РАЗДЕЛ III Человек в политическом процессе

РАЗДЕЛ III Человек в политическом процессе

ТЕМА 11. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Формы политического участия

Простейшей формой политического участия является обращение индивида во властные структуры, в государственные органы с целью удовлетворения личных потребностей и распределения ресурсов в пользу одного гражданина или небольшой группы. В этом случае индивид часто идентифицирует себя с деятелями, которые представляются ему в качестве защитников его интересов. Многочисленные обращения стимулируют функционирование политических структур, укрепляют их связи с массами. Разрыв этих связей и резкое снижение количества обращений свидетельствуют о потере влияния в обществе того или иного элемента политической системы.

В качестве другой формы можно выделить лоббистскую деятельность одного или нескольких лиц, представляющую собой установление контактов с политическими лидерами и элитой для оказания влияния на

их решения, затрагивающие интересы значительного числа людей. Лоббисты постоянно присутствуют в "коридорах власти" и участвуют как профессионалы в политической жизни. Одни из них более влиятельные, чем рядовые функционеры органов государственного управления. Лоббизм играет положительную роль в принятии политических решений, когда он не использует незаконные средства стимулирования и давления (подкуп, шантаж, угрозы и т.п.).

Следующая форма — это направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти. Индивид идентифицирует себя с законодателем и участвует в разработке норм, воздействующих на миллионы после их широкого и глубокого внедрения в политическую практику. Подобная форма требует от индивида развития навыков законотворческой деятельности.

Более распространенная форма участия — это политическая активность в качестве рядового члена или функционера организации (партии, движения, объединения и т.п.), ориентирующейся на завоевание власти или решающее воздействие на формирование и работу органов государственного управления. В кадровых партиях индивид участвует в политической борьбе как кадровый партийный работник. В массовых движениях и партиях он даже не всегда фиксирует свое членство. В тайных организациях и клубах индивид подчиняется требованиям конспирации и скрывает свою групповую идентификацию. К этой форме примыкает предвыборная активность, связанная с проведением избирательных компаний, агитацией за определенных политиков с организацией разнообразных акций, способных повлиять на результаты выборов. Подобное участие, как правило, бывает временным (в течение нескольких месяцев) и регулярным (раз в два, четыре года).

Предвыборная борьба захватывает миллионы активистов, идентифицирующих себя с тысячами лидеров и отдающих себя полностью работе во имя их победы. Наиболее распространенная форма политического участия — выборы как основное средство, с помощью которого граждане могут непосредственно воздействовать на лидеров,.избирать и смещать государственных деятелей, политиков всех уровней. Подобное участие базируется на партийной идентификации избирателей и зависит от возможностей влиять на избирательный процесс, предоставляемый политическими институтами. На выборах все участники равны, имея один голос, если, конечно, они не фальсифицируются.

Одной из индивидуальных форм политического участия является оказание услуг политическим лидерам и элите в качестве экспертов, консультантов, советников, политтехнологов, временных помощников, количество которых с каждым годом возрастает. Благодаря этой форме, политологи, социологи, юристы, историки, психологи, экономисты, военные и другие специалисты включаются в политическую борьбу.

Нередко политическое участие приобретает конфликтную форму (протестную, террористическую, революционную, подрывную и т.п.), представляющую собой столкновение и противоборство индивидов как субъектов политики на международном, государственном, региональном и местном уровне. Протестное участие связано с делегитимацией политического режима и кризисом традиционных норм и ценностей политической культуры. Нередко оно перерастает в терроризм как оппозиционную деятельность экстремистски настроенных индивидов, целью которых становится систематическое применение насилия для дестабилизации властных структур.

Политическое участие часто бывает мобилизационным, осуществляемым (принудительно или под воздействием определенных стимулов) под чьим-то руководством, в отличие от автономного, когда индивид действует самостоятельно в сфере политики. С одной стороны, например, на политические демонстрации вывозят с места работы, обещая льготы или угрожая санкциями; политические забастовки организуют среди членов профсоюза под угрозой исключения из него при неучастии; инициируют политические акции за наличные денежные средства или подарки и т.п. С другой стороны, мобилизационное участие возможно и под влиянием высоко нравственных стимулов и под руководством честных политических организаторов-лидеров, стремящихся к агрегированию и артикуляции интересов.

