В современном политическом процессе
Понятие средств массовой информации и коммуникации. Средства массовой информации и коммуникации (СМИ) – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции и являющийся непосредственным носителем и распространителем знаний, а также другой важной информации. Учитывая огромные возможности воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан, в современном обществе их часто называют «четвертой властью» наряду с законодательной, исполнительной и судебной.
Средства массовой информации представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений любым лицам с помощью специального технического инструментария. В зарубежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации, а в англоязычных странах – масс-медиа.
К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, кино-аудио-видеозапись, спутниковая связь, кабельное телевидение, компьютерные сети. Исторически первым каналом массовой информации является пресса: газеты, журналы. Ее появление относят к XVI в. Первоначально пресса была средством меж- и внутри групповой коммуникации социальной элиты и специализировалась на распространении местных новостей и публикации материалов развлекательного характера. Позже приоритетное место на ее страницах заняли сообщения об общезначимых событиях и аналитические материалы о проблемах общественной жизни, что и вызывало массовый интерес. Первые массовые газеты появились в 30-е гг. XIX века. Пресса как источник и средство распространения информации характеризуется рядом особенностей: к материалам прессы можно обращаться неоднократно; печатное издание можно передавать другим людям и обсуждать прочитанное; можно целенаправленно формировать массив информации по определенным вопросам; относительная высокая запоминаемость прессы.
Радио возникло в 1920-е гг. и быстро завладело многомиллионными аудиториями. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ - в оперативности подачи информации и технической простате ее распространения. Одновременно это – один из наиболее доступных источников информации. Но радио как средство информации уступает прессе и телевидению: на слух воспринимается и запоминается не более 20 % информации; содержание радиопередач сложно записывать и тем самым затрудняется анализ радиосообщений.
Телевидение появилось в 1940-е гг. Оно является самым легким с точки зрения восприятия информации, так как имитирует естественное человеческое общение, создает «эффект присутствия» в режиме реального времени. Относительно таких средств информации, как кино-аудио и видеозапись, следует отметить, что они также обладают определенной спецификой (например, выступают в качестве индивидуальных средств накопления и тиражирования информации), располагают собственной аудиторией.
Спутниковая связь, кабельное телевидение и компьютерные сети все чаще называют «новыми СМИ». Их новизна состоит в том, что они ориентируют на определенные профессиональные и возрастные группы населения, на обеспечение двустороннего общения с помощью новейших технических средств. Такой способ коммуникации принято называть интерактивным общением, или общением в диалоговом режиме.
Функции СМИ в обществе. Анализируя функции средств массовой информации следует выделить наиболее важные из них:
– информационная функция является главной и заключается в сборе, обработке и распространении сведений о происходящих событиях, процессах и явлениях;
– образовательная функция проявляется в передаче и трансляции знаний, относящихся к различным областям наук – от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин;
– функция социализации находит свое выражение в том, что СМИ объективно способствуют усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения. Посредством СМИ граждане получают возможность чувствовать себя участниками общесоциальных и общемировых процессов, осознавать свою принадлежность к обществу и государству;
– функция артикуляции интересов различных категорий граждан. СМИ не только обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свою позицию, формулировать и представлять в структурах власти свои интересы, но и помогают объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений;
– функция критики и контроля проявляется в оценке деятельности институтов власти, общественных объединений;
– мобилизационная функция находит выражение в побуждении людей к определенным действиям или сознательному бездействию.
Формы организации средств массовой информации. В каждой стране имеется законодательство, регламентирующее порядок создания, организации и деятельности СМИ. В современных обществах применяется три основные формы организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая.
При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМИ находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. У этой системы есть как сторонники, так и критики. Первые считают, что рынок обеспечивает свободный обмен идеями в обществе и гарантирует самостоятельный выбор интересующей информации. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа, по мнению критиков, заключается в их зависимости от рекламодателей и владельцев, в усиливающейся зависимости мелких теле- и радиостанций от информационных гигантов.
