Диалог Цицерона «О государстве».
ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ(Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.), римский оратор и философ, государственный деятель, поэт, переводчик. Сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Цицерон родился в Арпине, в зажиточной семье местного всадника. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде. В 79–77 до н.э. оратор путешествовал и продолжил свое образование в Афинах, на Родосе и в Малой Азии. В 75 до н.э. Цицерон был избран младшим чиновником провинциальной администрации, служил помощником римского магистрата. Консульство оставалось главной целью политических амбиций Цицерона, чего он и добился в 64 до н.э., победив своего главного противника Катилину. В результате в 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию за казнь римлян без суда. Он получил позволение вернуться в сентябре 57 до н.э. В 54–51 до н.э. он удалился из политики и находил утешение в работе над диалогом О государстве. Цицерон вновь вышел на политическую сцену после убийства Цезаря (44 до н.э.), он готов был поверить, что последний из могучих тиранов пал и теперь сенат сможет восстановить республику. 7 декабря 43 до н.э., через две недели после образования второго триумвирата, Цицерон по настоянию цезарианца Антония был убит.
Трактат «О государстве» был начат в 54 г. и опубликован, по всей вероятности, в 51 г., незадолго до отъезда Цицерона в Киликию. Текст этого диалога до начала прошлого столетия считался утраченным и был известен только по отдельным цитатам и упоминаниям о нем у древних авторов, если не иметь в виду большого отрывка, которым заканчивался диалог в целом и который назывался «Сновидение Сципиона». Сочинение Цицерона «О государстве» пользовалось довольно широкой известностью у современников. Так, например, один из корреспондентов Цицерона, Марк Целий Руф, писал ему в Киликию в середине 51 г.: «Твои книги о государстве высоко ценятся всеми». Но еще более популярным этот трактат ста новится в последующее время; этим и объясняется множество ссылок на него и цитат, сохранившихся в сочинениях древних авторов, начиная с Сенеки и Плиния Старшего. Интересно отметить, что многие положения трактата охотно использовались так называемыми отцами церкви, т. е. христианскими писателями, в особенности Лактанцием, и автором знаменитого в средние века труда «О граде божьем» Аврелием Августином. Эти два автора не только цитируют Цицерона, но и нередко пересказывают отдельные места и рассуждения из трактата.
Сочинение Цицерона «О государстве» написано им — опять-таки следуя примеру Платона — в форме диалога. Место действия — загородная усадьба Публия Сципиона Африканского Младшего, время действия — дни так называемых Латинских празднеств 129 г. до н. э. Главным действующим лицом диалога является сам Сципион; кроме него в диалоге принимают участие некоторые его друзья.
Работая над своим произведением, Цицерон не раз менял его замысел и построение. Общая структура трактата следующая: он состоит из шести книг — по две книги на каждый день беседы, которая, таким образом, длится три дня. Каждый день посвящен обсуждению определенного вопроса: книги первая и вторая — вопросу о наилучшем государственном устройстве, книги третья и четвертая — философскому обоснованию понятия государства (исходя из идеи справедливости) и, наконец, книги пятая и шестая — вопросу о наилучшем государственном деятеле. Как уже было отмечено, весь трактат завершается неким апофеозом — сновидением. Сципиона Младшего, во время которого ему является знаменитый победитель Ганнибала Сципион Африканский Старший. Последний предсказывает приемному внуку блестящую судьбу и вместе с тем объясняет ему, что людям, которые верно служили отечеству, уготовано бессмертие и вечное блаженство.
К числу наиболее сложных вопросов, затронутых Цицероном в трактате «О государстве», относится круг проблем, связанных с образом идеального правителя государства, которого он называет princeps. В результате многочисленных исследований «нe-монархический» характер этого правителя можно считать установленным, однако вопрос о том, какую роль и место отводит ему Цицерон в политической системе, нуждается в дальнейшем изучении.
В первых книгах трактата, сравнивая различные формы государственного устройства, Цицерон наилучшей признает смешанную форму, образцом которой для него является государство, основанное предками. Поскольку такое устройство «обеспечивает» равномерное распределение прав, обязанностей и полномочий с тем, чтобы достаточно было власти у магистратов, влияния у совета первенствующих людей и свободы у народа, ему свойственно «великое равенство» и «прочность». Стабильность и долговечность этой государственной форме придает сенат.
Своего правителя оратор называет rector rei publicae, moderator rei publicae, tutor и, наконец, princeps.
Цель, которую стремится достичь правитель — это «счастливая жизнь граждан, с тем, чтобы она была обеспечена средствами, была богатой благодаря изобилию, великой благодаря славе и почетной благодаря доблести». Он должен больше заботиться о пользе народа, чем о его желаниях. Цицерон писал свой трактат в связи с конкретной политической ситуацией, сложившейся в Риме во второй половине 50-х гг., и поэтому он не мог не выделить особо те задачи, которые ему самому, стороннику республики, казались наиболее важными. Правитель, пишет Цицерон, умом своим и деятельностью должен охранять государство, быть всегда «во всеоружии против всего того, что колеблет государственный строй». Это его основная задача, ведь «ни в одном деле доблесть человека не приближается к могуществу богов более, чем это происходит при основании новых государств и при сохранении уже основанных».
Не составляет особого труда определить источники, которые использовал Цицерон в трактате «О государстве». Они перечисляются самим автором. Так, упоминая в одном из своих более поздних произведений интересующий нас трактат, Цицерон говорит о таких источниках, как Платон, Аристотель, Феофраст (и вообще школа перипатетиков), в самом же трактате помимо многократных упоминаний имени Платона можно найти ссылки на Полибия и Панэтия. Как в свое время правильно отметил немецкий исследователь В. Шур, трактат «О государстве» объединяет в одно целое политические теории Средней Стои с практическим опытом римского консула.
Диалог Цицерона «О законах.