С точки зрения соответствия общепринятым нормам и законодательным актам политическое участие характеризуют как законное или незаконное, конвенциональное (легальное) или неконвенциональное (нелегальное). Последнее, как правило, отвергается большей частью общества по политическим, правовым, моральным, религиозным или иным соображениям.

По уровню гласности политическое участие диверсифицируется от негласных, тайных форм до открытых, гласных. В демократическом, открытом обществе преобладают последние. В закрытом, тоталитарном господствуют первые.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике (абсентеизм). В основном ей привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах. Меньшинство же, как правило, настолько не удовлетворено условиями своей жизни и утратило групповую идентичность, что полностью отвергает необходимость оказывать влияние на политику.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

В Российской Федерации одной из важнейших форм политического участия является активность граждан на референдумах и во время выборов. Во многих основополагающих документах (Конституции РФ, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.) подчеркивается, что демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления РФ являются, как и референдум, высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Выборы и референдум представляют собой узаконенную форму прямого волеизлияния россиян. Через них они реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Российская Федерация с ее плюрализмом мнений и интересов граждан не сможет обеспечить добровольное законопослушание людей, избежать острых социальных конфликтов, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием избирателей.

Политическая активность россиян — это не только голосование при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, но и их добровольная работа в избирательных комиссиях и органах, проведению предвыборной агитации, подведению итогов голосования и т.п.

На основе активного избирательного права россиянин может реализовать свое политическое участие как избиратель, но на основе пассивного избирательного права он имеет возможность быть избранным, т.е.

участвовать в политической борьбе в качестве избираемого. Закономерно, что для подобного участия есть ограничения: так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах[2].

Политическое участие россиян основывается на равном избирательном праве, которое в законодательстве трактуется как участие граждан в выборах "на равных основаниях". Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Граждане РФ равны при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., т.е. на всех стадиях предвыборной борьбы. Они проявляют свою волю без всякого контроля за ними, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. В Российской Федерации избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, то есть установить личность избирателя.

В Российской Федерации вся система законодательства гарантирует и поощряет активное, свободное и конструктивное политическое участие индивида. Мобилизация сил и способностей каждого гражданина как субъекта политики необходима для функционирования демократических институтов в современной России. Без демократии участия невозможно решать большинство политических, экономических, социальных и культурных задач переходного постсоветского периода.

Политическое сознание — это совокупность теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых осознается сфера политики социальными субъектами, опосредуются их отношения с политическими структурами и обосновываются их притязания на власть.

Политическое сознание структурируется по разным основаниям. С точки зрения субъекта политическое сознание делится на:

- массовое политическое сознание, состояние которого выражают общественное мнение и общественное настроение масс;

- групповое политическое сознание, которое обобщает сознание конкретных больших ( социальные классы и социальные слои) и малых ( политическая элита, политическое лобби) групп;

- индивидуальное политическое сознание, обеспечивающее личности познание политической реальности и ориентации в ней.

По глубине отражения в политическом сознании выделяются обычно два уровня:

- обыденное сознание, которое формируется на базе жизненого опыта

людей и представлено в политической психологии;

- теоретическое сознание, которое целенаправленно разрабатывает-

Гией.

Таким образом, политическая психология и политическая идеология различаются по ряду моментов.

Во-первых, по возникновению и характеру производства: политическая психология стихийно формируется, идеология сознательно разрабатывается определенным кругом людей, как политических практиков, так и теоретиков, идеологов класса, партии, государства.

Во-вторых, по характеру духовного освоения действительности: политическая психология непосредственно отражает политическую действительность, идеология — опосредованно, как правило опираясь на политические потребности, интересы, чувства, настроения, оформляя их в политические программы и т.п.

В-третьих, политическая психология и идеология различаются и по степени их структурной упорядоченности: политическая психология более аморфна и подвижна, политическая идеология имеет значительно большую структурную четкость и стабильность.

