Имидж преподавателя высшего учебного заведения в восприятии студентов

«Информация, считываемая с внешнего облика человека, его мимики и пластики, поведенческих реакций, определяет для педагога характер прикосновения к личности: это тонко «инструментуемое» педагогическое воздействие, стимулирующее свободный индивидуальный выбор на уровне современной культуры» [4].

Основой имиджа педагога являются его личностные и профессиональные качества: коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, самообладание, тактичность, общительность, организованность, доброжелательность, терпимость, социальная ответственность и многие другие. Имидж педагога – это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении создает имидж самого учреждения, что способствует повышению его конкурентоспособности.

В связи с этим вопрос о необходимости формирования имиджа современного педагога является очень актуальным. Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни, сложные задачи в различных ситуациях.

Подтверждением того, что личный имидж преподавателя высшего учебного заведении служит фактором учебной мотивации студентов, являются результаты анкетирования студентов факультета искусств и дизайна Гродненского Государственного университета имени Янки Купалы.

Выборку составили 45 человек. Студентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале личностные качества преподавателя, наиболее влияющие на учебную мотивацию студентов.

Значимыми для студентов оказались такие качества внешней культуры преподавателя, как оптимизм, инициативность, уверенность в себе. Так оптимизм, как фактор, влияющий на учебную мотивацию студентов, оценили 83% студентов, инициативность – 77%, уверенность в себе – 75%, эмоциональная отзывчивость преподавателя – 87%, ответственность – 73%, тактичность – 71%, терпеливость – 71%.

Было рассмотрено, насколько важны для учебной мотивации студентов такие профессиональные качества преподавателя как интерес к работе со студентами, интерес к психологической литературе, к новым исследованиям в области педагогики, к поиску новых методик и новых методов в работе со студентами, готовность к сотрудничеству с родителями и коллегами в целях развития студента. Их значимость оценена 70% студентов.

Большинство студентов (95%) оценили на пять баллов важность таких качеств преподавателя, как отзывчивость и доброжелательность.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о наиболее значимых для учебной мотивации студентов имиджевых характеристиках преподавателя: терпеливость, тактичность, эмоциональная отзывчивость, ответственность, интерес к работе со студентами, интерес к психологической литературе и новым исследованиям в области педагогики, интерес к поиску новых методик, мягкость, доброжелательность, спокойствие, общительность, приятная внешность, ровный спокойный голос, выразительные глаза, умеренность в одежде.

Заключение

Заключение.

Педагог- это детовод волшебник, ведущей по дороге, и приводящий детей в царство знаний. Современный педагог в своей профессиональной деятельности должен идти медленно, но зато не двигаться назад. Профессия педагог замечательна всегда есть, чему учится, здесь нет предела совершенству. Воспитатель направляет, помогает, не оступится, поддерживает, сопереживает, содействует, что в свою очередь вызывает у ребят доверие, рождает взаимопонимание желание продолжать идти вместе с педагогом дальше в царство знаний и в этом ему помигает имидж.

Имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.

Необходимо формировать имидж современного педагога , это нелегкая работа , но она принесет результаты. Чтобы иметь право воспитывать, нужно постоянно совершенствоваться.

Различные исследователи имиджа дают достаточно различные определения имиджа. Их можно разделить на 2 группы: рассмотрение имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности» и появление имиджа в связи с развитием средств массовой информации. В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный. Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. По характеру получения другими людьми выделяют такие ее виды как косвенная и прямая. Возможны четыре канала перемещения имиджформирующей информации: из вашего сознания – в их сознание; из вашего сознания – в их подсознание; из вашего подсознания – в их сознание; из вашего подсознания – в их подсознание. Удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения вашей имиджформирующей информации от вас к другим людям. На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального и профессионального имиджей человека. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены принципы повторения, непрерывного усиления воздействия, «двойного вызова». Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

Библиография

· книги одного, двух и более авторов:

1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск, 1999.

2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М., 1996.

3. Апраксина М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема. – М., 2000.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Дэвис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1998.

6. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя.. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2004 ISBN 5-691-01322-X

7. Маркина В. М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. – М., 1996.

8. Орлова Е. А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (социально-психологический аспект). – М., 1997.

9. Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2003.

10. Патлусова В. М. Профессиональный имидж. – Пермь, 2001.

11. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.

12. Спиллейн М. Создай свой имидж. – М., 1996.

13. Хачанян Е. Ваш имидж. – М.: АСТ, 2001.

· словари:

14. Педагогический словарь. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Москва -Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

· электронная публикация в Интернете:

15. Имидж как социально-психологический феномен. Электронный ресурс. ttp://reftrend.ru/104769.html

16. Имидж преподавателя высшего учебного заведения в восприятии студентов первого курса. http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/imidj-prepodavatelya-vyisshego-uchebnogo-36314.html

17. Мотайленко Н.Ю. Имидж современного педагога. Педагогика 12.06.2014 http://doshkolnik.ru/pedagogika/5983-imij.html

Наши рекомендации