часть)
1. Вывод: подтвердился ли заявленный мною тезис?
2. Чем произведение и его основная мысль актуальны для дня сегодняшнего?
3. Что дало мне знакомство с данным произведением?
4. О чем заставило задуматься?
Речеведческий комментарий
Рассуждение представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения текста.
В любом рассуждении имеются две части: тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать, и аргументы (доводы, доказательства, примеры).
Вот как это можно представить на схеме:
Тезис (утверждение)
Почему? Потому что...