Современная эпоха пробуждает к активной политической деятельности все новые десятки и сотни миллионов людей. Они приносят с собой в общественную жизнь и политическую борьбу чувства, настроения, традиции, надежды, сомнения, разочарования, идеалы. Вся эта смесь эмоциональных и рациональных элементов и есть реальность политической психологии.

Политическая психология есть совокупность политических чувств, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов.

В структуру политической психологии в качестве важнейших элементов входят политические чувства, настроения, потребности и интересы. Политические чувства представляют собой эмоциональную реакцию на события и личности в политической жизни. Следует отметить динамичность политических чувств, широкий диапазон и амплитуду их колебаний. Вчера на волне популярности и обожания масс политик возносится на вершину власти, а сегодня эти же массы возмущены его деятельностью, требуют его отставки.

Политические настроения — более стабильный и устойчивый, хотя и более размытый, расплывчатый компонент структуры политической психологии. Политические настроения не сводятся к эмоциям, в них присутствует рациональный элемент (установки, идеи, пожелания и требования).

Политология. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М. 1998. С. 318

Ский плюрализм.

С точки зрения технологии осуществления общественных идеалов политические идеологии делятся на радикальные (революционные), предлагающие глубокие системные преобразования общества; консервативные (традиционалистские), стремящиеся сохранить и закрепить существующий порядок в обществе; умеренные (реформистские), предлагающие медленные структурные преобразования, не затрагивающие сущности общества.

По сфере распространения, политическому влиянию и общественному статусу политические идеологии делятся на общественные, которые действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая

идейной платформой политических партий и движений; государственные (господствующие), которые имеют государственный масштаб и проявляются в сфере государственной политики.

Совокупность всех существующих идеологий составляет идеологический или идейно-политический спектр современного общества, а взаимодействие их на политическом пространстве обозначается поняти-

ем «идеологический дискурс». Из всего многообразия идеологических течений мы отберем для анализа лишь те, которые во-первых, наиболее влиятельны в современном

мире, оказывая наибольшее воздействие на политическое сознание и политическую деятельность больших и малых социальных групп, общественных движений и политических партий. Их можно назвать главными

политическими идеологиями современности. Это — либерализм, консерватизм и социализм.

Далее рассмотрим новые политические идеологии, которые пытаются выйти за пределы идеологических стереотипов главных идеологий.

Их можно назвать альтернативными политическими идеологиями. Это - феминизм, экологизм и коммунитаризм. Главные политические идеологии — это идеологии эпохи Просвещения, модерна и становления индустриального общества.

Либерализм. Так называют идеологию и движение сторонников свободного предпринимательства и парламентской демократии. Теоретическое кредо либерализма было сформулировано в XVII-XVIII вв.

английскими мыслителями Д. Локком, Т. Гоббсом, А. Смитом,

Д. Миллем и др. «Классически» либерализм основывался на учении о естественных правах человека на жизнь, свободу и собственность. Либеральная программа базировалась на трех китах — мир, деловое государство, реформы.

В начале XX в. традиционный либерализм подвергается серьезной модификации в соответствии с духом времени: обосновывается необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь для создания благоприятных условий свободному предпринимательству и конкуренции. Иначе говоря, государству вменяются социальные функции. Либерализм становится неолиберализмом. Общая идея большинства неолиберальных теорий — обоснование делового партнерства и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Сохраняется принцип ォклассическогоサ либерализма — высшая ценность — индивид, обладающий частной собственностью и свободой предпринимательства. Будучи одной из самых влиятельных политических идеологий, либерализм вместе с тем постоянно модернизирует себя, беря на вооружение некоторые идеи других идейнополитических теорий, в особенности консерватизма и социал-

демократии. Консерватизм. Идеология консерватизма сложилась в конце XVII первой половине XIX вв. как реакция на Великую французскую революцию 1789 г. и последовавшие за ней бурные перемены и потрясения европейской и всей мировой истории. Основоположниками консерватизма называют таких мыслителей, как Э. Берк, Жозеф де Местр, Ф.Р. Шатобриан и др.