При государственной организации средства массовой информации и коммуникации принадлежат государству и соответственно финансируются и контролируются им. Преимуществом этой формы организации, преобладающей, например, в Беларуси является независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное содержание СМИ может снижать их конкурентоспособность, интерес к ним со стороны граждан и использоваться для их подчинения властным структурам. К тому же это ложится тяжелым бременем на государственный бюджет.
Общественно-правовая организация СМИ предполагает их свободу, как от государства, так и от частного бизнеса. При такой форме организации СМИ финансируются за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица, хотя в целом контролируются общественными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций. Общественно-правовой принцип организации радио и телевидения преобладает в ФРГ. Следует отметить, что ни один из трех рассмотренных выше способов общественной организации СМИ не является универсальным. Наилучшим образом гарантировать независимость СМИ от узковедомственных влияний и срастания с экономической или государственной властью можно лишь на основе их сочетания, учитывающего особенности конкретных стран.
Роль СМИ и массовой коммуникации в современном политическом процессе. Сегодня никто не оспаривает громадное значение СМИ как фактора политической жизни современного общества. Основной причиной завоевания СМИ такого высокого места в политической сфере современных обществ является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях и ценностях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью, касающиеся формирования представительных органов власти и правящих элит, поддержания авторитета соответствующих целей, традиций и стереотипов. Иначе говоря, СМИ стали мощнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков.
С политической точки зрения наиболее важной дифференциацией СМИ является их подразделение на: правительственные, оппозиционные и независимые. Выделение этих категорий СМИ показывает наличие разных, в том числе противоположных задач, которые постоянно присутствуют на информационном рынке. В самом общем плане такая структура показывает, что никакие, в том числе правительственные, постановления не обладают монополией в информационном пространстве, предполагая наличие сил, намеренно действующих в целях ослабления влияния официальных властей.
Следует также отметить, что роль СМИ в политике неоднозначна, они способны служить различным политическим целям: как просвещать, воспитывать, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, манипулировать его сознанием.
Политический маркетинг. Серьезной опасностью для граждан и демократического государственного устройства является использование СМИ в целях политического манипулирования, которое представляет собой скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) в интересах владельцев СМИ. Оно осуществляется, как правило, незаметно для управляемых и юридически почти неуязвимо. Манипулирование широко применяется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, но и в современных демократиях, особенно во время избирательных кампаний. В последние годы успешно развивается целое направление рекламного бизнеса – имиджмейкинг, занимающееся созданием привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Такая задача во многом реализуется через так называемый институт «паблик рилейшинз» (от англ. public relations, сокращенно PR – отношения с общественностью, общественные связи), который появился во второй половине XX века сначала в англоязычных, а затем и в других странах. Это – специализированная деятельность государственных, политических, экономических, общественных и других институтов, организаций и учреждений, направленная на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между соответствующей организацией и общественностью. Таким образом, применяется целый комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций. Все это составляет основу политического маркетинга.
Важно заметить при этом, что возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. В большинстве стран мира существуют специальные органы, занимающиеся вопросами общего контроля за СМИ и следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Существенным препятствием для манипулирования является сложная система факторов, в число которых входят структура общества, уровень его развития, установки и предпочтения аудитории, собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые, друзья.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические и другие события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, СМИ должны быть властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости. Более того, весьма вероятно, что они станут одним из фундаментальных институтов грядущей эпохи инфократии, когда обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятию «средства массовой информации и коммуникации» и назовите их основные виды.
2. Перечислите основные формы организации СМИ. Укажите на их достоинства и недостатки.
3. Раскройте содержание функций средств массовой информации.
4. Каковы особенности политического влияния СМИ? Что такое политическое манипулирование?
5. Почему и как возникает политический маркетинг?
Основные понятия
Средства массовой информации (в англоязыч. литературе – масс-медиа) – политический институт, созданный для открытой передачи информации с помощью специального инструментария любым лицам.
