Правовой статус высшего учебного заведения

Правовой статус ВУЗаопределяется через :

· содержание (правоспособность, дееспособность),

· механизм (принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы реализации и защиты),

· структуру (права и обязанности),

· ответственность.

Высшее образование имеет цельюобеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельностив соответствии с потребностями общества и государства,удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

· Университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

· Академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

· Институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности, ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Управление в области науки

· Министерство образования и науки Российской Федерации

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

· Федеральное агентство по делам молодежи

Ø Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

1. Правительство РФ (ст. 17 ФКЗ "О Правительстве РФ")

Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержкии развития науки;

- обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию

· в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий

· в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций,

· в сфере молодежной политики,

· а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи.


Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

v образцы студенческого билета и зачетной книжки;

v порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;

v случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;

v порядок перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

v порядок назначения государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

v порядок выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

v порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

v порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года;

v особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

v порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

v перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня;

v перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования;

v формы государственной итоговой аттестации;

v порядок проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации);

v образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам;

v федеральные государственные образовательные стандарты;

v порядок проведения олимпиад школьников (включая установление перечня и уровней олимпиад школьников, в том числе критериев определения уровней указанных олимпиад, образцов дипломов победителей и призеров олимпиад школьников, порядка предоставления особых прав победителям и призерам олимпиад школьников при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников);

v порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты ее проведения, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;

Наши рекомендации