Консерватизм базируется на следующих основных принципах: неизменности человеческой природы и сущности; незыблемости института частной собственности; религиозности как основы нравственности и по-

рядка. Опора на традиции, решительное неприятие теории и практики коренной, революционной ломки существующих общественных порядков — главное в идеологии консерватизма.

В 70-е годы прошлого столетия консерватизм обретает второе дыхание, получив теоретическое обоснование в работах Ф. Хайека.

Неоконсерватизм выступает против усиления вмешательства государства в экономику, предлагая обществу проект его реформирования путем стимулирования частнопредпринимательской

инициативы. Социалистическая и коммунистическая идеологии. Идейный предшественник социалистических и коммунистических идеологий — западноевропейский утопический социализм XVI-XIX вв. в лице

Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и др. В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс превращают социалистическую идею в общественную теорию, опиравшуюся на философию, политическую

экономию и научный коммунизм. Основные принципы научного коммунизма как политической идеологии марксизма: историческая миссия рабочего класса, пролетарская революция, диктатура пролетариата как условие и главное средство построения социалистического общества. В 60-90-е годы XIX в. марксистская концепция социализма и коммунизма господствовала в европейском рабочем движении. Эпоха революционных потрясений в Европе закончилась. Ставка на пролетарские революции не оправдала себя. Уровень жизни рабочего класса в результате забастовочной борьбы повысился. Все это предопределило

раскол рабочего движения, которое развивалось под знаменем марксизма, на два направления.

1. Социал-демократическое течение как политико-идеологическое отражение и организационное оформление реформистской тенденции рабочего движения, для которого характерна абсолютизация реформистских, легальных, парламентских средств борьбы за социализм и неприятие революционного прорыва к новому обществу с использованием насильственных средств.

2. Революционно-коммунистическое течение рабочего движения с его ориентацией на революционно-насильственные средства построения социализма и признание реформ лишь в качестве дополнительного

и второстепенного аспекта революционных преобразований общества. Судьба этого направления известна: утверждение в СССР и ряде стран мира и затем падение модели административно-бюрократической мо-

дели общества, именовавшейся «реальным социализмом».

Социал-демократическое течение, вопреки обещаниям его политических партий, стоявших десятилетия у власти в ряде капиталистических стран, не сумело превратить капитализм в социализм ни в од-

ной стране мира. Однако социал-демократия внесла большой вклад в процесс гуманизации современного капиталистического общества, в процесс улучшения жизненного уровня трудящихся, в создание сис-

темы защиты прав и свобод человека. И сегодня социал-демократия - одна из наиболее влиятельных и авторитетных политических идеологий. Современные альтернативные идеологические течения отражают

новую проблематику (противоречия) современного индустриального общества, ставшего уже постиндустриальным (постмодерным, постматериальным, информационным, цифровым и др.). Философской основой альтернативных идеологий является постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти), который отрицает все метатеории, провозглашает радикальный плюрализм (множественность), обостряет

сознание справедливости и будит новую чувствительность в отношении несправедливости.

Феминизм. Эта идеология отличается плюрализмом (наиболее видные ее представительницы: Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарай, С. Кофман — во Франции; Э. Шоуолтер, Б. Кристиан, С. Гилберт, С. Губар — в США). В феминистскую идеологию включается множество идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорбляемой женоненавистническим фаллократическим обществом, которое создали мужчины. Существуют различные виды феминизма: либеральный, радикальный, социалистический, психоаналитический, черный и

даже лейсбийский феминизм. Главная цель феминизма — свергнуть господство мужчин над женщинами, которое проявляется в постели, на службе, на улице, в зале парламента. Для этого нужно объяснить и понять причины данного господства. Идеология феминизма предназначена для того, чтобы изменить

существующее положение вещей. Отсюда призыв: тотальное сопротивление.

Основные приоритеты феминизма: борьба со всеми формами насилия над женщиной; проблемы здравохранения, болезни и смерти; борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией

Власти.