Политическое манипулирование – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) в соответствии с чужой волей.
Инфократия –власть информации; способность получать информацию о каждом гражданине, основанная на централизованном контроле баз данных через компьютерные сети.
Паблик релейшнз– (англ. public relations – связи с общественностью) – деятельность различных правительственных и иных организаций для достижения взаимопонимания с общественностью.
Политический маркетинг– комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций.
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Понятие политического конфликта. Понятие «конфликт» означает столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, ведущий к осложнениям и борьбе враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон. Политический конфликт – это противоборство двух или нескольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий и ресурсов.
Выделяются основные элементы конфликта: источник (предмет), конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники конфликта; повод – события, послужившие началом активных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон.
Причины, источники политических конфликтов. При объяснении причин социальных конфликтов сформировались два подхода: ресурсный подход – конфликты возникают из-за материальных ресурсов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам); ценностный подход – конфликты возникают на основе различных идеологических, нравственных убеждений, ценностей.
Причины политических конфликтов можно разделить: на экономические, социальные, психологические.
Экономические– противоположность экономических интересов, имущественное неравенство, отсутствие у определенных социальных групп минимально необходимых благ.
Социальные – несовпадение статусов субъектов политики, их ролей, функций, расхождение людей относительно ценностей, идеалов, традиций, ущемление в удовлетворении потребностей. Социальным источником конфликтов является поиск места в меняющемся мире, попытка изменить нормы взаимоотношений, утвердить властный статус своей национальной, религиозной и иной группы.
Психологические – стремление к доминированию, агрессивность людей, чувства страха, паники, голода. Они ведут к голодным бунтам, самосудам, террористическим акциям. Противнику могут приписываться отрицательные качества, злобные намерения, что усиливает вероятность развития конфликта.
Конфликты могут быть вызваны последствиями экологических катастроф, аварий, стихийных бедствий.
Типы политических конфликтов. По содержанию конфликты делятся на три типа:
–конфликт интересов преобладает в экономически развитых странах, достигших консенсуса по базовым ценностям общества. Борьба в нем ведется вокруг таких вопросов, как размер налогов, социальные выплаты и т. п. Такой конфликт можно решить с помощью компромиссов;
–конфликт ценностей характерен для развивающихся стран с неустойчивым государственным строем. Предметом подобных конфликтов выступают такие вопросы, как избирательная система, внешняя политика государства, легитимность органов государственной власти;
–конфликт идентификаций характерен для традиционных обществ, в которых индивид отождествляет себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом в целом. Возникает в условиях расовой, языковой и др. вражды и является наиболее опасным для общества;
–конфликты неуправляемых эмоций – бунты, погромы;
–конфликты институтов – споры о взаимоотношениях органов власти, споры о государственных границах, споры о соподчиненности правовых норм и т. д.
Понятие и типы политического кризиса.Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, используется понятие «политический кризис». Понятие «кризис» определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. Политический кризис – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.
Выделяются внешнеполитические кризисы, обусловленные усилением международных противоречий, и внутриполитические (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Внешнеполитический кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну. Правительственный кризис означает потерю правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров и т.д. При парламентском кризисе решения парламента расходятся с волей большинства граждан, борьба фракций в парламенте препятствует его работе. В итоге парламент прекращает свою деятельность, и назначаются новые выборы. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Конституции, которая утрачивает легитимность, что приводит к ее пересмотру или принятию новой Конституции. Наиболее опасным для власти является общенациональный кризис. Выход из него может быть обеспечен отдельными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса, не нарушающими существующего соотношения между социально-политическими силами. Однако такой кризис вполне может перерасти в революционную ситуацию.