Основной постулат феминизма: приватная сфера есть политическая

сфера. Экологизм. Возник как реакция на глобальные проблемы современности в частности на проблему «эйкоса» (окружающей природнойи социальной среды). Как и в феминизме, в экологической идеологии

существуют различные течения, зачастую противостоящие друг другу по вопросам понимания как самой экологии, так и способам решения экологических проблем (например, биоцентризм и антропоцентризм).Для решения экологических проблем современности (защита окружающей среды от загрязнения отходами жизнедеятельности человека) в идеологии экологизма содержатся требования радикальных социально-политических преобразований: децентрализации, отказа от насилия, ядерного оружия и атомных электростанций, демократии участия, эгалитаризма и т.д. Экологическое движение за сохранение благоприятной окружающей среды постепенно набирает силу, а экологизм становится влиятельной

политической идеологией в развитых странах. Представители партий

«зеленых» имеют места во многих парламентах мира. Коммунитаризм- одно из самых новых идеологических течений, возникших на Западе в конце XX в. (М. Сандел, М. Уолцер, А. Макинтайр).

Как известно, Великая французская революция выдвинула лозунги: «свобода», «равенство», «братство». Все главные идеологии в той или иной степени испытали сильнейшее влияние данных идеалов. Однако во всех идеологиях идеал братства определялся лишь косвенно (например, как свободного и равного гражданства — в либерализме, национально-культурной идентичности— в консерватизме, солидарности трудящихся и эксплуатируемых классов — в марксизме), либо вообще не являлся предметом специального исследования.

Суть коммунитаризма — обсуждение и разработка различных аспектов братства как состояние общества и общественного идеала. На пути воплощения данного идеала коммунитаристы ставят и решают ряд взаимосвязанных проблем:

- тотальная критика современного общества в его капиталистической и социалистической форме, включая все его институты, ценности и отношения (государство, партия, демократия, справдливость, демократическая личность и др.) Все они используются в манипулятивных целях и уводят людей от человеческих добродетелей, составляющих основу счастливой жизни.

- отбрасывание главных политических идеологий современности, поскольку они породили множество непредвиденных последствий на практике. Вообще, вся современная общественная наука (экономика, социология, политология и др.) должна быть заново переписана под углом зрения ошибок и фальсификаций, а не успехов.

- обосновании значимости идеала братства.

Если феминизм и экологизм в России в той или иной степени имеют своих сторонников (общественно-политическое объединение

«Женщины России» однажды даже преодолело 5% барьер и получило места в Государственной Думе, а экологические движения, несмотря на неудачу в избирательных кампаниях, постоянно заявляют о своем

существовании), то коммунитаризм, как идеология в России практически неизвестен.

ПРИЛОЖЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

Федеральный закон РФ ォОб общественных объединенияхサ. —М.,1996.

Федеральный закон РФ ォОб общих принципах организации местного самоуправленияサ. — М., 2000.

Федеральный закон РФ ォО политических партияхサ. — М., 2001.

Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. — М, 1997.

Буренко В.И. Политология. — М, 2002.

Введение в политологию: Словарь-справочник. — М., 1996.

Государство, демократия, парламентаризм. Краснодар. 1997.

Зарубежная политология. — М., 1998.

Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология, 2001.

Журавлев В.В. Человек. Культура. Политика. — М., 1998

Ильинский И.М. О терроре и терроризме. — М., 2001.

Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. — М., 2001.

Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общ. ред.

В.И. Жукова, Б.И. Краснова. — М., 1997.

Панарин А.С. Политология. — М., 1999.

Политолгия /Отв. ред. Комаровский B.C. — М., 2002.

Политология / Под ред. проф. Буренко В.И. — М., 2002.

Политология / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. — М., 2002.

Политология. Энциклопедический словарь. — М., 1993.

Политология. Хрестоматия. По ред. М.А. Василика. — М., 1999.

Политическая энциклопедия. В 2-х томах. — М., 1999.

Политическая мысль второй половины XX века. Хрестоматия для

студентов вузов. Составитель В.А. Мальцев. —Пермь. 1999.

Пугачев В.П.,Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1997.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические

технологии. — М.,2000.

Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и

развития. — М., 1997.

Литература 193

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ КУРСА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ,

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Тема 1. Введение в предмет.

Политология в системе обществознания

Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. — М., 1997.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины// Полис. —

1997. —№6.

Бойцова О. Политическая наука в XX веке // Вестник МГУ. Полити-

ческие науки. 2001. № 1.

Боттомар Т.Б. Политическая социология // Антология мировой .по-

литической мысли. Т. 2. — М., 1997.

Василенко И.А. О возможностях политической герменевтики // Во-

просы философии. — 1999. — №6.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М, 1990.

Зарубежная политология. — М., 1998.

Гаджиев К.С. Политическая философия. — М., 1999.

Гумплович Л. Социология и политика // Антология мировой политической мысли. Т. 1.

Доган М. Политическая наука и другие социальные науки // Политическая наука: новые направления. — М., 1999.

Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина // Соци-

ально-политический журнал. — 1995. — № 1.

Кто есть кто в политической науке России. — М., 1996.

Кривогуз И. О предмете политологии // Общественные науки и со-

временность. — 1994. — № 3.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.

Макаренко В.П. Политическая _______социология: Нормативный подход //

Государство и право. — 1992. — №7.

Мерриам Ч.Э. Новые аспекты политики // Антология мировой

политической мысли. Т. 2. — М., 1997.

Моиссеев Н.Н. Размышления о современной политологии. — М.,

1999.

194 Приложения

Панарин А.С. Политология на рубеже культур // Вопросы филосо-

фии.— 1993. — № 3.

Панарин А.С. Политология. — М., 1999.

Политология. Энциклопедический словарь. — М., 1993.

Политология /Под ред. проф. В.И. Буренко. — М., 2002.

Политология: Учебник. — М.: РАГС. 2002.

Политология: Хрестоматия // Под ред. проф. М.А. Василика. — М,1999.

Политическая энциклопедия. В 2-х томах. — М, 1999.

Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для

студентов вузов // Составитель В.А. Мальцев. — Пермь. 1999.

Попов А.В., Зуева Л.А. Ценности в политике // Вестник МГУ. Поли-

тические науки. — 2000. — №1.

Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. — М.,

2002.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические

технологии. — М., 2000.

Чудинова И.М. Идеология и политика// Социально-гуманитарные

знания. — 1999. — № 4.

Штраусе Л. Что такое политическая философия? // Антология миро-

вой политической мысли. Т. 2.

Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли

Антология мировой политической мысли. Т. 1-2.

Аристотель. Политика. Афинская полития. — М., 1997.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. — М., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. — М., 1978.

Гоббс Т. Левиафан... // Соч. в 2-х томах. Т. 2. — М., 1989.

Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной дея-

тельности // Антология мировой политической мысли. Т. 1.

История политических и правовых учений / Под ред.

B.C. Нерсесянца. — М., 1997.

Кант И. Метафизические начала учения о праве // Соч. в 6-ти т.

Т. 4.4. 2. — М., 1976.

Литература 195

Классический французский либерализм. — М., 2001.

Констан Б. О свободе // Антология мировой политической мысли.

Т. 1.

Краснов Б.И. Введение в историю политической науки // Социаль-

но-политический журнал. — 1995. — № 2.

Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч.: В 3-х т. т.З. М.,1988.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Эн-

гельс ф. Соч.-2-е изд. т-Т.1.

Монтескье Ш.Л. Избранные произведения (О духе законов). М.,

1956.

Мил ль Д. О свободе // Антология мировой политической мысли.

Т. 1.

Никитин Е.П. Загадка ォГосударяサ // Вопросы философии. —

1997. — №1.

Платон. Государство. _______Политик. Законы. М.,1998.

Политология: хрестоматия // под ред. Проф. М.А. Василика. М., 1999.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. — М, 1998.

Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992.

Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структу-

ры эпохи феодализма в Западной Европе. — М., 1990.

Цицерон. О государстве. — М, 1999.

Чанышев А.А. История политических учений. Классическая запад-

ная традиция. — М., 2001.

Тема 3. Политические учения в России XI-XX вв.

Антология мировой политической мысли. Т. 3-4.

Алексеев Н. Русский народ и государство. — М., 1999.