Разрешение конфликтов и управление ими. Разрешение конфликта предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, непосредственного повода и уровня напряженности. Разработка и использование технологий разрешения конфликтов ориентированы на учет специфики конфликта, культурно-исторических, региональных, психологических и иных факторов. Определив причины конфликта, власти могут выбрать одну из трех моделей поведения:
– игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность перемещаться;
– избегать публичной оценки конфликта разными слоями населения;
– активно участвовать в урегулировании и разрешении конфликта.
На этапе развития конфликта следует определиться: будет ли его течение осуществляться без контроля или будут предприняты действия по его урегулированию. На стадии завершения конфликта возможны два основных варианта его окончания: достижения примирения сторон либо укрепление их непримиримости. Возможно и затухание конфликта ввиду истощения ресурсов, усталости участников, утраты важности предмета спора.
Выбор пути разрешения конфликта зависит от конфликтующих сторон и условий их взаимодействия (расстановки социально-политических сил в обществе, исторического опыта и др.).
Управление конфликтами призвано увеличить положительные последствия конфликтов и предотвращать или уменьшать наносимый ими ущерб. Частью механизма управления конфликтами является урегулирование конфликта – разработка и применение системы мер, направленных на снижение интенсивности и масштабов конфликта.
Методы урегулирования конфликтов зависят от целей, которые ставят инициаторы этого процесса. К общим способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов относятся компромисс и консенсус.
Компромисс– это соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссы бывают вынужденные и добровольные. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. Компромисс не следует трактовать как победу одной стороны и поражение другой, чтобы не ставить под сомнение принятые решения.
Консенсус – соглашение при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.
К основным стратегиям управления конфликтами относятся:
– инициирование конфликта – одна из сторон постоянно обостряет отношения, выдвигая неприемлемые условия;
– рутинизация конфликта – сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон;
– предупреждение конфликта – не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, конфликт выявляется в скрытой стадии;
– урегулирование конфликта – ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества;
– разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и обстоятельств, исключающих новое противостояние;
– вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот);
Выделяют следующие формы разрешения конфликтов:
– «избегание», откладывание разрешения конфликта;
– отрицание или подмена – конфликт перемещают в другую область;
– метод конфронтации – выдвигается явно неразрешимый конфликт;
– примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах;
– третейское разбирательство или арбитраж – стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе используют общепризнанные нормы международного права, конституцию страны, нормы договоров, в которых участвуют обе стороны;
– переговоры конфликтующих сторон на основе поиска общих интересов.
Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры – прямое или косвенное общение сторон, ведущее к снижению интенсивности или завершению конфликта. Это могут быть переговоры самих конфликтующих сторон или переговоры с помощью посредника. Переговоры необходимы, чтобы избежать применения насилия, и они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.
Итак, разрешение конфликтов с помощью сознательных действий противников не всегда является окончательным. Полное их исчерпание требует изменений в интересах или смены стратегий сторон. поскольку не существует единых универсальных средств управления конфликтами, поиск таких средств является предметом специальных научных исследований.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое политический конфликт?
2. Назовите причины и источники политических конфликтов.
3. Что такое политический кризис?
4. Назовите виды политических кризисов и охарактеризуйте их.
5. Укажите методы, формы разрешения и стратегии управления политическими конфликтами.
Основные понятия
Политический конфликт – это противоборство двух или нескольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий.
Политический кризис – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.
Внешнеполитический кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт.
Правительственный кризис – потеря правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров и т.д.
Парламентский кризис означает, чторешения парламента расходятся с волей большинства граждан, борьба фракций в парламенте препятствует его работе.
Конституционный кризис – фактическое прекращение действия Конституции, которая утрачивает легитимность, что приводит к ее пересмотру или принятию новой Конституции.
Общенациональный кризис – выход из него может быть обеспечен отдельными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса, не нарушающими существующего соотношения между социально-политическими силами.
Компромисс– это соглашение на основе взаимных уступок.
Консенсус – соглашение при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.
Переговоры– прямое или косвенное общение сторон, ведущее к снижению интенсивности или завершению конфликта.