Белов Г.А. Особенности развития политической мысли России //

Кентавр. — 1994. — № 1.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1990.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия. — М., 1997.

Замаляев А.Ф., Осинов И.Д. Русская политология: обзор основных

направлений. — СПб., 1994.

Ильин И.А. О грядущей России. — М., 1993.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых

учений России XI-XX вв. — М., 1995.

Карамзин Н. Записка о старой и новой России. — М., 1991.

Ленин В.И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Т. 33.

Либерализм в России. — М, 1996.

Мир России — Евразия: Антология. — М., 1995.

От политической мысли к политической науке. Справочник персоналий российской политической мысли и науки. — М., 1999.

Политология: хрестоматия // под ред. Проф. М.А. Василика. — М,1999.

Политическая мысль в России: Словарь персоналий. — М, 2000.

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. — М., 1993.

Тема 4. Современная политология: основные концепции

Антология мировой политической мысли. Т. 2.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М., 2001.

Ашин Г.К., Лозанский Э.Д., Кравченко С.А. Социология полити-

ки. Сравнительный анализ российских и американских политических

реалий. — М, 2001.

Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. Наука как призвание

и профессия // Избр. произведения. — М., 1990.

Власть и демократия: зарубежные ученые о политической науке. —

М, 1992.

Дай Т., Зиглер X. Демократия для элиты. Введение в американскую

политику. — М., 1985.

Кола Д. Политическая социология. — М., 2001.

Лефор К. Политические очерки (XIX-XX века). — М, 2000.

Михельс Р. Социология политической партии в условиях демокра-

тии // Антология мировой политической мысли. Т. 2.

Моска Г. Правящий класс // Антология мировой политической мысли. Т. 2.

Паренти М. Демократия для немногих. — М., 1990.

Политическая наука: новые направления. — М., 1999.

Литература 197

Сытин А.Г. Политическая социология М. Дюверже // Социально-

политические науки. — 1990. — №12.

Тоффлер О. Метаморфозы власти. — М, 2001.

Чилкот Р.Х. Теория сравнительной политологии. В поисках пара-

дигмы.— М., 2001.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М, 1991.

Тема 5. Политика и власть как общественные явления

Азаров Н.И. Взаимосвязь морали и политики// Социально-

политический журнал. — 1997. — № 4.

Ашин Г.К. и др. Социология политики. — М., 2001.

Бурдье П. Социология политики. — М, 1993.

Болл Т. Власть // Полис. — 1993. — № 5.

Буренко В.И. В поисках политики: власть, управление,

регулирование. — М., 1999.

Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти:

история идей и современные подходы. — М., 2001.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Изб. Произведения.

— М, 1990.

Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология ми-

ровой политической мысли. Т. 2.

Гобозов И.А. Политика и мораль // Социально-политический жур-

нал. — 1996. — №2.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М., 2001.

Кола Доминик. Политическая социология. — М., 2001.

Костюк К.Н. Понятие политического в истории мысли и

современной науке // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — №3.

Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-

политический журнал. — 1994. — №3-6.

Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-

гуманитарные знания. — 2000. — № 1.

Ледяев В. Власть: концептуальный анализ // Полис. — 2000. —№1,2.

Макаренко В.П. Русская власть. — Ростов-н-Дону, 1998.

Митрошенков О.А. Социальная политика в России: мегатенденции

1999-2000 // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — №1.

Обухов Г. Понятие власти // Власть. — 1999. — №11.

Парсонс Т. О понятии ォполитическая властьサ // Антология мировой

политической мысли. Т. 2.

Политическая социология. — Ростов-н-Дону, 1997.

Политология: хрестоматия // под ред. проф. М.А. Василика. — М.,1999.

Пушка рева Г. Власть как социальный институт// Социально-

политический журнал. — 1995. — № 2.

Рассел Б. Власть. Социальный анализ // Антология мировой полити-

ческой мысли. Т. 2.

Руткевич М. Власть: кризис доверия // Власть. — 1999. — №4.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М., 2001.

Шабров О. Политическое управление. — М.,1997.

Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политиче-

ской мысли. Т. 2.

Тема 6. Политиче

Наши рекомендации